Как «Заброшенная Россия» в Татарстан привела
Романтика исчезающих деревень... Как вам такая идея для путешествия?
03 июля 2020
ВЕСЕЛО ЖИЛИ…
…Всё утро Марию подстерегали неожиданности. Вышла утром из дома дров набрать, да чуть не растянулась на полу – кто‑то по всему сараю полешки разбросал. Стала печь топить – дым в избу повалил. Трубу заткнули! Рассердилась, а муж Николай со смехом напомнил: «Терпи, сваха, Фёдора женим!»
Хулиганить в доме родственников жениха родным и друзьям невесты было за счастье – таким был свадебный обычай. Могли не то что дрова разбросать – ворота ночью снять и унести! А вообще мордовская свадьба – это настоящий многодневный спектакль, сыгранный по определённым канонам. Именно так гуляли на свадьбах жители села Кузайкино! Ещё совсем недавно радовалось село своей весёлой трудовой доле и никто не подозревал, что исчезнет эта жизнь – не в одночасье, но мучительно и тоскливо…
Просто так село это не найти. Надёжно спряталось оно между живописными холмами, которых в Лениногорском районе Татарстана не счесть! Но нам от этого только интересней. С первого раза попасть в Кузайкино не получилось – повёл навигатор по размытой грунтовке. Не рискнули, покружили вокруг, нашли дорогу надёжнее. В итоге разбитый асфальт привёл в самое сердце села – к старому недействующему храму. К слову, именно эта точка маршрута и должна была стать местом встречи с командой ютуб-канала «Заброшенная Россия». Но ребята что‑то задерживались. С мобильной связью в Кузайкине большие проблемы, поэтому, оставив попытки дозвониться до наших визави, мы отправились изучать окрестности.
Краткий ликбез по мордовским традициям для меня провёл Анатолий Кондратьев, уроженец села. Включив образное мышление журналиста, когда‑то возглавлявший лениногорскую газету «Заветы Ильича» Анатолий Арсентьевич в красках расписал прежние кузайкинские будни. А потому, глядя на безмолвные зелёные холмы, видела я не их, а весёлых уставших тружеников, возвращавшихся с сенокоса – с песнями и в лаптях. Да-да, говорят, удобная и лёгкая обувка из древесного лыка в Кузайкине была в почёте вплоть до 1960-х.
Местные вспоминают, что в лучшие годы в Кузайкине было чуть ли не 350 дворов – дома даже на горах строили! А сегодня человек двадцать зимуют, остальные – дачники. Нет здесь ни медпункта, ни магазина. Есть лишь соседская взаимовыручка. А ведь когда‑то в селе Кузайкино было всё для удобной деревенской жизни: школа-семилетка, в которую зимой на лыжах через гору прибегали дети из других деревень, пара магазинов, сельский клуб, где даже свой фольклорный ансамбль имелся, библиотека, медпункт, почта… А какая развитая экономика здесь была! Местный колхоз «Восход» мог похвастаться крепким хозяйством – свинофермами, коровниками, конным двором, пасекой, курами. Своими огурцами Кузайкино славилось на всю округу. Выращивали даже арбузы! А из собственного подсолнечника отжимали масло – в селе действовал небольшой цех.
В общем, работы для всех хватало, а затем её не стало – исчез колхоз, не выдержал многочисленных реорганизаций. В итоге стада, поля и прочие деревенские богатства перешли от Кузайкина другим сёлам, а здешней жизни осталось лишь медленно затухать. Ребята, что побойчее, потянулись на открытые нефтяные месторождения – умудрялись устроиться на работу даже без паспортов, которых, как известно, в то время у селян не было.
В 2011 году в селе осталось всего 53 жителя, а сегодня коренных и того меньше. Ситуацию спасают дачники – летом село оживает. На лавочках греются на солнышке деревенские бабушки, заботливо вывезенные детьми на малую родину «в отпуск». По тропинкам бегают городские ребятишки, по старинке отправленные коротать каникулы «на деревню к дедушке». На сельской грунтовке нет‑нет да и покажется чей‑то автомобиль. А природа вокруг – умопомрачительная! Благоухает разнотравье, журчат в разных уголках села ключи, птицы поют свои затейливые песни, а на кузайкинские холмы, как на горы, смотреть можно бесконечно.
СЕКРЕТНОЕ МЕСТО
Оказалось, в поисках Кузайкина блуждали не только мы – ребят из «Заброшенной России» (простите за каламбур) забросило аж в Альметьевский район. Выяснилось, там есть своё Кузайкино! Кстати, тоже мордовское. Может быть, эти села – родственники?
– Да, вполне! – отвечает местный житель Григорий Анатольевич. – Люди рассказывали, что на горе раньше камень находили с датой XVIII века, так что дело это очень давнее. А ещё рассказывали, что с того – альметьевского – Кузайкина в эти места перебрались несколько братьев, так и выросла наша деревня. Впрочем, другие утверждали, что, мол, то Кузайкино от нашего пошло. В любом случае название это от древнего эрзянского имени Кузай получилось, значит, так и звали основателя села. Наши места всегда глухими были – каждая деревня между гор или в лесу расположена. Здесь во время крепостного права люди прятались, да так и оставались. Никто их найти не мог…
Сегодня о старых временах в Кузайкине напоминает разве что красивая каменная церковь в псевдорусском стиле. Она была построена в начале ХХ века. История храма – как и история самого села Кузайкино – полна загадок и противоречий. По одним сведениям, церковь так и не была достроена и освящена. По другим – служба здесь всё же велась, а среди местных жил некто певчий Семён Петров, который и помогал кузайкинцам проводить церковные обряды.
– Церковь наши деды-прадеды строили! – рассказывает нам баба Таня – одна из старожилов Кузайкина. – Раствор на лошади ещё месили. Не знаете, как это? Песок разводили с глиной и запускали по нему лошадь, она ходила вкруговую, а верхом на ней сидел кто-нибудь из пацанят. Говорят, раньше в раствор яйца для крепости подмешивали. Но не думаю, что в Кузайкине это делали, – не по силам было, большие налоги люди платили.
Секрет того, как в старину без техники возводили такие высокие храмы, тоже можно узнать в Кузайкине.
– Строили этаж, а рядом делали насыпь из земли, чтобы на лошади материал подвезти повыше, – раскрывает нам его Григорий Анатольевич. – Строилась церковь, росла и насыпь. После её убирали. А колокол на колокольню уже лебёдкой поднимали.
Сегодня этот храм стоит одинокий, без колоколов. Вместо купола – зелёная шапка травы. Здесь, рядом с чудом сохранившимися церковными вратами, мы и встречаемся с Алексеем Ушаковым.
– Открыта? – с надеждой спрашивает он.
– Увы.
– Ох, какие ступени! А вход! Редко когда кованая дверь остаётся, а здесь сохранилась. И решётки старые на месте…
Красивый каменный храм, построенный в честь братьев-бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана, в удручающем состоянии. Местные заботливо закрыли этот забытый богом дом на замок, дабы не разграбили в нём последнее, укрыли толем крышу от дождей и снега и даже собирали средства на восстановление, но разве старикам это под силу?
В советские годы церковь служила складом. Сначала здесь хранили колхозное зерно, затем – инвентарь и химикаты.
– Говорят, из тех, кто разорял её, сбрасывал колокол, снимал иконы, своей смертью никто не умер, – рассказывает Анатолий Арсентьевич. – Кто повесился, кто утонул… А храм всё пережил, выстоял. Как‑то приезжали специалисты, фундамент смотрели, сказали, что сделан по уму – ещё пятьсот лет простоит!
Иван Григорьевич Фадеев с супругой Марией – старейшие жители села Кузайкино. Пообщаться с местными жителями – особое удовольствие для путешественника, следующего по деревенским маршрутам.
ЭНЕРГИЯ МЕСТА, ТЕПЛО ЛЮДЕЙ
Такие места, как Кузайкино, манят искателей приключений. Алексей Ушаков – один из них.
– Мне всё интересно! Главное – выбраться из города и попасть в деревню! – улыбается он.
Любовь к заброшенным деревням началась у Алексея с любви к истории и ностальгии по собственному детству. Особое место в его сердце занимает родная деревня в Орловской области – ныне почти исчезнувшая. Приезжает в неё каждый год и каждый раз мечтает, что когда-нибудь сможет её восстановить. Собственно говоря, с этой идеи и начался канал «Заброшенная Россия».
– К сожалению, в нашей стране очень много заброшенных деревень, но Татарстан, как мне кажется,отличается от других регионов. У вас, наоборот, много крепких сёл – то ли край богаче, то ли люди традиции чтят.
В таких путешествиях можно столкнуться с чем угодно, рассказывает Алексей. Однажды в заброшенном пансионате его преследовал странный звук, как будто кто‑то семенил по крыше. Попытки увидеть «хулигана» были тщетны. Выложил видео на канал – и тут же получил обратную связь от подписчицы: оказывается, дом этот полон привидений! В другой раз гулял по заброшенной деревне, зашёл в нежилую избу, а там... работает телевизор. И вокруг – ни души! В общем, никогда наперёд не знаешь, что повстречается на таком маршруте.
Вот и мы продираемся сквозь заросли крапивы и борщевика – прямиком к разрушенному дому. Внутри – останки былой жизни. Лаз в подвал открыт, а там лиса. Печальное окончание охоты на кур. Побитая посуда, стол, топчан. Полати как привет из прошлой эпохи…
А когда‑то в этом пристрое к сельской школе кипела жизнь! Маленькая кухня манила запахами ребятню. За окнами цвели яблони, росли смородина, крыжовник, вишня, малина, картошка. Практику школьники проходили здесь же, на приусадебном участке. На вырученные за огородные богатства деньги школа закупала печенье и конфеты, чтобы потом, на праздниках, учителя могли занести ящики с этими яствами в классы и порадовать ребятню сладостями… Спросите, откуда узнали? Да всё от местных!
– Однажды мы повстречали необычного дедушку, который так прикипел к своей деревне, что решил оставить на её месте свой необычный след, – рассказывает Алексей. – Представляете, он высадил огромное поле елей!
Может быть, возможность почувствовать ту, ушедшую быль, – через места и людей – это то, что мы ищем в таких непарадных поездках?
Фото: Александр Ефремов
Добавить комментарий