Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
«Одноклассники»

«Одноклассники»

Дружба и талант, которыми восхищается весь мир

24 апреля 2021

Сегодня подобную дружбу между совсем ещё юными мальчишками назвали бы дружбой одноклассников. И если б те мальчишки со временем и потеряли бы друг друга из виду, одноимённая социальная сеть помогла бы им вновь воссоединиться. Но это сегодня. А в то далёкое вчера – больше ста лет назад – и соцсетей в помине не было, и редкие школы именовались в наших краях медресе*. Тем не менее та самая крепкая юношеская дружба, которая зародилась между нашими героями в медресе, продлилась до самой смерти одного из них.

РАБ БОЖИЙ, ЧИТАЮЩИЙ НАИЗУСТЬ КОРАН


Габдулла Кариев появился на свет в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии совершенно под другим именем – Минлебай Хайруллин. За то, что наизусть выучил Коран, от своего учителя он получил имя Габдулла, что означает «Раб Божий». «Не пристало такому грамотному отроку носить мужицкое имя», – обосновал своё решение учитель. Та первая специальность дала Габдулле и новую фамилию. Читающий наизусть Коран зовётся Карый – отсюда впоследствии родился и сценический псевдоним, под которым все мы знаем артиста и драматурга Габдуллу Кариева.


24-2


ДВА ГАБДУЛЛЫ


Для продолжения учёбы молодой шакирд** Габдулла, тогда ещё Хайруллин, переезжает из родного Чистопольского уезда в Уральск. Здесь он попадает в медресе Гайнетдина карыя, одного из самых реакционных представителей мусульманского духовенства того времени. Учебное заведение отличалось строжайшим режимом. Однако революционные настроения проникли и сюда. Бесстрашные шакирды-вольнодумцы проносили в медресе запретные книги и распространяли их среди своих собратьев. Одним из таких шакирдов был Сиражетдин Бикулов, с которым сдружился юный Габдулла.


«Однажды он повёл меня в медресе Мотыгуллы хазрата, – пишет в своих воспоминаниях Габдулла. – Там я познакомился с юным шакирдом невысокого роста. Незнакомец поразил меня своим умом и ясным взглядом на жизнь. Мы долго беседовали с ним, не замечая, как летит время. Этот юноша был Габдулла Тукай».


С этого дня Габдулла Хайруллин проводит дни и ночи в медресе, где обучается его юный друг Тукай. Их дружба крепнет с каждым днём, как и революционные настроения, всколыхнувшие Российскую империю в 1905-м. Друзья, опьянённые новыми веяниями, решают покинуть медресе. Оба Габдуллы переселяются в номер гостиницы с символическим для них названием «Казань». Именно отсюда они и уедут покорять этот город.


Но это позже…


ГИМН ЛЕВЫХ ШАКИРДОВ


Начинается полная труда и лишений самостоятельная жизнь. Тукай работает в редакции газеты «Фикер», Хайруллин открывает киоск с книгами, журналами. Торговля идёт не бойко, а так – чисто для души.


24-1


Но, как вспоминали затем оба Габдуллы, это было замечательное время крепкой юношеской дружбы. И, как выяснилось позже, дружбы двух выдающихся представителей татарского народа. Как и положено в их возрасте, они мечтали о том, каким образом изменят будущее.


«…Сидя в своей комнате, мы с Тукаем проводили в разговорах целые ночи, мечтали поехать в Казань», – вспоминал Габдулла Кариев.


Летом 1907 года в Уральске часто устраивались литературные вечера. На одном из таких вечеров Габдулла Хайруллин впервые вышел на сцену. Он выступил с чтением-пением стихов Тукая «Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр» («Что говорят шакирды, покинувшие медресе»). И вскоре все шакирды стали распевать стихи на улицах, называя их «Гимном левых шакирдов».


В 1907 году Габдулла Хайруллин уезжает в Нижний Новгород, а Тукай отбывает в Казань. В Казани их пути вскоре снова переплетутся.


А пока…


ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ


В августе 1907 года в Нижнем начались гастроли татарской труппы под управлением Кудашева-Ашказарского. Габдулла Хайруллин был в восторге от профессионального татарского театра. Во время одного из представлений он от избытка чувств бросает на сцену свою тюбетейку. А после спектакля, пробравшись за кулисы театра якобы за тюбетейкой, знакомится с актёрами и выражает им своё бурное восхищение. Подружившись с артистами, Габдулла делится с ними своими мечтами: «Если бы я был актёром, то играл бы хорошо. Я ведь наизусть выучил целый Коран. Роли бы я учил скоро».


Желание молодого карыя исполнилось быстро – он был принят в состав труппы.


24-3


«Тогда я этого нового товарища не называл по фамилии, а просто говорил Абдулла Карый*, – вспоминает один из актёров труппы. – Кудашев, услышав это, воскликнул: «А-а! Карый, Кариев. На афише напишем Кариев».


Так шакирд Хайруллин стал артистом Кариевым. А уже в декабре 1907 года этот артист единогласно избирается руководителем труппы. Позже Тукай назовёт эту труппу «Сайяр» («Странствующие»).


В августе 1908 друзья вместе с «Сайяр» едут в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку. Жили они в гостинице Тимершаха Соловьёва «Двухцветная». Соловьёв разместил на окнах парадной плакат: «У нас вы можете услышать национальные стихи и народные песни». Народ был от этих выступлений в восторге. Хозяин гостиницы тоже. А блюда в меню артистов изо дня в день становились всё вкуснее и разнообразнее.


А потом…


ОТЦЫ


В 1912 году за умелое руководство труппой «Сайяр» и за артистический талант, не имевший себе равных, Габдуллу Кариева называют «отцом татарского театра». Подписывает этот документ среди прочих и «отец татарской поэзии» Габдулла Тукай.


Ну, это вы и без нас знаете…


P.S. Похоронены оба Габдуллы на Новотатарском кладбище, могилы друзей находятся рядом.

* Медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии.


** Шакирд – учащийся медресе.
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: