Почему сочинское «лицо Татарстана» позабыто и позаброшено
Этнопарк «Моя Россия», павильон «Казань». г. Сочи
20 ноября 2020
Этнопарк «Моя Россия» призван познакомить гостей Сочи с культурой и традициями всей нашей необъятной и такой разной страны. Поэтому павильоны, отданные под музейно-сувенирные владения различных городов и областей России (а их тут двенадцать, самых колоритных), не могут не манить в свои недра любопытных. Заманили и нас.
ЗОВ КРОВИ
Кавказ, Суздаль, Центральная Россия, Краснодарский край, Москва, Русский Север, Санкт-Петербург, Урал, Сибирь, Бурятия… И вот он, самый родной павильон «Казань», на карте этнопарка значится под номером 9. Решаем зайти в «Мою Россию» не как белые люди – со входа, а с выхода, с конца экспозиции, чтобы быстрее попасть «домой»: эчпочмаков что‑то сильно захотелось – зов крови, видимо…
МОНГОЛО-ТИБЕТСКАЯ БУРЯТИЯ
Начали с «Бурятии» – она оказалась самой яркой и самой самобытной. Триста с лишним лет назад по приказу Петра Первого Бурятия вошла в состав Русского царства. Однако, несмотря на годы и века, проведённые в России, от павильона всё ещё веет монгольским и немного тибетским: построен он в виде дацана – буддийского монастыря-университета. Сегодня это один из общепризнанных символов региона. В «Бурятии» очень красиво. Гостей завораживают музейно-сувенирные экспонаты, атмосферные местечки для фотосессий, национальные шапки, которые при фотографировании кто‑то ненавязчиво водружает вам на головы, а ещё волшебный чай молодости, красоты и здоровья сагаан дали, которым душевно угощают в ресторанчике национальной кухни…
СИБИРСКИЙ ОСТРОГ И УРАЛЬСКАЯ ПЕКАРНЯ
Ничуть не хуже павильон «Сибирь», хоть и оформлен в виде… острога – рядом притулилась гильотина, которую облюбовали любители селфи, и белый медведь собственной персоной, искусно смастерённый из белых досочек. И конечно же, сибирские пельмени ждут гостей в пельменной… Но патриоты Татарстана пельмени патриотично проигнорировали. Как и умопомрачительные запахи свежеиспечённого хлеба, доносящиеся из павильона «Урал», выполненного в виде пекарни – индустриального здания из красного кирпича. Потому что впереди маячила башня Сююмбике и кусочек Казанского кремля – там нас ждал кусочек родины и, надеемся, желанные эчпочмаки…
КУСОЧЕК РОДИНЫ
Но ах и увы! Они нас не ждали. После всех бурятско-сибирских музейно-сувенирных богатств павильон «Казань» встретил нас какой‑то позабытостью и позаброшенностью. Именно такое впечатление получили мы от «кусочка Казанского кремля». Ничего казанского, ничего татарстанского… В свободных от посетителей залах глазу можно было задержаться разве только на портретах футболистов, выполненных татарским художником из Уфы Шамилем Зубайдуллиным. Их разбавляли скаченные из интернета распечатки истории футбола печально знаменитого «Матча смерти» 1942 года, проведённого фашистами в Киеве с бывшими игроками киевского «Динамо». На стене, на гвоздике, среди полотен, запечатлевших знаменитые голы мундиаля-2018, сиротливо притулился приветик из Казани – шарф с логотипом команды «Рубин», которым казанские болельщики любят размахивать в поддержку рубиновцев на стадионе во время игры. Национальность художника и шарфик «Рубина» – вот и всё, что связывает павильон «Казань» с Казанью. Несолидно как-то. Может, ещё что‑то где‑то есть?
Уроженки Татарстана Гузель Дасаева и Румия Хасанова мечтают, чтобы у павильона «Казань» было казанское лицо.
ДУША БОЛИТ И СЕРДЦЕ ПЛАЧЕТ
– Это всё, – разводит руками мастер палаты ремёсел, а по совместительству наш экскурсовод Гузель Дасаева. – Душа болит и сердце плачет. Всё болит, – говорит она. – Все регионы стараются, чтобы представить именно свою культуру, свои традиции, свой павильон в наилучшем виде, а мой родной регион Татарстан (я родом оттуда, сюда переехала только в 2016 году) как будто и не знает о существовании этого местечка. А ведь оно – своего рода визитная карточка для гостей из разных городов и стран, которые сюда приезжают и хотят узнать о культуре народов России, в том числе и Татарстана. Не только ведь футболом славен наш Татарстан! Особенно по сравнению с «Бурятией» мы бедно выглядим – посмотрите, как у них всё интересно и богато!
Душа Гузель разрывается от того самого чувства, когда «за державу обидно». Пока за честь «державы» борются только две барышни из Татарстана – Гузель Дасаева и Румия Хасанова. Они и познакомились-то друг с другом благодаря этой борьбе. Писали письма во все инстанции, пытались донести свою боль очно до всех представителей из Татарстана, которые бывали в Сочи. Их выслушивали, им отправляли ответные официальные письма, рекомендовали участвовать в грантах... Весь необходимый протокол из серии «достучаться» неугомонные дамы выполнили. Но пока, к сожалению, безрезультатно.
С другой стороны к решению проблемы подходила Ирина Гуилли – руководитель выставочного центра «Наследие», которая взяла павильон «Казань» в аренду. У неё здесь ещё несколько павильонов, например по истории виноделия… Мечталось, что благодаря неуёмной энергии Ирины что‑то сдвинется с мёртвой точки. Лишь бы в татарстанскую сторону.
– Татарский павильон уже почти семь лет существует, рассказывает Ирина. - А внимания с вашей, татарстанской, стороны к нему никакого, – нападает она. – Когда передо мной стояла задача открыть 6 павильонов за 20 дней, да ещё одновременно открыть музей истории виноделия, я, не имея к виноделию никакого отношения, приняла решение исходить из того, что есть. В 2018 году, во время мундиаля, был открыт единственный в мире музей футбольного мяча, там была уникальная коллекция. Наша задача в тот момент была открыть павильон «Казань», а сопровождал открытие Шамиль Зубайдуллин – замечательнейший художник, татарин по национальности, так и получился музей футбола. Конечно, прекрасно, когда в подобном месте есть хотя бы народные промыслы республики, но на тот момент у меня была только экспозиция татарского художника, её мы и представили. И попали в точку! Считаю, что вам можно гордиться таким татарином, а мы гордимся, что его картины есть только у нас. Причём купленные футболистами, а не просто подаренные им. Во время мундиаля на Сочинской земле играли восемь сборных, и все эти восемь сборных мы отобразили. Мы фиксировали голы: 11 голов – 11 работ. Может, сейчас это смотрится неактуально, но тогда мы хорошо засветились с этим музеем – все телеканалы мира, которые приезжали на стадион, обязательно приезжали и в павильон «Казань». Был здесь и генеральный продюсер канала ФИФА. Мы отсняли матчи и отписали их. И то и это посмотрели два миллиарда зрителей!
Но чемпионат мира закончился, что дальше? Дальше мы стали писать картины о футболе во время Великой Отечественной войны, в большинстве своём неизвестные истории и сюжеты. Никто не писал за всю послевоенную историю такие работы: это футбол в концлагерях, это «Матч жизни» во время блокады Ленинграда, это «Матч смерти» киевского «Динамо» с нацистами – военная тема тоже привлекла внимание туристов.
РАЗ ОТТУДА НИЧЕГО, ТО МЫ ОТТУДА С ЧЕМ-ТО
– Конечно, эта выставка временно-позиционная, – продолжает Ирина. – Как‑то к нам приезжала высокопоставленная делегация из Татарстана, и я озвучила им свою озадаченность и озабоченность: мы не можем быть одиноким бегуном на длинную дистанцию. Татарстан далеко, но было бы правильно, если бы он у нас всё‑таки позиционно был представлен в павильоне «Казань». Пока откликов с вашей стороны нет, но мы‑то ребята решительные и креативные! Задачу поставили перед собой, и я думаю, что совсем скоро мы будем там, в Казани. Раз оттуда ничего, то мы оттуда с чем-то. Надо же как‑то браться за руки, друзья!
Тогда Ирина не очень представляла себе конечный результат.
– Главное, чтобы было как в Казани, – говорит она. – Я ведь никогда не была там. Вот приеду – и, может быть, сдвинется с мёртвой точки то, что у нас стоит семь лет. Поэтому что-то, на что хватило собственных сил, вы в павильоне видели. Невозможно, чтобы там всегда была экспозиция одного татарского художника, хоть она и первая и единственная на данную тему. Нам есть куда развиваться, поэтому давайте объединять усилия. Нам надо помочь, провести по Казани, показать, что такого позиционного, артефактного есть в вашей столице, чтобы мы могли что‑то позаимствовать и транслировать сюда. Скажу прямо: мне уже поднадоело ждать у моря погоды. Понимаю, что нужно личное приложение усилий. У нас с другими республиками всё отработано, а здесь застопорилось. А ведь, я уверена, экспозиции есть. Может, промысловики захотят приехать и представить свои товары здесь? Было бы замечательно открыть чайный дом с чак‑чаком и… Какие у вас есть ещё вкусности?
– Эчпочмаки...
– Вот именно. Хочется атмосферности, национального колорита, многоцветности, а где ж мы это всё здесь возьмём?
ВКУС РОДИНЫ
Чаю с эчпочмаками мы всё‑таки попили. В павильоне «Суздаль». Именно там со своим мастер-классом по изготовлению глиняных изделий пока обитает главный борец за обретение «Казанью» казанского лица Гузель Дасаева. Она же этих эчпочмаков и напекла. Целую гору. Так что свой «кусочек Татарстана» мы получили. Подоспевшим на «треугольный» запах «суздальцам», «сибирякам» и «бурятам» вкус нашей родины очень понравился. И пока интерес к Татарстану Гузель поддерживает среди сотрудников сочинского этнопарка самодельным кулинарным способом, Татарстану пора подключиться официально и с размахом. Ведь «Моя Россия» – это не только Кавказ, Суздаль, Центральная Россия, Краснодарский край, Москва, Русский Север, Санкт-Петербург, Урал, Сибирь и Бурятия. Это ещё и Казань – павильон под номером 9!
Карта Культурно- этнографического центра «Моя Россия».
P.S.
Пока верстался номер, Ирина Гуилли неожиданно распрощалась с арендой девятого павильона. А у самой «Казани» так же неожиданно появилась надежда на то, что в скором времени «вопрос будет решён» – такое сообщение поступило в редакцию от Гузель Дасаевой, главного борца за честь татарстанской «державы» в этнопарке «Моя Россия».
Татьяна Вафина
Фото автора
Добавить комментарий