Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Габдерахим Утыз-Имяни. Богослов, учёный, поэт

Габдерахим Утыз-Имяни. Богослов, учёный, поэт

Богослов, который получил известность во всём исламском мире, сумев реставрировать древний Коран. Автор трактатов по теологии, философии, лингвистике. Поэт, обогативший татарскую поэзию новыми жанрами... Всё это один человек – Габдерахим Утыз-Имяни альБулгари.

15 ноября 2022

В своих «Записках странника» («Чит йоренче язмасы») уже зрелый, умудрённый опытом Утыз-Имяни однажды напишет примерно следующее: «Были достаток, почёт и уважение. Было много друзей, и к моему мнению прислушивались…». Пожалуй, это единственная известная частичка его автобиографии, да и та вызывает больше вопросов, чем вносит ясность. Кто знает, может быть, человек, проповедовавший сдержанность и аскетизм, упомянул про былые блага только для того, чтобы убедительнее звучали его призывы к окружающим не кичиться богатством и не делать обогащение целью жизни?
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗНАНИЯМ
Достоверно известно, что в первые десятилетия жизни будущего теолога и поэта ни о каком комфорте и достатке не могло быть и речи. Отец умирает ещё до его рождения, мать возвращается в родное село, где в 1754 году и появится на свет Габдерахим Усман (название села, Утыз Имян* , повзрослев, он возьмёт в качестве своего псевдонима). Ещё через два‑три года Габдерахим останется круглым сиротой, заботу о его содержании возьмут на себя родственники.
Мулла Вильдан. История сохранит имя этого человека, который, возможно, Богослов, который получил известность во всём исламском мире, сумев реставрировать древний Коран. Автор трактатов по теологии, философии, лингвистике. Поэт, обогативший татарскую поэзию новыми жанрами... Всё это один человек – Габдерахим Утыз-Имяни альБулгари. во многом предопределил будущую судьбу Габдерахима. После того как сироту отдадут в сельское медресе, Вильдан станет его первым наставником. Как он смог повлиять на взгляды и образ мысли воспитанника, сказать трудно, но одно определённо: Вильдан пробудил в нём тягу к знаниям и не дал ей зачахнуть. При том, что этому шакирду было много труднее, чем остальным: как не имевший средств он был обязан не только учиться, но и выполнять в медресе любую посильную работу.
Габдерахим своим шансом воспользуется. Спустя какое‑то время он уже сам преподаёт в медресе. Но полученных знаний ему мало, и юноша отправляется в известное медресе Каргалинской слободы под Оренбургом. Здесь его наставник – Валид‑ишан Каргалы, ближайший последователь известного среднеазиатского шейха‑суфия Фаизхана Кабули. Придёт время, и Утыз-Имяни встретится и с самим шейхом – в афганском Кабуле…
БЕЗ НАДЕЖД НА ПЕРЕМЕНЫ?
1788 год. Габдерахим снова в дороге. Он отправляется за новыми знаниями, на этот раз в Среднюю Азию. Выбор понятен: традиционным центром исламского образования и учёности для поволжских татар многие столетия является древняя Бухара.
Правда, злые языки шепчут, что покинуть Россию Габдерахима подвигла не одна лишь жажда знаний. Мысли и слова Утыз-Имяни не укладываются в рамки привычного и дозволенного. Поговаривают даже, что он призывал соотечественников выступать против царской власти, за что, мол, однажды и был арестован.
Арест действительно был, но призывы к насилию – кажется, они несовместимы с личностью Утыз-Имяни. Призывы к добродетели, аскетизму и самосовершенствованию – только их можно найти в его проповедях и его стихах. Однако достоверно известно, что Габдерахим находился в оппозиции к Оренбургскому духовному собранию. Видимо, к тому времени Утыз-Имяни уже укрепился во мнении, что ислам, который проповедуют местные муллы и ишаны, далёк от истинного ислама, который был ниспослан Пророку. Неприятие у него вызывает и политика царских властей, стремившихся низвести религиозных деятелей до уровня государственных служащих, подконтрольных и подотчётных. Имяни – стойкий противник вмешательства государства в дела общины мусульман Поволжья.
Так или иначе, но родину покидает уже не тот оптимистичный, полный надежд на перемены к лучшему в татарском обществе человек, каким ещё несколько лет назад был Утыз-Имяни. Он критически оценивает происходящее в татарском мире и, похоже, не видит перспектив. В творчестве – сплошной пессимизм: необразованные ишаны и муллы, невежественный народ, ничтожность мира…
Позднее исследователи его творчества скажут: после 1785 года Утыз-Имяни вступает в период зрелости. Пессимистичный взгляд на мир – особенность этого периода. Покидающему страну пессимисту, между тем, ещё нет и тридцати пяти.
РЕСТАВРАЦИЯ СВЯЩЕННОЙ КНИГИ
Нет худа без добра. Оставив родные места, Утыз-Имяни с головой уходит в изучение богословских наук, не забывая о поэтическом творчестве. В медресе Бухары он штудирует труды авторитетных религиозных деятелей, совершенствует знания арабского и персидского языков, полемизирует с видными теологами своего времени. Познания его столь глубоки, что совсем скоро Габдерахим получает место имама одной из древнейших бухарских мечетей – Магок‑и-Аттари.
Пройдёт ещё немного времени, и имя Габдерахима Утыз‑Имяни заслужит известность во всём исламском мире. Как зафиксирует Шигабутдин Марджани в «Мустафад ал‑ахбар фи ахвали Казан ва Болгар», Утыз‑Имяни удастся реставрировать древнюю рукопись Корана, которая принадлежала третьему праведному халифу Усману ибн Аффану.
Чтобы понять, насколько уникальным был этот труд, поясним: даже переписывать Коран допускались лишь самые образованные богословы, хафизы, знающие Священную книгу наизусть, ибо любое искажение текста, ниспосланного Пророку, – страшный грех. Сам факт, что именно Утыз-Имяни доверили реставрацию, уже говорит о многом. А то, как он выполнил свою работу, ставит его имя в один ряд с признанными учёными-богословами. По существу, Габдерахиму удалось почти невозможное: он восстановил части текста, которые за столетия, по-видимому, были утеряны. Для этого ему пришлось проделать титанический труд, изучив и сопоставив сохранившиеся на тот момент экземпляры древнейшей книги. Сделать это без идеального знания содержания, без знания арабского и персидского языков было невозможно.
коран milliard.tatar
Утыз‑Имяни удастся ре‑ ставрировать древнюю рукопись Корана, которая принадлежала третьему праведному халифу Усма‑ ну ибн Аффану.
Текст отреставрированного Габдерахимом Корана признает всё мусульманское сообщество, что является высшей возможной оценкой труда богослова. Отметим, что в 1997 году ЮНЕСКО внесёт Коран Усмана в реестр «Память мира». Сегодня единственная из сохранившихся оригинальная рукопись Корана хранится в Ташкенте в медресе Муйи-Муборак, о чём свидетельствует сертификат, выданный Международной организацией ЮНЕСКО 28 августа 2000 года.
С МЫСЛЯМИ О РОДИНЕ
Встреча Габдерахима с шейхом Фаизханом Кабули, учителем его каргалинского наставника, случится в Кабуле в 1798 году. Утыз-Имяни в этот период путешествует по Средней Азии и Афганистану, даёт уроки шакирдам в медресе разных городов. Некоторые исследователи утверждают, что после общения с Кабули Габдерахим становится его мюридом (учеником, последователем), хотя достоверных сведений об этом в источниках не сохранилось. Можно лишь предположить, что Кабули и Утыз-Имяни, последователи суфизма, нашли в своих взглядах много общего, но общались, возможно, на равных – к этому времени Габдерахим давно уже не был скромным шакирдом, приехавшим внимать мудрость великих учёных в среднеазиатских медресе.
БЕДЕН, НИЩ ЛИ – ВСЁ РАВНО ТЫ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА. НЕ ПРИСВАИВАЙ ЛЮДСКОГО ТЫ СЕБЕ ТРУДА. 
Габдерахим Утыз-Имяни

Теперь уже сам Утыз-Имяни – духовный лидер, способный наставлять на путь истинный, и в его знаниях наверняка нуждаются на родине. К решению вернуться в Россию его подталкивает личное горе: в 1789 году умирает жена Хамида. В России тем временем события, которые не могут не оказать влияние и на татарское общество: сюда начинают проникать буржуазные отношения, которые несут не только прогресс в промышленности, но и буржуазную мораль.
Что беспокоит в меняющихся условиях лучшие умы татарской нации, её интеллектуальное ядро? Естественно, они размышляют о том, как сохранить национальную самобытность народа, определить его место в новых реалиях, обозначить пути развития. Утыз-Имяни не может остаться в стороне. У него на этот счёт своя чёткая позиция.
ВОЗВРАТ К ЧИСТОМУ ИСЛАМУ КАК ПУТЬ К СПАСЕНИЮ
Столетия спустя, пытаясь обозначить роль Габдерахима Утыз-Имяни в обновлении татарского общества, некоторые исследователи громко назовут его предвестником идей джадидизма, призывавшим татар к реформе образования, овладению новыми знаниями. В действительности Утыз-Имяни придерживался во многом традиционалистских позиций. Да, он видел, что татарскому обществу необходимо духовное оздоровление, считал, что его разъедают такие пороки, как беспечность, жадность, корыстолюбие. Однако корень зла, как считал этот учёный-богослов, – в отходе от истинного ислама.
Отсюда и его выводы: нужно вернуться к истокам, очистить ислам от всего наносного, что искусственно привнесено в религию за последние века. Традиционные основы мусульманского общества заложены Кораном и Сунной, возврат к чистому исламу, строгое соблюдение норм религии и есть путь к спасению этноконфессиональной самобытности татар, полагал Утыз-Имяни. Естественно, у него не было недостатка в сторонниках: сохранение традиций и самобытности – то, за что боролись татары начиная с 1552 года.
Различия в оценках идейного наследия Габдерахима Утыз-Имяни объясняются, по-видимому, одним. Труды его, написанные на арабском, персидском и старотатарском языках, увидели свет в пору, когда их издание в печатном виде было невозможно. Некоторые дошли до нашего времени, будучи переписанными его учениками или учениками его учеников. Лишь малая часть работ была издана в дореволюционный период. В советскую пору об их издании, естественно, не могло быть и речи.
Не удивительно поэтому, что первым оценку работам Утыз-Имяни и его месту в истории татарского общества дал зарубежный исследователь. Это был немецкий учёный Михаэл Кемпер, сумевший досконально изучить доступные первоисточники в архивах. Анализируя труды богослова, он отметит: «Отрицание роскоши и наслаждений… ставит его в острую оппозицию по отношению к новой татарской буржуазной культуре благосостояния, опиравшейся на сотрудничество учёных с купцами и русским государством». Сторонники джадидизма, напомним, напротив, выступали за экономическое процветание татар, к тому же вся система новометодного (джадидского) образования даже финансировалась торговым капиталом и содействовала укреплению татарского предпринимательства.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ
Некоторые из неизданных работ богослова всё‑таки будут напечатаны, но случится это уже в постсоветскую эпоху. Его труды начнут тщательно изучать лишь после девяностых годов прошлого века. Поэтическому творчеству Габдерахима Утыз-Имяни повезёт больше, его уже в позднесоветский период будут изучать в вузах в рамках курса татарской литературы.
А в массовом сознании имя этого человека навсегда связано со знаменитой поэмой средневекового булгарского поэта Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф». Дело в том, что именно Утыз-Имяни стал первым редактором, подготовившим её текст к изданию. Обработанный Утыз-Имяни вариант поэмы впервые увидел свет в 1839 году, до революции 1917 года он выдержал около 70 переизданий. Уже в относительно близкое нам время, в 80‑е годы, было напечатано академическое издание «Кыйсса-и Йусуф» – на основе рукописи, которую Габдерахим Утыз-Имяни утвердил к печати ещё в первой четверти девятнадцатого века…
КСТАТИ 
ДО НАС ДОШЛИ ОКОЛО 60 ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАБДЕРАХИМА УТЫЗ-ИМЯНИ. Это поэтические произведения, труды по лингвистике, философии и теологии. Габдерахим Усман обогатил татарскую поэзию такими жанрами, как газель, хикмет, марсия, баит. Некоторые труды Утыз-Имяни были изданы в конце XIX – начале XX века, среди них – «Тухфат ал-ахбаб фи таждвид калами ар-Рабб» («Подарок любимым о правильном чтении книги Господа»), «Рисала-и иршадия» («Трактат наставления»), «Рисала-и мухимма» («Трактат о важном»). Большую часть своего научного наследия богослов написал на арабском и персидском языках, но часть – на литературном тюркском языке.

