![Дорога жизни](https://protatarstan.ru/old/news/2019/02/1-1-15.jpg)
Дорога жизни
Нынешнее молодое поколение знает об Афгане очень мало… А ведь участники и живые свидетели тех событий – это отцы сегодняшних мальчишек.
28 февраля 2019
За спиною военный Афган.
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят.
И мы с болью ещё будем слушать
Эхо долгое, глядя назад…
Алексей Гудович
30 лет прошло со дня вывода советских войск с афганской земли. Нынешнее молодое поколение знает об Афгане очень мало… А ведь участники и живые свидетели тех событий – это отцы сегодняшних мальчишек, несущих службу в армии, ответственные работники производства. Молчаливые герои, живущие среди нас, которые достают свои боевые награды только по особым датам. Один из них – альметьевец Рамиль Мифтахов.
ФОТО ИЗ СТАРОГО АЛЬБОМА
Каждый прошедший через войну в Афганистане хранит в своей памяти сокровенные эпизоды, запавшие в сердце навсегда. Будь то первые впечатления, ощущение непривычности, интересные встречи или поразительные пейзажи. Рамилю очень нравились афганские цветы. Вот и на одной из выцветших фотографий, которые он перебирал перед приходом журналиста, молодой человек в полевой форме запечатлён возле пышного куста с цветами в руках.
– Там удивительная земля… Где‑то ничего живого, а где‑то такие острова зелени, что воткни палку – и та прорастёт. По три раза в год всё цвело, глаз радовало.
А вот другое фото – Рамиль на фоне своего легендарного ГАЗ-66. Старший водитель-гранатомётчик Мифтахов провёл на нём последние 9 месяцев службы в уезде Десхабс. Это поначалу он служил стрелком в кабульской крепости Балла-Хиссар, где базировался их 357-й парашютно-десантный полк 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии. А в конце службы снабжал заставы в кишлаках кабульской провинции продуктами, обмундированием, боеприпасами, перевозя ценные грузы бойцам в предгорье из Кабула. Задачей застав была защита мирного населения, которого к 1982–1983 годам в кишлаках осталось не так уж и много, а также пресечение караванов душманов, спускавшихся с гор за продуктами и оружием.
– Вы не пишите про подвиги и геройство, – предупреждает меня собеседник. – У меня их не было. Командир дважды писал на меня наградной лист за мою обычную каждодневную работу. У нас там каждого второго так награждали.
«Обычная работа» – это перевозить грузы по ежедневно минируемым «духами» дорогам. Труд водителя напрямую зависел от добросовестной работы сапёра, который, как известно, ошибается только один раз. На глазах Мифтахова множество раз подрывались машины, за рулём которых сидели такие же молодые ребята, горели бронетранспортёры и БМД…
«Духи» обычно выдвигались под утро. Где‑то они откровенно грабили мирных жителей, запасаясь провиантом, а где‑то им помогали «сочувствующие» пособники, к которым никогда нельзя было поворачиваться спиной. Но об этом Рамиль Нурлыгаянович вспоминать не особо любит. Да и на память осталось старое фото, где он с такими же молодыми мирными афганцами снялся на фоне комбайна, убирающего афганский хлеб. А в сердце навсегда осталась короткая дорога вдоль кишлака, в 1 километр, показавшаяся вечностью. Подразделение десантников, выступившее в засаду на рассвете, само попало в окружение поджидавших их душманов. Отстреливались до последнего патрона. В это время к ним на помощь спешил с боеприпасами Мифтахов, обстрел его машины не прекращался ни на минуту. В какой‑то момент он подумал, что едет по дороге смерти и уже никогда не вернётся домой… Но боеприпасы были доставлены вовремя, подразделению удалось отбиться. 15 ноября 1983 года, согласно приказу, Рамиль Мифтахов был удостоен медали «За отвагу». Награду ему вручили уже дома, в военкомате, в торжественной обстановке, когда страна праздновала День Советской армии в феврале 1984 года.
![1-2](/images/uploads/wp-content/uploads/2019/02/1-2-12-960x640.jpg)
![1-1](/images/uploads/wp-content/uploads/2019/02/1-1-15-960x640.jpg)
ПОД МИРНЫМ НЕБОМ
Никогда не забудет воин возвращение домой, в родной Альметьевск.
– Ни с чем не сравнимое ощущение: все люди тебе кажутся родными, всех хочется обнять, любовь ко всему живому на свете. Это чувство не покидало меня очень долго…
Ещё бы! Мальчишка, выросший в семье строителя, возводившего в 60‑е город нефтяников, всегда мечтал попасть в воздушно-десантные войска. После окончания десятилетки и 65‑го училища, где парень получил специальность водителя-автослесаря, пришла повестка: 23 октября 1981 года явиться на призывной пункт. Его мечте суждено было сбыться. Но понимал ли он, что его ожидает на самом деле? Перед присягой и отправкой в учебные центры будущие десантники услышали: «Кто не желает служить в Афганистане – выйти из строя!» Из 170 человек вышли только четверо. Возможно, сегодняшнее поколение посчитало бы это благоразумным поступком. Однако парни того времени слеплены из другого теста.
– Мы рождены и воспитывались в Советском Союзе, для нас за честь было выполнить интернациональный долг, – объясняет свою позицию Рамиль Нурлыгаянович.
Помнит он, как горько плакал уже после присяги в учебном центре «Лосвидо» в Беларуси молодой боец, которого военное руководство «забраковало» для службы в Афгане из‑за слабого слуха. Ему очень хотелось отправиться со всеми самолётом в Кабул. Помнит и то, как 12 земляков, 12 альметьевских десантников того призыва пообещали друг другу после дембеля встретиться в родном городе и по-особому отметить встречу. Их раскидало по разным полкам и разным точкам Афганистана. И всё же они все встретились под мирным небом. Только смотрели друг на друга совершенно иными глазами, глазами, видевшими боль, смерть, животный страх и откровенную безнадёгу. Их встречи продолжаются до сих пор. Не так часто, как хотелось бы. У каждого судьба сложилась по-разному. После Афгана, казалось бы, все пути для воинов-интернационалистов были открыты. Их принимали во всех городах страны, Рамиль мог поступить в престижный столичный вуз, отправиться на масштабные стройки и производства Союза. Но прислушался к просьбе матери остаться рядом с ней, до сих пор боявшейся потерять сына. Только сейчас, 30 с лишним лет спустя, он прочувствовал на себе её переживания, когда провожал собственного сына в ряды Вооружённых сил. Переживает он и за дочь. Но только сын сможет осознать, как на самом деле закаляет армия мужской характер.
СВЯЗУЮЩИЕ НИТИ
В 1985‑м Мифтахов случайно наткнулся на объявление в местной газете: строящаяся в Альметьевске чулочно-носочная фабрика набирает работников и выделяет им жильё. С тех пор его жизнь практически связана с фабрикой «Алсу». Сегодня он продолжает трудиться в вязальном цехе наладчиком технологического оборудования. А поначалу, когда прошёл обучение в Лысьве Пермского края, та же должность называлась «помощник мастера». Рамиль Нурлыгаянович не скрывает, что в лихие 90-е, когда заработную плату работникам выдавали производимой ими же продукцией, отважный воин-интернационалист пал духом, не зная, как прокормить свою семью, и попытался разорвать связующую с родной фабрикой нить. Пытался, как и все в то время, заняться бизнесом. Но его попытки не увенчались успехом, продолжались всего три года, и в 1999‑м он снова вернулся на фабрику.
– Я с раннего детства технику люблю, – улыбается мой собеседник. – Отец от меня прятал все домашние приборы, будильники и даже часы с кукушкой – я постоянно их разбирал, мне было интересно, что и как внутри устроено, как это работает. А сейчас, когда моя работа основывается на изучении электроники и новых компьютерных программ, трудиться стало ещё интереснее.
Наладчик технологического оборудования признаётся, что выход на новый виток работы он прочувствовал на себе, когда фабрика «Алсу» вошла в группу компаний «СМП-Нефтегаз» и новое руководство всерьёз взялось за усовершенствование процесса производства. Так Мифтахов побывал сначала в Китае, а потом и в Корее, где проходил обучение и практиковался в обслуживании современных вязальных автоматов, закупаемых для фабрики. Есть в цеху специалисты, которые отвечают за итальянское оборудование, но, как шутит Рамиль Нурлыгаянович, он сейчас «главный по корейцам». С упоением он рассказывает и показывает, как работают станки, выполняя вязку по заданному программой узору, количеству петель и расходу нитей определённых цветов. Обеспечение бесперебойной работы оборудования – на совести Мифтахова. А в самодисциплине и ответственности ему равных нет. Ведь именно эти качества, по его мнению, воспитывает во всех мужчинах военная служба.
А ещё альметьевец ценит в своей работе стабильность и уверенность в завтрашнем дне, чего ему так остро не хватало в Афгане. Сегодня, когда на ту «необъявленную» войну существует множество неоднозначных полярных взглядов, наиболее ценны внимание и дань уважения воинам-интернационалистам. Вот и Рамиль Мифтахов с особым чувством собирался на встречу с коллегами, которую специально для всех ветеранов боевых действий, работающих на предприятии, ежегодно организует руководство компании «СМП-Нефтегаз» за праздничным столом. Им есть, что вспомнить, есть, кому понять боль друг друга.
![%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%821](/images/uploads/wp-content/uploads/2019/02/сайт1-960x640.jpg)
На правах рекламы
Добавить комментарий