Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ЧУПАЕВО

ЧУПАЕВО

В Чупаево мы едем под предводительством главы Атряклинского сельского поселения Рустэма Газизянова. Вот так нежданно-негаданно свалились мы на голову человеку в день его юбилея. – Ну и что, что юбилей, – пожимает плечами Рустэм Шакирзянович. – Подумаешь! Работу работать всё равно надо.

04 мая 2024

САМЫЕ ДАЛЬНИЕ И САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ

И, загрузившись в его «Ниву», едем в Чупаево – марийскую деревню, она входит в состав сельского поселения, которым вот уже полжизни – ровно тридцать лет из своих шестидесяти – руководит юбиляр Газизянов.

Его сельское поселение самое дальнее в Мензелинском районе, оно же и самое большое – около тысячи человек там проживают.

– И самое счастливое! – добавляет глава. – Живём себе спокойно, никому не мешаем, все проблемы сами решаем.

Семь сёл и деревень входят в состав поселения: Калтаково, Татарская Мушуга, Русская Мушуга, Чупаево, Атрякле, Новое Айманово, Филимоновка. Первое по курсу – Атрякле. Село, увидев которое ещё с пригорка, сразу же понимаешь, что с хозяином ему несказанно повезло.

АТРЯКЛЕ. КАК В ГРЕЦИИ

Тут, как в Греции, всё есть. И даже больше, если брать с сугробами. Несмотря на то, что большая часть достопримечательностей, ещё прячется под снегом – много его «уродилось» в этом году, тут есть на что посмотреть. Шикарный парк, музей – воплощённая мечта библиотекаря Илюзы Султангалиевой, яркие ярмарочные павильоны, где сельчане по субботам продают свою продукцию, детские
и спортивная площадки... Внимание привлекает внушительное жёлтое здание с винтажной надписью «Гараж».

– Хотите ретроавтомобили посмотреть? – хитро прищуривается глава.

– Кто ж не хочет! Страсть к раритетам у нашего народа с детства.

Ворота гаража распахиваются, и взорам предстаёт целый автопарк раритетных машин: автомобилей и мотоциклов – ярких, блестящих, новеньких – и не скажешь, что многим этим «старушкам» уже давно за... Коллекционирует их Радик Фаттахов – уроженец села Атрякли.

«Порулив», посигналив, посидев в седле, «позвонив» в Казань по ретротелефону и сделав селфи на память около каждого экспоната, вдохновлённые плакатами «Делай то, что любишь!» и «Люби то, что делаешь!», отправляемся дальше – в Чупаево.

ОТ ВОРОШИЛОВА ДО ЗАИКОВСКОГО

– Трактора в парке видели? – спрашивает Рустэм Шакирзянович. – А памятник? Это всё в честь наших тружеников, которые сохранили колхоз.

При рождении, в 1929 году, его нарекли именем Ворошилова, в 1950‐х переименовали в «Кызыл тау», затем колхоз побывал «Уралом», «Победой», далее название немного конкретизировали – колхоз «30 лет Победы»... Сегодня «Заиковский» – преуспевающее хозяйство, которое в благодарность за своё долгожительство предоставило массу рабочих мест своим сельчанам.

– У нас тут каждая доярка по 60 тысяч получает, – с гордостью говорит глава поселения. – Мечтаю ещё, чтобы жители торговлю наладили на дороге – у нас ведь тут очень оживлённое движение на трассе, все нефтяники через нас проезжают, из Актаныша, Альметьевска на нефтяные точки едут. Продавали бы там свою продукцию: картошку, мясо, выпечку – озолотились бы! Нефтяники же люди с деньгами – им обязательно где‐то перекусить надо. Но пока как‐то не очень наши люди к торговле расположены. Несмотря на то что предки их торговали на ярмарке – испокон веков здесь, в наших краях, ярмарка по выходным была, потому что тут, около Русской Мушуги, был перевалочный пункт: лошадей меняли, отдыхали, закупались продуктами и дальше ехали. Ещё наши родители рассказывали, что они туда ходили на базар за овощами, зелёным луком, солёными огурцами, семечками, ягодами... Раньше ведь татары не выращивали сами фрукты‐овощи, не так давно по историческим меркам огородничеством занялись. В общем, вся история к торговле склоняет. Но нет, не хотим!

– Ну, раз не хотят, значит, и так всем довольны.

– Кто работает, тот хорошо живёт, – соглашается Рустэм Шакирзянович. – Наше поселение во всех программах участвовало, особенно по строительству жилья. Тем самым все населённые пункты сохранили. Молодым семьям такие крутые дома построили – почти 70 домов! Кто туда заселился, теперь уж не бросят свой дом, не уедут никуда. Будут жить и радоваться. Всё уж для них – для молодёжи – стараемся. Чтоб и жильё, и работа у них была, и чтобы клуб в каждой деревне.

ДРУЖБА СЕЛЬСКИХ НАРОДОВ

– Половина населения в моих владениях – марийцы, – продолжает Рустэм Шакирзянович. – Они в основном живут в Филимоново и в Чупаево. Но никто никогда не упоминает, кто русский, кто татарин, кто мариец. Марийцы так вообще на трёх языках свободно разговаривают. Со мной сразу на татарский переходят, с русскими – на русский. Абсолютно все праздники празднуем вместе. Если марийский праздник – все поселения, весь колхоз, все поднимаются. Если татарский Сабантуй – опять все. На Пасху все яйца красят. А чего нам делить? Нам делить нечего. Вот так и живём.

«Шочмо верем, Чупай ялем Мый тый декет портылам»* – «Родные места, Чупай деревня, я вернусь к тебе!» – перевод с марийского.

БУДУЩИЙ МУЗЕЙ ПРОШЛОГО

Особая гордость главы – будущий чупаевский музей.

– Он ещё официально не открылся, но экспонатов уже предостаточно. Сейчас всё сами увидите.

Будущий музей расположился в бывшей школе, которая была построена аж в 1932 году и прекрасно сохранилась.

– Только крышу надо подремонтировать, – говорит Лира Адылева, заведующая чупаевским клубом. Она же и главный организатор музея. – Клуб у нас справа, музей – слева, – регулирует движение она.

Идём налево, и взорам предстаёт целый школьный класс, в котором в два ряда выстроились зелёные парты из того самого 1932 года. В углу настоящая свежевыбеленная печка.

– Печка, между прочим, в рабочем состоянии, мы её топим! – поглаживая печку по тёплому боку, говорит Лира Миннехановна.

– У нас в каждой деревне музей, – с гордостью добавляет глава, демонстрируя костюм пчеловода тридцатых годов прошлого века. – Народ не должен забывать своё прошлое.

Прошлого в музее много. Вот целый книжный шкаф с книгами и школьными учебниками: чеховская «Каштанка»
из 1949-го, учебник математики из 1938-го, послевоенная литература марийских писателей...

Чеховская «Каштанка» из 1949‐го и послевоенная литература марийских писателей.

А в другой комнате, в которой, судя по всему, раньше дети собирались на разные праздники, целая куча карнавальных масок, как фабричных, так и сделанных детскими руками. А ещё – лыжи, противогазы – всё, что было необходимым на уроках физкультуры и НВП.

– Марийский народ – все художники, – изучая рисованную маску, говорит глава. – Любой мариец легко портрет может нарисовать. А ещё они отличные плотники, – обводя руками стены бывшей школы, добавляет
он. – Посмотрите, как всё красиво и прочно сделано – на века. Они ж лесные люди, поэтому всё умеют из дерева делать.

Завершаем экскурсию по зданию из 1932 года в правом крыле – тут расположился сельский клуб. Вполне себе обитаемый.

– Вот здесь народ собирается на концерты, – Лира Миннехановна показывает на сцену. – А вот на стенде люди нашего села: трактористы, кочегары, доярки, токари, пастухи, шофёры, бухгалтеры, учителя... Все наши, чупаевские.

МЕЧТЫ ГЛАВЫ ПОСЕЛЕНИЯ

– Чупаево известно ещё с 1747 года, – говорит Рустэм Шакирзянович, прощаясь с Лирой Миннехановной. – Здесь жили тептяри. Занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, лапти плели... Многие традиции народа, в том числе и языческие, сохранились в деревне и по сей день. Мечтаем сделать здесь туристическую зону, проводить для гостей различные мастер-классы по старинным ремёслам, по выпечке хлеба, по пчеловодству, устраивать для них марийские праздники, кормить их знаменитой марийской кашей из разных круп – знаете, какая она вкусная! А какие тут места красивые! Речка, лес, родники, белые грибы, ягод сколько – коровы по ягодам гуляют и ягодное молоко дают! Всё экологически чистое, практически первозданное. Вот на грант свою идею подали в Минкульт – ждём результатов.

– А личная мечта у вас есть? Своя собственная? Для себя.

– Для себя?.. – Рустэм Шакирзянович задумывается на пару секунд. – Да у меня что своя мечта, что для поселения своего, для родины – одинаково. Какая разница, для себя её реализовывать или по работе?
Я же здесь живу, здесь старею, здесь умирать буду. 30 лет уже свои мечты реализовываю. И радуюсь. Потому что, когда всем хорошо, тогда и мне хорошо. Я вот только-только начал обустраиваться. Думаю, уйду на пенсию, что я буду делать? Думаю, дай-ка, пока силы есть, сарайчик себе перестрою... В 60 лет задумался об этом, после 30 лет работы... Вот доведу до ума сарайчик. Хотя музей в Чупаево, конечно, важнее. Быстрее надо его доделать и сделать посещаемым. Это же, считай, жизнь деревни.

А уж на пенсии... Если доживу, – смеётся Рустэм Шакирзянович, – рыбоводством мечтаю заняться. У меня пруд возле дома. Рыбу пустил туда. Ловить, коптить буду, вялить – люблю заниматься этим. И продавать. Мы тут и весной рыбачим, и летом, и осенью... А куда её девать-то? Попробую заняться.

СЕРЕБРЯНЫЙ РОДНИК

Самый известный родник в этих краях – Шифа. С серебряной водой. Находится он в лесу у деревни Русская Мушуга.

– Эту воду набираем из родника, и она целый год и даже больше может стоять в бутылках как свежая – ничего ей не будет. Люди приезжают со всей России лечиться этой водой. Многим помогает от различных болезней, говорят. Разные случаи рассказывали... Кому-то помогает, кому-то нет, надо просто верить силе воды, я считаю.

В самой деревне только родниковую воду пьют, хотя у них в каждом дворе скважины, но ту воду они используют как техническую.

Есть у главы желание показать это место учёным, чтобы изучили.

– Вот эта гора сверху, видите? Сейчас под снегом она, но снег сойдёт – видно, будто плавили медь там... Каменные глыбы как бы разрезаны и видно, будто сверху сливали медный шлак, который образуется при выплавке меди. Везде видны эти тоненькие слои. А чтобы получить чистую медь, нужна чистая вода без примесей. Скорее всего, тут медь для монет плавили. Бабушки наши тоже рассказывали, что будто бы здесь великаны жили – привозили из Сибири здоровых мужиков, чтобы они туда наверх таскали руду.

Видите, следы косули на снегу? Косуль тут полно. И лис, и зайцев. Заповедные места у нас!

КАК У ХЕМИНГУЭЯ

Сам глава поселения родился в Татарской Мушуге. Там, как говорится, и пригодился. Он уверен, что раньше это была одна деревня, но после крещения, при Иване Грозном, разделилась на две части: Русская Мушуга и Татарстая Мушуга. Въезжаем в татарскую. Деревню со всех сторон омывают речки и пруд, в которых водятся во-о-о-от такие щуки!

– Я этих щук тут знаете сколько переловил! – воодушевляется Рустэм Шакирзянович. – Самую большую на 11 килограммов 200 граммов поймал – являюсь рекордсменом по итогам прошлого года! Втроём вытаскивали – ладно парни рядом рыбачили, помогли. А одна, которая на 10 килограммов потянула, кружила меня вместе с лодкой
по реке, еле-еле с ней справился! Как у Хемингуэя, помните «Старик и море»?

Карасей с забора можно прям ловить – 30 метров до речки. Даже женщины у нас рыбу ловят. А чего там ловить? Закинул удочку и жди. Если уж большая рыба попадётся – мужа зови: поможет вытащить.
Тут дети-третьеклассники к бабушке в гости приехали, вытащили вдвоём рыбу на 8 килограммов! С себя ростом. На радостях удочки на берегу побросали и побежали домой – показывать улов.

Тут у нас всякая рыба есть, потому что море – огромное гидротехническое сооружение. Абсолютно вся рыба есть. И каждый ребёнок знает её, что называется, «в лицо».

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ УЧАСТКОВЫЕ?

– Проблемы свои тоже есть, конечно. Вот, например, во всём Мензелинском районе один участковый остался. Раньше, помню, в каждом поселении был милиционер: то с семьями работал, то с детьми, то школу посещал с лекциями. А сейчас никакой профилактики в деревне нет. Никто не идёт работать участковым.

– Что, зарплата маленькая?

– Нет, зарплата-то хорошая у них в полиции. Не знаю, почему не идут в участковые... Может, репутация такая...

Молодые в город рвутся. В Казань, в Челны – образование получать. А там огни большого города не отпускают. Здесь и спортивные площадки, и клубы – всё для них сейчас на селе. Но город – это город. Там народу много, можно на других посмотреть, себя показать. Только на выходные приезжают. Хотя молодые семьи потихонечку начали оставаться – это хорошая тенденция. Три автобуса ходят у меня, детей возят в две школы. Одна татарская школа, вторая – марийская. У нас тут 44 процента марийцев, остальные – татары. Русских сейчас тоже прибавляется – человек 30-40 точно есть. Ну и другие нации есть понемножку.

ТВОРЧЕСКИЙ СТУДЕНТ

– Сами в город никогда не хотели уехать? Подальше от деревенских забот...

– Меня куда только не приглашали. Когда я Елабужский пединститут окончил, мне даже двухкомнатную квартиру давали, чтобы я остался в институте. Очень творческим студентом я был. Нет, говорю, я в деревню уеду в свою. Потом ещё много куда приглашали – и в аппарат руководителя района, и в другие районы, и заместителем главы района...

Но я природу люблю, родные места свои. Мне здесь легче дышится. И посмотрите, какая красивая у нас деревня – самая красивая! Красота – она везде есть, просто увидеть её надо.

КАК ДОБРАТЬСЯ:
Сначала надо добраться до Мензелинска. Путь простой и понятный, хоть и долгий – 289 км от Казани по челнинской трассе. Затем едем на юго-восток по трассе М-7 в сторону Атряклинского сельского поселения. Будьте внимательны: дорога реконструируется, везде идут грандиозные дорожные работы! Через 34 километра вот оно – Чупаево. Белые буквы на горе, которые установили сами чупаевцы, не дадут вам промахнуться. А строки из марийского стихотворения «Шочмо верем, Чупай ялем Мый тый декет портылам»*, встречающие вас на въезде в деревню, ещё раз подтвердят, что правильным курсом идёте, товарищи.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ:
Обязательно посетите музей в сельском клубе. Он, конечно, ещё официально не открыт, но хуже от этого не стал.
В зависимости от времени посещения вас ждут: круглогодичная рыбалка, осенние грибы, летние ягоды и, конечно же, уникальный родник с серебряной водой у деревни Русская Мушуга – это рядом. В окрестностях родника вас ждёт уникальная достопримечательность – камень-гриб. «Он растёт!» – уверяют местные. Говорят, если приложить к нему руку и загадать желание, оно непременно исполнится. Правильно говорят. Проверено «Татарстаном»!
ЧТО ПРИВЕЗТИ:
Поедете в Чупаево – запаситесь пятилитровыми бутылками! Лучший подарок и сувенир из этих мест – серебряная вода из родника Шифа.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: