Биляр и багдадские мотивы
Известно, что Посольство Багдадского халифа прибыло 21 мая 922 года в Волжскую Булгарию с миссией, которую инициировал сам булгарский правитель Алмыш. Это он направил халифу судьбоносное письмо, в котором просил наставить в вере, прислав вероучителей. Но в послании содержалась еще одна важная просьба. Алмыш просил халифа помочь в строительстве мечети и крепости для защиты булгарской земли от хазар.
01 августа 2022
А что же помощь? В письме, которое доставляют посланники, халиф сообщает: на строительство крепости он выделяет четыре тысячи динаров. Увы, эти деньги до Болгара не доходят. Ибн Фадлан, секретарь посольства, сообщает: виной тому – непредвиденные обстоятельства в пути. Но возмущенный Алмыш не желает слушать никакие оправдания. В итоге багдадский посланник спрашивает царя булгар: «Государство твое велико и (денежные) средства твои изобильны и доход твой многочислен, так почему же ты просил султана, чтобы он построил крепость на свои неограниченные средства?» Ответ Алмыша глубок и серьезен: «Я увидел, что (держава) ислама стоит впереди (других). и вот, потому я и обратился с просьбой об этом. Если бы, действительно, я хотел построить крепость на свои средства, на серебро или золото, то нет для меня в этом трудности. И, право же, я только хотел получить благословение от денег повелителя правоверных, и просил его об этом».
Дальше царь булгар Алмыш со своми преданными слугами свитой и мастерами-строителями отправляется к реке Джавашир. Здесь он находится около двух месяцев. Так что же происходит летом 922 года у реки Джавашир?
СТРОЙКА ВЕКА НА МАЛОМ ЧЕРЕМШАНЕ
В записках Ибн Фадлана об этом ни слова (возможно, потому, что дошли они до нас не полностью). Версия ученых: у реки Джавашир Алмыш с прибывшими вместе с ним мастерами закладывает город Биляр. /О том, что в составе багдадского посольства, помимо адептов веры, были специалисты по строительства укреплений, городских крепостей, упоминали Шигабуддин Марджани, академик Василий Бартольд, археологи Алексей Смирнов, Альфред Халиков/. В первую очередь, берутся за сооружение укреплений и мечтети, место ее‑в центре будущего города...
А теперь обратимся к плану Биляра, составленному по результатам археологических исследований. Видим, что он состоит из внутреннего и внешнего города, причем один и другой возникли почти одновременно. Внутренний город, защищенный двумя рядами толстых земляных валов, укрепленных деревянными срубами, с венчающими валы сторожевыми башнями, занимает примерно130 гектаров. Внешний, окруженный тремя рядами стен, – 490 гектаров. Общая длина одних только крепостных стен около 40 километров.
Любопытно, что планировка Биляра очень напоминает планировку средевекового Багдада. Там тоже есть внутренний город с резиденцией халифа, защищенный крепостными стенами, и внешний, с торгово-ремесленными слободами, окруженными рядами укреплений. Видимо, учатсвовавшие в закладке Биляра багдадские мастера мысленно держали перед глазами образ своего города.
МЕСТО МЕЧЕТИ – В ЦЕНТРЕ ГОРОДА
В семидесятые годы прошлого века казанские археологи обнаружили в центре внутреннего города Биляра руины мечети и определили время ее постройки. Совершенно очевидно: в первой половине Х века она состояла как бы из двух частей. Одна, более древняя, – деревянная, занимает 1400 квадратных метров. Вторая, из белого камня, – 1076 квадратных метров. Внутри каменной мечети – шесть рядов колонн, по четыре – в каждом ряду.
Северо-западная стена деревяннной мечети, по-видимому, была частично разрушена во время строительства каменной в 922 году – вряд ли багдадские мастера стали бы заниматься сооружением деревянного здания. Одно из предположений: более ранняя, деревянная, мечеть после постройки в 922 году новой, каменной, стала использоваться под медресе. Впрочем, у московского археолога Эммы Зиливинской другое мнение. Она полагает, что деревянную мечеть после возведения каменной просто разобрали, и на ее месте образовалась большая городская площадь. Есть и третья версия, которой придерживаются религиозные деятели. Он считают, что в Биляре одновременно существовали и деревянная мечеть, и каменная. Первая использовалась зимой (легче обогревать), вторая – летом.
БАНЯ, МАВЗОЛЕИ И ДОМА ПРОСТОЛЮДИНОВ
В 1971–1972 годы были изучены руины большого здания из кирпича, которое находилось возле мечети. Вплоть до последнего времени считалось, что в нем жила семья высокопоставленного религиозного деятеля. Но скорее всего это была баня или помещение для омовения. Об этом свидетельствуют недавние находки: под полом найдены каналы системы отопления, фрагменты водопроводных труб. Здесь, как и в других зданиях, построенных в Биляре, присутствуют архитектурные элементы, характерные для сооружений Ближнего Востока и Средней Азии IX–XI веков.
На площади, к юго-западу от Соборной мечети, находилось небольшое кладбище. Исследовано около 50 захоронений. Всех умерших хоронили здесь по мусульманским канонам, некоторых – в мавзолеях из кирпича. Это захоронения болгарских ханов, их близких, высокопоставленных людей.
Естественно, простолюдинов в центре города, в мавзолеях, не хоронили. Возле мечети расположены деревянные дома простолюдинов, хозяйственные постройки, амбары для хранения зерна. Здесь обнаружены и совсем непрывычные для наших мест жилища. Их стены сплетены из ивовых прутьев и с двух сторон обмазаны толстым слоем глины. Внутри жилищ, во дворах – печи с тандырами. В этих домах наверняка жили строители, прриехавшие из Средней Азии, стран Востока.
Руины Соборной мечети
СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Комплекс мечети – самое древнее сооружение Волжской Булгарии из всех иследованных археологами, что косвенно подтверждает: Биляр никогда не был обычным рядовым городом. По мнению специалистов, в те времена соборная мечеть – место для произнесения проповеди и чтения хутбы с именем правителя страны (хана/эмира) со специальным минбаром для имама-хатиба. Такая мечеть могла быть только в одном месте – административном центре государства. Если сопоставить с дургими фактами, получается, что Алмуш отводит роль столицы именно Биляру.
Процесс становления городов в Вожской Булгарии тесно связан с принятием ислама. Случайно ли, что при этом в записках Ибн Фадлана (и в руских летописях X–XII веков) ни разу не упоминается Болгар? Вряд ли. За время систематических археологических исследований последних шести десятилетий в Болгаре не обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о том, что здесь была домонгольская мечеть. Да и домов в тот период здесь было не немного, сколько-либо значимые «городские» находки домонгольской поры также не найдены. Да, на территории городища, на краю Мало-Иерусалимского оврага, есть скромные руины, возможно, первой четверти Х века, но назвать их центром домонгольской столицы нельзя даже с большой натяжкой – не возле оврага же принимали багдадских послов.
Археологи отводят под площадь Болгара X–XI веков примерно 9–12 га. В относящихся к Х веку арабских и персидских летописях Болгар и Сувар, тем не менее, упоминаются. «В обоих этих городах есть Соборная мечеть, число жителей достигает 10 тысяч», – пишет ал-Балхи. Вряд ли однако в Х веке в Волжской Булгарии существовали города с десятитысячным населением. Даже в Биляре, относящимся к гигантским городам Средневековья, не было столько жителей. Ал‑Балхи и ал-Истахри в своих записках, кстати, тоже признают: «Внешний Болгар – маленький город, большой площадью похвастать не может; он известен лишь тем, что является самой большой торговой точкой государства». Эта торговая точка – по-видимому Ага-Базар, расположенный на мысу Итили. Действительно, очень удобное место для приема заморских кораблей с товарами.
МИНАРЕТЫ НА ВОЛГЕ И КАМЕ
После принятия ислама Волжская Булгария переживает пору расцвета. Арабские и персидские географы, историки, путешественники называют государство на Волге одной из наиболее богатых и известных составляющих средневековой цивилизации. Наличие больших и малых городов – среди колючевых показателей любой цивилизации. Археологи утверждают: на просторах Средней Волги и Камы было до 170 булгарских городов. Более тридцати из них, выяснилось по результатам раскопок, – являлись настоящими большими городами. Минареты мечетей булгарских городов были видны издалека, они восхищали путешественников зданиями из красного кирпича – домами знати, общественными банями, мавзолеями и были похожи на мусульманские города Востока.
Возникшие в первой половине Х века булгарские города – это не только Болгар, Биляр и Сувар. Это и упоминавшиеся в русских летописях Җүкетау, Кашан, Ошель. Это и защищавший южные рубежи государства и выступавший из оборонительной Самарской Луки Муромский городок.
ВОРОТА НА ВОСТОК – ВОРОТА В ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ
Как известно, ислам возник в среде арабских купцов. Коран поощряет торговлю. С точки зрения экономики, средневековый город в первую очередь – центр ремесел и торговли. Арабские и персидские источники свидетельствуют: Волжская Булгария уже в IX веке имела тесные торговые связи с Халифатом.
Академик В. Янин, изучая нумизматические материалы, пришел к выводу «с VIII века до начала XI Волжская Булгария на торговой ниве играла роль ворот, связывающих Русь со странами Востока». Связи Болгарского государства с Востоком, Западной Европой, странами Балтии и Скандинавии прослеживаются и в находках археологов. При раскопках в Болгаре, Биляре, Муромском городке найдены чеканеные в середине VIII–X веков серебряные дирхемы из Средней Азии (Ургенч, Самарканд, Мерв), Ирана (Кашан, Рей), дорогая посуда из Индии, Сирии, Византии, ожерелья, используемые в украшениях сердолик, гранат, горный хрусталь. Найдены также осколки цветных витражей, лампы, посуда, сделаннные в Грузии, Армении, Азербайджане.
При раскопках находятся сделанные в мастерских Херсона и Таврии амфоры, медые и серебряные посуда из Лотарингии, Аквитании. Изредка, но попадаются деньги чеканенные в Германии, Дании, Чехие. В X–XI веках к булгарам через варягов попалади мечи и сабли франков. А в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Польше, Венгрии и в государствах Балтии найдены чеканенные в Х веке монеты булгар. Международные торговые связи, расширившиеся после принятия булгарами ислама, дали импульс к развитию экономики и культуры.
ЗОЛОТАЯ ЭПОХА ИБРАГИМА
Развитие экономики Волжской Булгарии, в свою очередь, еще больше ускорило и без того быстрый рост новых городов. Особенно в конце X – начале XI века, когда государством правил эмир Ибрагим. В это время Волжская Булгария, объединившаяся на почве исламской идеологии, становится сильным и единым государством. Именно в это время закладываются города Казань и Алабуга, а также упоминающийся в русских летописях Бряхимов.
Города-крепости, существовавшие до монголо-татарского нашествия1236 года, были расположены на Волжском торговом пути и на его ответвлении (Камском торговом пути), К сожалению, большинство из этих городов, упоминаемых в летописях, археологами до сих пор не исследованы, естественно, не известно даже, были ли там мечети. А ведь в странах Востока наличие Соборной мечети, напомню, – один из ключевых критериев, подветржащих, что населенный пункт имеет статус города.
Фаяз Хузин
Иллюстрация Ф. Халикова.
Фото предоставлено автором
Добавить комментарий