Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Дроперы, дипфейки и как с ними бороться

Дроперы, дипфейки и как с ними бороться

Когда пожилая женщина после странного звонка по мобильному телефону ушла из дома и не вернулась ни в этот, ни на следующий день, её оставшийся в одиночестве муж-инвалид обратился в полицию. Пенсионерку объявили в розыск и через некоторое время обнаружили в помещении одного из банков у банкомата. Женщина держала трубку мобильника у уха, пыталась то ли внести, то ли снять деньги и не хотела подпускать к себе посторонних, потому что в трубке ей в это время настойчиво повторяли, что она не должна сейчас общаться ни с кем, кроме невидимого собеседника на том конце провода. Она даже жила два дня в гостинице, потому что ей запретили контактировать с близкими…

25 апреля 2025

МИЛЛИАРДЫ УЩЕРБА

В итоге эту конкретную пенсионерку спасти от мошенников успели, но таких случаев, увы, мало. Только 7‑8% преступлений, связанных с телефонными мошенничествами, в итоге раскрываются. Об этом на обучающем семинаре для СМИ, организованном агентством «Татмедиа», рассказал оперуполномоченный по особо важным делам отдела по раскрытию мошенничеств Управления уголовного розыска МВД по РТ Радис Юсупов.

В 2024 году, по словам Радиса Юсупова, ущерб татарстанцев от действий мошенников составил 5 млрд 659 млн рублей. Годом раньше жители республики потеряли на том же самом 4 млрд 410 млн. А уже в январе – феврале текущего года отдали мошенникам на 190 млн больше, чем за те же месяцы годом раньше.

И это несмотря на то, что государство предпринимает попытки как‑то законодательно повлиять на ситуацию. Как рассказал замначальника управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Прокуратуры РТ Руслан Шакиров, теперь, например, один человек не может приобрести на своё имя больше 25 сим‑карт для телефонов. Скажете, много? А раньше их могли покупать сотнями! Иностранцы, кстати, теперь могут рассчитывать максимум на десять симок. Есть намерение объявить вне закона сим‑боксы – устройства, которые содержат множество сим‑карт и могут регулировать маршруты звонков, переправляя в том числе зарубежные номера на местные телефонные линии. Через такие «коробочки», установленные в одной квартире и работающие автономно, без участия человека, можно пропускать сотни обманных звонков.

Впрочем, на меры, принимаемые государством, мошенники ищут контрмеры. Скажем, граждане могут через Госуслуги устанавливать самозапрет на кредиты. Установили – и можете быть уверены, что без вашего ведома на ваше имя никто кредит не возьмёт. Но мошенники придумали звонить доверчивым гражданам и говорить, что они-де неправильно этот автозапрет установили и он не действует. После этого человеку присылают фишинговую (поддельную) ссылку, перейдя по которой он попадает на сайт, имитирующий Госуслуги. Он вводит там свои данные, и логин с паролем автоматически становятся добычей мошенников.

Чтобы на это не попасться, помните главное: представители Госуслуг никогда не звонят гражданам по телефону!

ПО ССЫЛКАМ НЕ ПЕРЕХОДИМ!

Поздно вечером внезапно позвонила давняя знакомая. То ли спросила, то ли констатировала:

– У тебя ведь не было никогда племянницы Насти…

– Не было! – согласилась я. – И нет!

– Значит, тебя взломали! – объявила знакомая. – Пишут от твоего имени в Вотсапе, просят пройти по ссылке и проголосовать за эту Настю на каком‑то сайте.

В итоге до поздней ночи я меняла пароли, удаляла фальшивые сообщения у тех, кто ещё не успел их прочитать, объясняла тем, кто успел, что ни за кого голосовать не надо…

Позже, кстати, некоторые, кого не успела предупредить, написали, что да, конечно, они с удовольствием проголосовали за эту неизвестную Настю… Что я могла сделать? Только написать, чтобы в следующий раз не были так доверчивы…

Надеюсь, что никто из попавшихся на этот классический мошеннический развод в моём аккаунте серьёзно не пострадал. Потому что, вообще-то, переходя по ссылке, чтобы проголосовать за не известную вам племянницу, дочку, внучку маминой подруги, вы должны вводить кучу своих личных данных, которые становятся достоянием мошенников. А уж как они ими распорядятся – бог весть…

Опасными могут быть не только ссылки в мессенджерах, но и электронные письма, которые вы получаете на свою почту. К ним могут быть прикреплены заражённые вирусом файлы, поэтому никогда не кликайте на вложения, если они пришли от неизвестного отправителя. Не надо звонить по телефонам, указанным в подозрительной корреспонденции. И даже если вам предлагают перейти на вроде бы официальный сайт (например, какого-то онлайн-магазина), посмотрите внимательно: правильно ли написан адрес? Даже одна неправильная буква – признак того, что вас пытаются направить на фишинговый ресурс.

«НАЧАЛЬНИКАМ» НЕ ВЕРИМ!

По статистике, приведённой начальником отдела координации информационной безопасности Минцифры РТ Ильдаром Валиевым, больше 45% случаев, когда люди попадаются на удочку мошенников, связаны с полученными звонками и смс. И если говорить о звонках, то на них могут поймать не только доверчивых пенсионеров. Например, представьте, что вам звонит начальник. Не просто так, а по видеосвязи. Да, вы видите его лицо, слышите его голос. И даже если его просьба кажется вам в чём‑то странной – но вы же видите, что это точно он!..

Технологии дипфейка – создания с помощью искусственного интеллекта аватара, полностью имитирующего чью‑то внешность и голос, – достигли сегодня достаточно высокого уровня. Но их, заверяют в Минцифры, всё равно можно распознать. Обращайте внимание на детали: у фейкового начальника глаза не двигаются либо двигаются неестественно, человек не моргает, движения губ не совпадают с произносимыми словами, волосы и зубы могут быть размытыми… В общем, если вы видите шефа, слышите шефа и номер телефона вроде бы шефа – всё это может быть обманом, имейте это в виду и не называйте ему никаких кодовых чисел и данных своей карты!

НЕ ВЕРИТЬ, НЕ БОЯТЬСЯ, ОГРАНИЧИТЬ

Отдельная категория среди жертв мошенников – это дети. Если раньше детей учили не открывать незнакомцам двери, то теперь надо объяснять им, что нельзя верить незнакомцам в интернете. А также не поддаваться запугиваниям и не выполнять требования виртуальных собеседников. Хорошо бы настроить ограничение доступа на гаджетах ребёнка и подключить уведомления в онлайн-банке, чтобы быстро реагировать на подозрительные банковские операции.

А ещё подростки и молодые люди могут легко оказаться соучастниками мошенников, если решат стать дроперами – людьми, предоставляющими данные своих банковских карт посторонним. Потом именно эти карты фигурируют в мошеннических схемах отъёма денег у населения. И иногда дропер может получать процент с таких схем.

Конечно, дроперством может заниматься не только молодёжь. Но с учётом того, что за предоставление доступа в личный банковский кабинет сегодня предлагают до 50 тыс. рублей, такой способ «заработка» именно молодым людям может казаться очень привлекательным. Но надо помнить, что всё это чревато реальным сроком по уголовному делу.

НОМЕР ТЕЛЕФОНА МЕНЯЕМ ВЕЗДЕ!

Назовём ещё несколько моментов, о которых обязательно надо помнить, чтобы не стать жертвой обмана.

Если вам звонят якобы из правоохранительных органов, сообщают о подозрительных действиях с вашим банковским счётом и затем переводят звонок на «сотрудника  банка», имейте в виду: телефонные линии МВД и банков между собой не сообщаются, они не могут вот так запросто переводить друг на друга звонок!

Помните: если вы перестали пользоваться сим-картой, но не сообщили об этом в банки и Госуслуги, карта остаётся привязанной к личным кабинетам. Мошенники продают данные таких сим-карт, и на них оформляют кредиты и займы. Так что сменили номер телефона – смените его везде, где он привязан.

ДЕНЬГИ САМИ НЕ ВОЗВРАЩАЕМ!

А если вдруг вам «по ошибке» перевели крупную сумму денег и слёзно просят вернуть – ни в коем случае не делайте этого сами! Как только вы начинаете производить какие‑то действия с этими деньгами, вы можете стать соучастником мошенничества. Поэтому обратитесь в банк, заявите об ошибочном переводе, и пусть банк отменит эту операцию.

ПО РАЗЛИЧНЫМ QR‑КОДАМ НЕ ПЕРЕХОДИМ!

Небезопасно переходить и по различным QR-кодам, используя свой телефон. Например, на рекламных плакатах мошенники могут заклеить настоящий QR‑код фальшивым.

Может показаться, что обо всех мерах предосторожности против мошенников и наш журнал, и другие источники уже писали и говорили неоднократно. Но, как мы видим, число обманутых граждан пока только растёт. Так что перечитайте ещё раз все советы и будьте, пожалуйста, внимательны и благоразумны!

«ТАТАРСТАН» НАПОМИНАЕТ
• Представители Госуслуг никогда не звонят гражданам по телефону!
• Никогда не кликайте на вложения, если они пришли от неизвестного отправителя.
Не надо звонить по телефонам, указанным в подозрительной корреспонденции. Даже одна неправильная буква – признак того, что вас пытаются направить на фишинговый ресурс.
Если вы видите шефа, слышите шефа и номер телефона вроде бы шефа – всё это может быть обманом, имейте это в виду и не называйте ему никаких кодовых чисел и данных своей карты!
• Надо объяснять детям, что нельзя верить незнакомцам в интернете.
• «Заработок» на дроперстве именно молодым людям может казаться очень привлекательным. Но надо помнить, что всё это чревато реальным сроком по уголовному делу.
• Если сменили номер телефона – смените его везде, где он привязан.
• Если вдруг вам «по ошибке» перевели крупную сумму денег и слёзно просят вернуть, ни в коем случае не делайте этого сами!
• На рекламных плакатах мошенники могут заклеить настоящий QR‑код фальшивым. Небезопасно переходить по ним, используя свой телефон.
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера