Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как стать министром счастья

Как стать министром счастья

Знакомьтесь: победительница конкурса «Лидеры России»

04 июня 2018

– И сколько же у тебя людей‑то в подчинении?– Почти 3 тысячи.– Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно, небось?– Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения.
 
К/ф «Москва слезам не верит» (1979 г.)
Александра Лебедева, регио­нальный директор международной компании в Татарстане, победи­тельница всероссийского конкурса «Лидеры России» мало чем напоми­нает Катерину из легендарного со­ветского кинохита: на отточенных до блеска организаторских способ­ностях их сходство заканчивается. Конечно, скажете вы, эпоха ушла и забрала отжившие своё поведен­ческие модели. Александра считает, что дело вовсе не в эпохе.
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Первое занятие по программе бизнес-школы «Сколково», куда Александра смогла попасть бла­годаря гранту конкурса «Лидеры России», было посвящено лидер­ству и его истокам. В качестве ил­люстрации преподаватель провёл опрос. Оказалось, что 80 процентов аудитории – старшие дети в семье. В том числе и Александра.
– Гиперответственность и стрем­ление вернуть себе фокус родитель­ского внимания – это настройки если не на всю жизнь, то на боль­шую её часть. Можно по-разному к этому относиться, но именно наше детство делает нас теми, кто мы есть. Старшим детям приходится непросто. От них многого ждут. За них переживают совсем не так, как за младших. Парадоксально, но всё это я осознала, только когда у меня появился второй ребёнок. Тут перфекционизм, наконец, по­шёл на убыль, – говорит она.
ПОД КРЫЛОМ И НА КРЫЛЬЯХ
Между тем именно перфекцио­низм – кредо крупных европейских компаний, а немецких – особенно. Карьера нашей героини началась с «Люфтганзы». Александра закан­чивала иняз в Нижнем Новгоро­де и устроилась в местный офис компании на должность стажёра – на четыре часа два раза в неделю. Способную девушку заметило ру­ководство и после её выпускного в вузе фактически поставило перед фактом: «Мы зачисляем вас в нашу образовательную программу». В те­чение двух следующих лет каж­дые три месяца Александра езди­ла учиться в Германию. В группе с ней были сотрудники компании из Африки, Европы, Америки. Но­вый мир оказался огромным, за­хватывающим и воодушевляющим: Александра закончила обучение с самым высоким за всю историю программы баллом.
– Для того, кто хочет строить карьеру, критично важны первая работа и первый шеф. Так форми­руется профессиональный шаблон. Мой первый руководитель в «Люфт­ганзе» буквально дорастил меня до самостоятельного управленца. Он выбрал меня, поверил в меня и не ошибся. Теперь я стараюсь делать то же для лучших своих со­трудников, – говорит Александра. – Сейчас как региональный директор я курирую работу филиалов извест­ной финской компании в регионах «Волга» и «Юг», а это почти поло­вина России, развиваю команды менеджеров, принимаю участие и в наставничестве. Моя любимая часть работы – находить талантли­вых людей и давать им возможно­сти для роста и развития.
КОРОНУ СНИМИ…
Участвовать в конкурсе «Лиде­ры России» Александру побудил… азарт. Желание ответить на карьер­ный вызов, «челлендж», как это се­годня называют в бизнес-сообще­стве, не единожды помогали ей от
крывать новые профессиональные горизонты. Чтобы занять управля­ющую должность в «Люфтганзе», Александра переехала в Казань. Чтобы выйти за рамки авиаин­дустрии, она (успешно) занялась открытием в Казани офиса амери­канского рекрутингового агентства. Чтобы продолжать свою карьеру в качестве управленца в сфере В2В («Би ту би», бизнес для бизнеса), пе­решла в казанский филиал финской компании и досконально изучила совершенно незнакомую прежде сферу услуг по аренде ковровых покрытий и спецодежды для про­изводств и компаний.
– Я вышла в полуфинал конкурса, первый очный тур которого про­водился в Самаре. Поехала туда, ощущая себя практически звездой. И была ошеломлена, когда обнару­жила, что в полуфинале участвуют 140 таких «звёзд» со всего Поволжья. «Корону сними», – сказала я себе, – вспоминает Александра. – Но угроза обернулась возможностью: нача­лись задания для решения в коман­дах, которые постоянно тасовались, и я поняла, что это отличный шанс познакомиться с прекрасными про­фессионалами, научиться у них но­вому.
…И СНОВА НАДЕНЬ
Она стала финалисткой и полу­чила грант на миллион рублей – на обучение по любой программе. Казалось бы, чего ещё желать?
– В финале шла борьба за побе­ду, очень престижную, учитывая масштабы и уровень конкурса, но главное – за наставничество. По условиям победитель получает год личных консультаций с настав­ником. Дух захватывало от одно­го списка наставников, в котором были и Герман Греф, и Сергей Ки­риенко, и Сергей Лавров, и Эльви­ра Набиуллина, и, конечно, Рустам Минниханов... Концепция конкурса подразумевает для его участников социальный лифт, – говорит наша героиня. – Для кого‑то он – в уско­рении карьерного роста, для ко­го‑то – в интеллектуальном ресурсе, а самое главное – это шанс изме­нить свою судьбу и вдохновить дру­гих своим примером. Я победила, и моим наставником будет Рустам Минниханов. Мне очень повезло, потому что общение с ним, одним из главных инициаторов новых управленческих тенденций в Та­тарстане, находящимся на такой крутой «менеджерской» высоте, как должность руководителя ре­гиона, – невероятный источник знаний и опыта.
И ЕЩЁ ПРО КОРОНУ…
Перед финалом организаторы конкурса проводили блиц-опрос, в том числе и о том, какую истори­ческую личность конкурсанты счи­тают примером для подражания. Александра назвала Екатерину II.
– Она – пример того, каких вы­сот может достичь амбициозная и талантливая женщина. Её исто­рия не была простой. Иностранка, другой веры, с характером и иде­ями, в чём‑то слишком прогрес­сивными для её времени. И тем не менее она по праву считала себя преемницей Петра I и добилась для страны огромных успехов и на международной арене, и во внутренних делах. Другое дело, что по ролевой модели она всё‑та­ки ближе к Кате из того самого фильма. То есть железобетонная женщина, коня на скаку остановит. Такой типаж бизнес-леди часто встречался в 90‑е годы, – говорит Александра. – Сегодня много моло­дых и талантливых женщин, но для них нет героини, нет персонажа, воплотившего в себе успешную модель одновременного построе­ния семьи и бизнеса. Это – вызов для современного кинематографа и телевидения, да и для современ­ных топ-менеджеров – женщин – надо создавать новые ролевые модели для наших дочерей.
ЗА[МУЖЕМ]
Провожая Александру на финал конкурса «Лидеры России», её се­мья пожелала ей одного: получить максимум удовольствия от участия в конкурсе.
– Мне очень повезло: как в расхо­жей фразе Экзюпери, мы с мужем смотрим в одном направлении. Ан­дрей – замечательный мужчина, умный, сильный. С ним исключе­на необходимость конкуренции, борьбы за отстаивание своего, ру­шащей и браки, и компании, – го­ворит Александра. – В том, что мне удаётся совмещать насыщенную рабочую деятельность и воспитание двоих детей – его большая заслуга. Я всегда чувствовала, а теперь, спу­стя столько лет брака, знаю точно, что в успехе проекта «семья» клю­чевая роль всё‑таки принадлежит женщине. Если она «бросит всё» и рванёт делать карьеру, то се­мья в автономном режиме долго не просуществует. Важно уметь разговаривать и договариваться. Но россиянки ещё плохо умеют говорить так, чтобы их слышали и понимали – и мужья в частности, и мужчины вообще. И немногие мужчины готовы слушать, понимать и поддерживать своих жён в раз­витии. Вернее, поддерживать-то они готовы – на словах, а когда речь заходит о том, что надо уехать в ко­мандировку и кто‑то должен варить обед и присматривать за детьми, – на этом поддержка заканчивается. Мне кажется, что без этого барьера в большом бизнесе женщин было бы больше. А ведь их присутствие в совете директоров, согласно ис­следованиям, улучшает финансовые показатели компаний.
МЕЧТА О СЧАСТЬЕ
В анкете конкурса Александра поставила прочерк в графе с во­просом к конкурсанту о готовно­сти и желании продолжить свою карьеру на позиции госслужаще­го. Сейчас, после всех испытаний и побед, она не исключает, что, возможно, поторопилась.
– В сегодняшнем формате гос­службы я себя не вижу. Между чи­новниками и населением по-преж­нему лежит огромная пропасть. Конечно, учитывая, готовность Президента Татарстана внедрять всё новое и эффективное из пе­редового мирового опыта, можно сказать, что надежда на позитив­ные изменения есть, – говорит она. – Если помечтать в этом ключе, то я могла бы работать на государство, но в структуре без жёсткой вертикали, не в том бюрократическом аппарате, кото­рый сейчас сложился. Я – хороший интегратор идей и людей, мне ин­тересно привлекать и развивать талантливых и одарённых людей и помогать тем, кто хочет и может добиваться большего. За последние десятилетия в Татарстане очень много сделано для улучшения уровня жизни людей, но тем не менее из республики продолжа­ют уезжать способные молодые люди, которые не смогли найти себе применение. В ОАЭ, напри­мер, недавно учредили должность министра счастья, чтобы талантли­вые люди могли реализовать свои мечты и амбиции. Эта интересная задача как раз для меня.
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: