«Есть натуры, которые не гнутся…»
Вера Фигнер. Революционерка, эсерка, цареубийца… Только вдумайтесь: жить в дворянской семье, получить блестящее медицинское образование за рубежом – все дороги открыты! – и вдруг в 28 лет принять решение идти на смерть. За идею, за светлое будущее и чью‑то лучшую жизнь.
09 июня 2022
«Есть натуры, которые не гнутся, их можно только сломить, сломить насмерть, но не наклонить к земле», – писал о ней публицист и революционер Сергей Иванов. А ещё эффектную красотку Фигнер называли «Верочка – Топни ножкой». Да-да, она умела это делать. «Обворожительная агитаторша», искренне верившая в свои идеалы, Вера обладала сокрушительной силой убеждения.
Вместе с сестрой Вера уходила «в народ». Жила в деревне, лечила крестьян. Говорят, за десять месяцев в своём фельдшерском пункте в селе Вязьмине Саратовской губернии девушки приняли более пяти тысяч человек! Они открыли первую в волости школу для крестьянских детей. Не забывая при этом про революционную пропаганду. Впрочем, скоро за сёстрами начнётся слежка, и Вера придёт к убеждению, что при полном отсутствии политической свободы пропаганда мирной быть не может...
То был добровольный отказ от безбедной жизни, посвящение себя людям – особая философия. Как ни странно, все девочки в их семье были такими – Вера, Женя, Лида, Ольга. И когда один брат – Пётр – строил карьеру инженера, а другой – Николай, выдающийся тенор, – блистал на сцене Мариинского театра, Вера уже отбывала свой срок в Шлиссельбургской крепости.
Покушение на Александра II они организовывали несколько раз. Вера возглавляла террористическую группу в Одессе, три месяца занималась подготовкой взрыва царского поезда. Безрезультатно. Восьмая попытка им удалась. Группа встречалась на конспиративной квартире у Веры. Фигнер собственноручно готовила бомбы.
Известие об убийстве Александра II стало для неё радостью. В тот день Фигнер запишет: «Все искупала эта минута, эта пролитая нами царская кровь, тяжёлое бремя снялось с наших плеч, реакция должна была кончиться, чтобы уступить обновлению России». Но вот она, единственная не пойманная из всех виновных, едет в конке в день казни своих друзей, а навстречу – толпа, с неё возвращающаяся. И на лицах этих людей «ни раздумья, ни грусти».
Её взяли последней. Арест произвёл фурор. Говорят, на Веру приходили посмотреть чиновники, а император Александр III, узнав о её задержании воскликнул: «Слава Богу, эта ужасная женщина арестована!» Судебный процесс над Фигнер в прессе не освещался – чтобы не вызвать народных волнений. Вера держалась стойко, от защиты отказалась. Но всё же первый – смертельный – приговор ей «всемилостивейше» заменили на каторгу без срока.
В общей сложности в одиночке она проведёт 22 года, но не сломается ни духом, ни телом. Ежедневно будет вышагивать по своей камере по 10 вёрст, здесь же, в камере, напишет книгу...
Фото: zen.yandex.ru/media/history_russian, ru.wikipedia.org
Добавить комментарий