Поэтическим творчеством Утыз-Имяни будет заниматься все годы активной деятельности, разумеется, и после возвращения в Россию, которое состоится в 1799-м. Но не в ущерб своему главному делу жизни – наставлять на путь истинный, нести соплеменникам, как он был убеждён, свет чистого ислама.
Возвращение, к слову, будет непростым. Габдерахим захочет поселиться в родной для него Утыз Имян, но ему не позволят этого сделать под предлогом того, что его отец из другой деревни. Снова начнётся пора скитаний: Кара Чишма, Исляй, Сарабиккол… – в каждом из этих сёл он будет проповедовать в местных медресе, в каждом у него будет немало последователей. А в деревне Куакбаш Утыз-Имяни решит основать собственное медресе, будет преподавать шакирдам.
В 1824 году Габдерахим доберётся-таки до Тимяшево, родины отца, и поселится в небольшом домике. Здесь он и проведёт оставшиеся 12 лет, преподавая и занимаясь литературным творчеством.
Мавзолей_Утыз_Имяни Авторство MaratL ru.wikipedia.org
В 1994-м, год 240‑летия Габдерахима Утыз-Имяни, односельчане поднимут над могилой поэта и богослова каменный мавзолей.
* Ныне Черемшанский район Татарстана.
Фото: MaratL/ru.wikipedia.org, tatarica.org, milliard.tatar

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: