Кинобум в Татарстане. Продолжение следует?
Что показал казанский фестиваль мусульманского кино
«МНЕ ПРОСТО НРАВИТСЯ ТВОРИТЬ»
В его руке баллончик с краской. Чёрные брызги заливают белый фон. «Зачем я это делаю?» – спрашивает искажённый закадровый голос. И тут же отвечает: «Честно, я думаю, мне просто нравится творить…» Всего за три минуты нам показывают удивительную историю о том, как уличный художник дарит городу свои необычные произведения искусства, а именно… урны для мусора! Последние кадры: камера скользит по крышам Казани, на одной из них стоит человек. Силюсь разглядеть лицо, а это – маска. «Меня зовут Алёша», – говорит она. Интрига осталась, занавес.
Лично для меня фильм «Зачем я это делаю» стал самым удивительным, если не сказать неожиданным, призёром XIV Международного фестиваля мусульманского кино. Картина получила награду как лучший документальный национальный фильм. Но как вписывается эта милая хохма про художника в концепцию форума? Только тем, что сделана в Татарстане.
По стойкому убеждению программного директора фестиваля Сергея Лаврентьева, все фильмы, произведённые в республике, обязательно должны быть показаны на казанском кинофесте. Только так, причём мягко и без принуждения, мы можем заставить вращаться маховик кинопроизводства. Четырнадцатый год существования фестиваля показал: эта стратегия работает.
Нынешней осенью Татарстан заявил на фестиваль почти сорок кинокартин! Шестнадцать из них вошли в конкурсную программу. За победу в главных номинациях боролся полнометражный игровой фильм «Мулла», созданный в режиссёрском тандеме Рамилем Фазлиевым и Амиром Галиаскаровым. Короткометражная лента «Отчий дом» Амира Галиаскарова и Насура Юрушбаева вошла в номинацию «Россия молодая». Четырнадцать фильмов совершенно разных форматов и жанров были объединены в единый национальный конкурс. Ещё порядка двух десятков лент были показаны в рамках внеконкурсных секций фестиваля. Но и это не всё. Проект «Казанские премьеры» презентовал зрителям фестиваля ряд только что созданных картин, многие из которых пока ещё находятся на конечной стадии производства, так называемого постпродакшена. Это те ленты, которые нам посчастливится увидеть в самое ближайшее время: «Упёртый/Кире», «Остазбикэ», «Апипа», «Водяная» и другие.
– Многие вам позавидуют. У вас не работа – мечта! – приветствую я Сергея Лаврентьева. Обычно авторитетному российскому киноведу и критику приходится отсматривать по несколько фильмов в день.
– Приведите их ко мне, посмотрим парочку, а затем обсудим, если силы останутся, – тут же парирует он.
– Среди татарстанских много таких?
– Нет, не много. Мы отклонили совсем уж неудачные, но если картина относительно собрана, мы её обязательно брали. Радует, что большая часть этих лент были сняты профессионально. К счастью, уже появилось понимание сути самого жанра. Например, раньше довольно часто татарстанские режиссёры под видом документального кино предлагали то, что на самом деле являло собой телерепортажи. Сегодня этого гораздо меньше.
ТАЙНЫЕ СВЯЗИ
– Такого муллу – молодого и влюблённого – мне ещё не доводилось видеть в кино! – восторгается кто‑то из зрителей. – Он играет в футбол с детьми, с ним хочется пошутить и посмеяться, он… жизненный!
Мне кажется, для восточной кинематографии это новое явление.
Фильм «Мулла» на фестивале мусульманского кино собрал два кинозала. Столько же собрала встреча с его создателями. Вместе с ними на сцену вышел и Марат Башаров, которому в фильме досталась эпизодическая роль.
– В картину попал по блату, – тут же шутит он. – А если честно, согласился сразу – давно мечтал сняться в татарстанском кино. У меня было всего два съёмочных дня. Так получилось, что именно сегодня, вместе с вами, мне удалось увидеть этот гениальный финал. Кто‑то из зрителей в зале плакал. Я надеюсь, что после этого фильма люди пойдут в мечети и поменяют своё отношение к вере.
К слову, привлечение столичной звезды в местное кино – ход сегодня довольно популярный. Так, Камиль Ларин снялся в картине «Кире», а Владимир Вдовиченков – в «Байгале». Громкие имена способствуют продвижению фильма. Вместе с тем отрадно отмечать, когда игра наших татарстанских актёров остаётся не оттенённой этой славой. Не могу пока судить о других фильмах, но в «Мулле», на мой взгляд, произошло именно так. Рамилю Фазлиеву – режиссёру и исполнителю главной роли – удалось создать очень тонкий образ. Его мулла – прежде всего человек. Который позволяет себе сомневаться, но не позволяет прекращать поиски истины. «Ты веришь в бога?» – спрашивает его Налима. На этот вопрос у него нет прямого ответа. Вместе с тем он продолжает верить в людей, и это, как мне кажется, в его миссии главное.
То, что татарстанский кинематограф развивается, очевидно даже для обычного зрителя, ведь на его поприще появляются такие серьёзные заявки. Сергей Лаврентьев из года в год не устаёт повторять, что сам факт наличия фестиваля способствует этому развитию. Даже если напрямую таких связей нет.
– Существуют фестивали, у которых есть собственные фонды – они могут финансировать кино. В Казани такого нет. Но здесь есть некое «бурление», когда на международный фестиваль приезжают люди со всего мира – это стимулирует! Я бы погрешил против истины, если бы сказал, что все высоты уже достигнуты. Совсем нет! Но есть четыре полнометражные картины – и это уже не художественная самодеятельность, а настоящее кино, без всяких скидок на то, что сделано оно не в Москве или Питере.
Кстати, со своим татарстанским фаворитом – фильмом «Байгал» – Лаврентьев познакомился во время работы на открытом российском кинофестивале «Кинотавр».
– Пожалейте меня – мне пришлось посмотреть 81 российский фильм! – восклицает он. – Одной из пяти картин, после которых не хотелось разбить экран, стал «Байгал». На мой взгляд, это хорошая лента. Причём именно татарстанская. Сюжет мог происходить где угодно – хоть в Люксембурге, хоть в Улан-Баторе – он абсолютно интернациональный. Но вот его подача! Поначалу смотришь и думаешь: «Что-то как‑то медленно…» Но этот темп завораживает, и ты начинаешь понимать, что это и есть самое главное в картине. Фильм получился восточно-медитативным. Но не нарочитым, а словно выросшим из этой земли.
На фестивале мусульманского кино «Байгал» не попал в конкурсную программу, он вошёл в программу спецпоказов. Но свои лавры картина в сентябре всё же получила, правда, в Анапе, на фестивале «Киношок». В конкурсе полнометражных фильмов ей был вручен специальный диплом Большого жюри «За бережное отношение к национальным традициям».
У «Байгала» есть потенциал в прокате, считает Лаврентьев. Фильм «Мулла», взявший в Казани один из главных призов – за режиссуру, также готовится выйти на широкий экран. Миляуша Айтуганова является продюсером обеих лент (а в «Байгале» ещё и сыграла одну из ролей). По её словам, в первую очередь «Муллу» планируют прокатить в кинотеатрах Татарстана, Башкортостана и местах локального проживания татар.
– Пробиться в кинотеатры трудно, когда там блокбастеры, – говорит она. – Но мы это сделаем, и, дай бог, в широком прокате вы этот фильм увидите. Примерно в конце октября или в ноябре.
Каков будет конечный итог этого мероприятия, прогнозировать пока трудно, но, к счастью, мы можем оглянуться на опыт других национальных республик. Тех же якутов. В среднем экономика кино там некогда была следующая: примерно двести тысяч долларов стоило создание картины, четыреста тысяч она собирала в местных кинотеатрах. А далее начинались чистые прибыли, заработанные на телевидении и в интернете.
К слову, бюджеты двух крупных татарстанских картин – «Муллы» и «Байгала» – по российским меркам, совсем небольшие и вполне сопоставимы с якутскими. Будем надеяться, что и перспектива окупаемости этих лент будет столь же радужной. Так что призываем татарстанцев поддержать родной кинематограф в самом прямом смысле – оплаченным билетом на киносеанс.
– Радует, что у Президента Татарстана есть понимание, что поддерживать нужно не только бизнес, но и культуру, – добавляет к этому Сергей Лаврентьев. – Видел в титрах некоторых ваших фильмов, что сняты они при поддержке Рустама Минниханова. Если всё так будет продолжаться, Татарстан без хорошего кино не останется.
Кстати, несколько лет назад многие деятели культуры говорили о необходимости создания собственной киностудии. Но за все эти годы от этих слов к делу никто так и не перешёл. Впрочем, как считает наш эксперт, эту мысль необходимо корректировать. По существу, время больших студий постепенно проходит. Сегодня, чтобы снять хороший фильм, вовсе не нужно всего того нагромождения, без которого было трудно обойтись лет десять назад. Собственно, некоторые сегодняшние татарстанские премьеры – тому доказательство.
ВОЛШЕБСТВО ПОМОЖЕТ!
«Мы планируем на нашем фестивале расширить номинацию фильмов для детей. Поскольку в России эта проблема сейчас очень актуальна, я думаю, что создание детского кино должно стать одной из приоритетных задач для кинопроизводителей нашей страны». Эти слова и обещания принадлежат Миляуше Айтугановой, которая является также руководителем «Татаркино» – пожалуй, главной кинокомпании республики.
– Конечно, детское кино на фестивале – вещь пока не конкурсная, – предполагает Сергей Лаврентьев. Вместе с тем программный директор не предвидит сложностей с отбором фильмов в эту секцию. По его словам, много картин сегодня создаётся в Объединённых Арабских Эмиратах, Иране… Словом, там, где есть деньги. Ведь снимать детское кино затратно – волшебство стоит дорого. В то же время секция эта необходима – несмотря на цифровую эпоху, дети не должны жить без сказок!
В Татарстане первой ласточкой детского кинематографа стала полнометражная лента «Водяная», созданная режиссёром Алексеем Барыкиным. На фестивале мусульманского кино состоялась презентация этого проекта. «Мы сняли первый татарстанский блокбастер со спецэффектами!» – обратился к зрителям режиссёр.
По мнению Сергея Лаврентьева, «Водяная» – это татарстанская попытка, поэтому она заслуживает всяческого поощрения, но о крупной удаче пока говорить сложно. И вместе с тем её обязательно нужно прокатывать! Анализировать, как она будет смотреться в нашей республике, а как – за её пределами.
– Вне Татарстана у картины даже больше шансов в прокате – такое моё предчувствие, – говорит Сергей Александрович. – Ведь такая привычная для вас татарская деревня является чем‑то совершенно необычным для девчонки из Томска или мальчишки из Омска. Для них это будет увеличивать ощущение экзотичности. Только нужно грамотно организовывать прокат.
«Водяная» выйдет на российские экраны осенью этого года или весной следующего. Её увидят зрители от Калининграда и до Владивостока. По мнению создателей, картина должна быть интересна зрителю от двенадцати и старше – каждый в ней найдёт что‑то своё. К слову, быть первым Барыкину уже не впервой. Именно он запустил на широкие экраны комедию «Семейные хлопоты». Фильм продержался в татарстанских кинозалах пять уикендов. Окупить его только за счёт местного проката не удалось, но это и не страшно, считает режиссёр, поскольку современные картины окупают таким образом только часть бюджета.
О ШЕРШАВОСТИ ТОНКИХ МАТЕРИЙ
В этом году, как шутили некоторые, на казанском кинофесте чиновников было едва ли не больше режиссёров. Впрочем, объяснение этому нашлось: в рамках события прошёл Форум директоров международных фестивалей. Надо сказать, впервые. По словам Миляуши Айтугановой, форум директоров – это такая новая форма работы.
– Идея пришла в прошлом году, когда мы пообщались с руководителями нескольких кинофестивалей и поняли, что нам не хватало взаимного общения, площадки для обмена мнениями и фестивальным опытом, – сказала она.
В итоге за дни форума дирекцией казанского феста было подписано множество соглашений с другими кинофестивалями. Арабским и европейским в Шарм-эль-Шейхе, казахстанским «Евразия», итальянским религиозного кино, документального кино «Тюркский мир» и многими другими. Стоит ли этому радоваться? Покажет время. Хорошо, если эти соглашения найдут свою практическую реализацию. По словам того же Лаврентьева, в мировой практике такое случается нечасто.
Надо сказать, что форум директоров стал не главным международным рекордом фестиваля. Статистика его заявок приблизилась к тысячи, охватив таким образом практически весь земной шар. Правда, программный директор фестиваля восторгов по этому поводу не разделяет. Аргументация следующая: сегодня, чтобы снять более‑менее приличный фильм, кроме камеры практически ничего не нужно. Разве что талант! Но, как показывает практика, это случается один раз на тысячу. И выходит, что эти 999 фильмов в прокат, конечно, никто не возьмёт. Остаются только фестивали!
– Есть специальные фирмы, которые занимаются отправкой фильмов на фестивали, – рассказывает Лаврентьев. – О чём думают они, когда направляют на фестиваль мусульманского кино картину по мотивам произведения Куприна «Яма», действие которой происходит в публичном доме, в наши дни?! Вот так и получается, когда из 967 заявок 902 отклонены. Надо вообще потише ими восторгаться, потому что картины знаменитых фестивалей отбираются совсем не по заявкам – отборщики ищут их по всему миру. Я давно к этому призываю.
По словам киноведа, нам ещё нужно прийти к пониманию, что есть кинофестиваль. А это – материя тонкая. Вот, например, татарстанский фильм «Мулла», претендующий на приз в главной номинации, по идее, должен был стать открытием именно казанского кинофорума. А стал открытием… оренбургского. На фестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард» он взял сразу два приза – «Лучший фильм» и «Лучший актёр» (им стал Рамиль Фазлиев за роль муллы).
– Я с большим удивлением узнал об этом, – вздыхает Сергей Лаврентьев. – Татарстанским кинематографистам нужно свой фестиваль взращивать! И это для него неверный пиар-ход. Они считают, что таким образом «пошумели». Вот если бы в Венеции, то пошумели, а так, при всём моём уважении к оренбургскому фестивалю, – нет. Другой момент. Многие организаторы российских фестивалей почему-то до сих пор считают, что главное на фестивале – это красная дорожка и его церемонии. Поэтому открытие и закрытие у нас длится по три часа – такого нигде в мире нет! Или на сцену выходит Марат Башаров и обращается к жюри, мол, я тут в фильме снялся, вы уж это примите во внимание… Какой бы звездой он ни был, так шутить нельзя. Вы можете себе представить подобное выступление Джонатана Риз Майерса в Венеции? Всё‑таки нам заранее нужно продумывать многие вещи. Да, это нюансы, но из них и складывается то, чем так славятся знаменитые фестивали мира.
ТАТАРСТАНСКИЙ ФЕНОМЕН
Всего пару лет назад мы с Сергеем Лаврентьевым вот так же обсуждали проблемы и достижения национального кинематографа. Тогда известный киновед с упоением рассказывал о якутском феномене – Республика Саха была лидером национального кино в России. Впрочем, говорил он и о феномене татарстанском. То, что происходило с нашим кинематографом, вызывало у него недоумение: привыкшая быть в лидерах республика в области кино явно пасовала.
– Что‑то изменилось с тех пор? – спрашиваю я его сегодня, подытоживая нашу беседу.
– Наконец-то татарстанское кино… появилось! Речь идёт уже не только об отдельных короткометражках, но и о больших полнометражных картинах. «Мулла», «Байгал», «Водяная», «Яу»… И это уже не художественная самодеятельность, а настоящее кино.
Изменилось и то место, которое сегодня занимает республиканский кинематограф в стране, считает кинокритик. Если якутский кинематограф всё же замрёт (а тенденция к этому сегодня наблюдается), Татарстан останется практически единственным, где кино развивается последовательно – такого поступательного движения вперёд в других регионах нет.
– Буряты и чуваши снимают большие картины, но пока их работы несопоставимы с тем, что предлагают татарстанские режиссёры. Хакасы снимают мало, у башкир есть неплохие фильмы, но только короткие, у марийцев и мордовцев вообще практически ничего нет... А вот татарстанский кинематограф, наконец-то, стал сопоставим с тем местом, которое сегодня занимает в России сама республика. Ваше кино стало видно! И вам уже есть, чем гордиться.
– Давайте проведём параллели с ребёнком, – прошу я Сергея Лаврентьева. – Как считаете, татарстанский кинематограф сегодня – младенец или уже подросток?
– Думаю, ученик младших классов, лет десяти, – смеётся он. – Интересный возраст. Обещающий и талантливый. Очень любопытно наблюдать, что же с ним станет? А всё, что угодно! Может, добьётся больших успехов, а может, пойдёт по кривой дорожке, попадёт под дурное влияние... Мы замерли в ожидании. Через год или два будет видно!
Добавить комментарий