Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Империя Ушковых: Взгляд через полтора столетия

«Я, видевший немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное». Так Дмитрий Менделеев, великий учёный, оценил когда‑то химические заводы Петра Ушкова. Выставка «Империя Ушковых», открывшаяся в Присутственных местах Казанского кремля, – попытка рассказать об этом выдающемся предпринимателе – основателе отечественной химической промышленности.

Фирменный шведский телефон «Эрикссон» – понятно, не мобильный и ещё даже не кнопочный. Телеграфный аппарат – чудо позапрошлого века. Пишущая машинка марки «Ундервуд» – писк офисной моды того времени. А ещё картотеки, книги и массивный дубовый письменный стол – куда же без него? Воссозданная в выставочном пространстве обстановка офиса XIX века позволяет почувствовать колорит времени, в котором Пётр Капитонович Ушков выстраивал свою промышленную империю.

КОКШАН И БОНДЮГ. НАЧАЛО НАЧАЛ

К 1883 году он создаст Товарищество химических заводов П. К. Ушкова и Ко, многократно расширив и приумножив дело отца. Отец, Капитон Яковлевич, родоначальник династии, напомним, ещё в 1850 году открыл свой первый химический завод в Кокшане* по производству хромпика, который до того приходилось ввозить в страну из Англии по 15 рублей серебром за пуд…

Пётр Капитонович – достойный продолжатель дела отца. Унаследовав завод в Кокшане, он вскоре откроет ещё один завод – в Бондюге (ныне Менделеевск. – Прим. ред.), где впервые в России начнут производить серную кислоту. В историю Ушков войдёт как пионер химической промышленности: на его заводах, помимо хромпика и серной кислоты, будут выпускать медный купорос, соляную и азотную кислоты, каустическую соду… В Бондюге Дмитрий Менделеев впервые в России наладит производство бездымного пороха. А на заводе в Кокшане освоят выпуск огнеупорных изделий, изразцов и метлахской плитки.

У портрета Капитона Яковлевича Ушкова. Картина Алексея Тиранова, в 1830–1840-х годах самого популярного в Санкт-Петербурге портретиста, была куплена на аукционе в этом году буквально случайно.

СДЕЛАНО НА ВЕКА

Знаменитая метлахская плитка с ушковского завода – вот она, тоже представлена в экспозиции. Сохранившееся клеймо «П. К. Ушков и Ко» и цвета, которые не потускнели за полтора столетия, – лучшее доказательство: оригинал.

Увидеть эту плитку сегодня, кстати, можно не только в музейных интерьерах. Ей выстланы полы в храмах и дворцах, в главном корпусе Казанского университета, на Казанском вокзале в Москве, даже на вокзале Вены… Оцените качество: в экстремальных условиях, при запредельных нагрузках не стёрлась, не поблекла. Не удивительно: до отправки покупателям ушковскую плитку проверяли с запредельной тщательностью – образец сбрасывали с высоты второго этажа. Если при этом плитка разбивалась, забраковывалась вся партия.

Наталья Харитонова, и.о. директора Менделеевского музея, говорит, что с удовольствием бы позвонила по этому телефону шведской фирмы «Эрикссон» самому Петру Капитоновичу Ушкову, да абонент, увы, недоступен.

ДРУГУ – ОТ МЕНДЕЛЕЕВА…

Предметы, вошедшие в экспозицию, хранят дух времени. Но, увы, не способны поведать нам самое, пожалуй, интересное. Как Пётр Ушков реализовывал свои планы, о чём размышлял, каких принципов придерживался, создавая и развивая свою химическую империю? Впрочем, организаторы выставки – отдадим им должное – постарались, чтобы посетители нашли ответы и на эти вопросы. Главная смысловая ось экспозиции – двенадцать писем, написанных в разные годы.

Эти письма раскрывают, как вёл дела основатель Товарищества Ушковых и в чём секрет успешного и стремительного развития его бизнеса. Не устававший учиться, воспринимать и внедрять в производство всё новое и передовое, он стремился, чтобы у него на заводах работали лучшие специалисты, поддерживал связи с авторитетами в области химической науки, отечественными и зарубежными. Одно из подтверждений – письма Ушкова Дмитрию Ивановичу Менделееву. И Менделеева – Ушкову.

С Менделеевым промышленника связывали не только деловые отношения. До наших дней дошла книга «Основы химии», которую украшает надпись: «Другу Петру Капитоновичу Ушкову. Д. И. Менделеев. Февраль 1882 г.». Учёный консультировал предпринимателя три десятилетия, советовал, как лучше организовать технологические процессы. Известно, что выпуск в Кокшане метлахской плитки предприниматель начал по предложению Дмитрия Ивановича. Выбор Менделеевым Бондюги для опытного производства бездымного пороха тоже был неслучаен: помимо должной образцовой организации дела, здесь использовали только отечественное сырьё, что для выполнения секретного заказа военного ведомства было особенно важно.

Пётр Капитонович Ушков, получив в наследство заводы на начальном этапе их формирования, по словам Д. Менделеева, «исключительным трудом и энергией развил и усовершенствовал дело, тогда ещё новое в России».

ШИШКИН ИЗ ЗАВОДСКОЙ КОНТОРЫ И ДЕНЬГИ НА БЛАГОЕ ДЕЛО

Золотые медали и Гран‑при на всемирных промышленных выставках в Париже, Вене, Чикаго – свидетельства успехов и процветания империи Ушкова. Но дело – это ведь только часть жизни. В экспозиции и предметы быта далёкой уже эпохи, личные вещи семьи промышленника, фотографии.

Мы узнаём, что Пётр Капитонович не просто зарабатывал миллионы, вкладывал их в развитие своей империи, но был и щедрым благотворителем. Он открывал больницы для работников, причём число коек в них заметно превышало законодательно установленные нормы. При заводах действовали школы для татарских и русских детей рабочих – тоже на средства промышленника.

«Елабужский городской голова сообщил мне, что существовавшая в г. Елабуге на набережной улице обширная площадь, служившая некогда местом для свалки нечистот, превращена потомственным почётным гражданином Елабужским первой гильдии купцом Петром Капитоновичем Ушковым в сквер, занявший пространство в 150 саж. и окружённый с одной стороны чугунною решёткою, а с трёх сторон каменною стеною, на что употреблено не менее 5000 рублей» – это уже строки из доклада в вышестоящие инстанции вятского губернатора…

Среди самых ценных экспонатов выставки – две картины Ивана Шишкина, оригиналы, которые в советское время были найдены в здании бывшей заводской конторы. Не исключено, что они когда‑то украшали кабинет Петра Капитоновича или гостиную в его усадьбе.

И ещё одна картина. Прижизненный портрет Капитона Яковлевича Ушкова, купца первой гильдии, основавшего завод в Кокшане. С него всё начиналось.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера