Нам всегда надо останавливать мгновения
Рамиль Гали, фотограф, о «зрячих» фотографиях, «мокрых» процессах и о том, почему татары любят фотографироваться по стойке смирно.
06 августа 2019
ПОКАЗАТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
Есть такая скульптура-селфи: девушка фотографирует, пардон, свою попу. Наверное, это очень хорошее художественное произведение. Показатель времени. Появился лёгкий доступ к изображению, и люди фотографируют всё подряд. И даже если они снимают что‑то стоящее, то даже не понимают, как плохо у них получается в сравнении с тем, как если бы то же самое снимал профессионал. Это как писать с дикими ошибками. Эти дикие ошибки выставляются на всеобщее обозрение в «Инстаграм», в «Фейсбук»… Смотрится как полное невежество. Это всё равно, как если б, не имея ни слуха, ни голоса, я бы своё песнопение, весь этот хаос звуков, выбросил в интернет… Ведь не все мы Шаляпины, хоть все имеем голосовые связки. И если человек поёт, не умея этого делать, то получается ужасно.
Нельзя стать певцом, не имея слуха и голоса. Нельзя стать хирургом, купив скальпель. Наличие фотоаппарата тоже не сделает тебя фотографом. Вот сейчас я смотрю старые фотографии 90‑х годов и вижу, что только единицы подошли к процессу увековечивания той эпохи художественно – мы видим не только изображение, мы ощущаем то время. Ведь фотография – это прошлое. Поэтому изображение является ценностью, и чем оно старше, тем ценнее.
СРЕЗЫ ВРЕМЕНИ
Сейчас много коллекционеров старых фото, потому что фотографий «мокрого» процесса очень мало остаётся, они начинают набирать ценность. Фотографии на тему «100 лет ТАССР» сейчас очень ценные – готовятся альбомы, брошюры… Это же целый век! Фотографически мы интересны сами себе. Как жили наши родители в деревне, например, интересно посмотреть. Но у нас очень мало старых фотографий деревни, несмотря на то, что было много событий. Потому что сделать фотографию было сложно в сельской местности. Фотоаппарат – дорогое удовольствие, нет проточной воды, надо высушить фотографии… Именно поэтому наши фотографии периода Великой Отечественной войны значительно дороже, чем немецкие. В немецкой армии было очень много фотоаппаратов, и немцы всё подряд снимали. А в советской армии фотоаппаратов было очень мало. Я видел фотографии одного воина-татарина, который приобрёл трофейный фотоаппарат, снимал Берлин, татарскую роту – альбом с этими снимками в архиве хранится. Все фото в нём размером со спичечный коробок, потому что бумаги было мало. Это очень дорогие раритеты.
Вот мы сейчас в «Татар-информе» сделали архив – 3 миллиона цифровых фото современности, где мы можем видеть каждый день двух последних лет. Где был Президент в это время? Какой спектакль давали в этот день? Как люди были одеты? Что ели?.. Мы можем в электронном виде показать срез времени – и это здорово!
СНИМАТЬ ИЛИ СПАСАТЬ?
За что сейчас ругают человека фотографирующего? За то, что он снимает вместо того, чтобы помочь попавшему в беду. Увы, есть такое в нашей жизни. К сожалению, я тоже снимающий, а не спасающий. Помню историю – это было год назад. Возле театра Камала в лодку садились мужчина и женщина. И вдруг лодка качнулась, и оба упали в воду. Три человека бросились их спасать, а я – снимать. Я не к ним бежал, а от них, чтобы ракурс был лучше. Мне стыдно, конечно, но это было сильнее меня. Я снял, как их спасают. Может быть, я бы побежал спасать, если б других спасающих не оказалось, – не знаю.
В первый раз с подобным отношением нашего брата к происходящему я столкнулся во время суверенитета. На площади стоял человек и собирался себя поджечь в знак протеста против чего‑то там. И вот мы – фотографы из разных изданий – стоим, человек двадцать, нацелив на него камеры. И кто‑то спрашивает: «А цветная плёнка есть? На ней огонь лучше получится». Голова у нас во всех ситуациях включается как у профессионалов, и в данном случае, к сожалению. Есть такое правило у фотографов: сначала сними, а потом думай. Потому что, пока человек включает мозг и начинает думать, как да что, моментальная ситуация может улетучиться. А этого допустить настоящий фотограф не может себе позволить. Это как инстинкт.
НЕ НАДО ПЕРЕХОДИТЬ ГРАНЬ
Некоторые фотографы настолько увлекаются художественной правдой, они считают, что все морщины на человеке показать – это здорово. Может быть. Но если человеку не нравится, он не хочет выглядеть старым, морщинистым, некрасивым! Я стараюсь не обидеть – это моё кредо. Ничего страшного, если он будет немножечко лучше. Но в то же время есть определённая грань. Ретуши должно быть в меру. Помню Караченцева после того, как он попал в автомобильную катастрофу… Глянцевый журнал показал его лучше, чем он был до аварии – это смотрится глупо.
Как-то я снимал одну женщину из Чехии. У неё лицо было в пятнышках, как будто она рыжая, но это был какой‑то пигмент. Я не стал убирать эти пятна, я их немного приглушил. Потому что, если бы я убрал эти пятна, это была бы не она. То есть я бы перешёл грань. Она сказала: «Вы не сделали тех ошибок, которые делали другие фотографы». Оказывается, эти пятна ей по-своему дороги – они как родимые пятнышки в их роду. Поэтому нужно баланс соблюдать: насколько можно уйти в красивость и где нужно остановиться. Должна быть корректность, уважение к герою. Да, бывает, человек и в носу ковыряется, и сморкается… Я эти моменты не снимаю. Ну зачем это?
ТАТАРСКИЙ СИНДРОМ
Мне очень интересен татарский синдром. Когда начинаю фотографировать татарина или татарку, то они обязательно встают, вытягиваются во весь рост, чуть ли не по стойке смирно. Если несколько человек фотографируешь, то так встанут все. Я пытаюсь расшифровать, почему у нас, у татар, так много «стоячих» фотографий. Может, пойму когда-нибудь…
ЗА КАЖДОЙ ФОТОГРАФИЕЙ – СВОЯ ИСТОРИЯ
Каждая фотография – это бесконечная информация. И за каждой своя история прячется. Большое счастье, что у аптекаря Арнольда Бренинга, который увлекался фотографией в начале прошлого века, остались негативы – их нашли на чердаке. Благодаря ему мы увидели старую Казань. Сам Бренинг погиб тоже из‑за фотографии – на ней он был снят с друзьями, которые служили в Белой армии. Его расстреляли в 1937 году.
А вы знаете, что КАМАЗ построили благодаря фотографии? Когда на политбюро ЦК КПСС решили, что нужно делать большегрузные автомобили, то было выбрано несколько регионов для строительства завода. Наши руководители пошли на хитрость: установили большую бетонную плиту, написали на ней КАМАЗ (в интернете есть эта фотография), сфотографировали и повезли фото в Москву. Там они подсунули его Брежневу. Он посмотрел и говорит: «Они уже начали строить? Пусть там и будет этот завод!» Про Брежнева, может, и легенда, но факт остаётся фактом – КАМАЗ был построен благодаря той фотографии.
ЗАЛОЖНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Фотограф – это человек, который не может не снимать. Это потребность. Если я сегодня что‑то не снял, значит, мне уже не очень хорошо. Мы заложники изображения. Как писатели, которые не могут не писать. Нам всегда надо останавливать мгновения. Талантливые фотографы есть везде, в разных странах, просто себестоимость у них разная. Но работы менее значимыми от этого не становятся. Мир изображений – как большой океан, нескончаемый и бескрайний, невозможно всё переснимать, всегда остаётся ещё много неснятых мгновений.
Фотографируя, я ощущаю себя художником – вижу краски, грани, оттенки... Вижу пейзажный цветовой настрой. Если какое‑то событие надо снять, я прихожу, сначала смотрю на облака, на цвета, на траву или на снег, потом только ныряю внутрь, за начинкой, ловлю то, что внутри этой красоты происходит.
Фото: Рамиль Гали
Добавить комментарий