Ключи от города детства
Деревянная Казань. В конце восьмидесятых – начале девяностых её уютным улочкам с домами-шедеврами надлежало исчезнуть в беспамятстве. Равиль Айдаров, архитектор, с этим был категорические не согласен. И, удивительно, сумел по-своему сохранить то, что когда-то посчитали отжившим и ненужным.
19 апреля 2023
Равиль Сайярович Айдаров. Член Союза архитекторов РФ, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный архитектор РТ, профессор КГАСУ. В 1973–1986 годы – главный архитектор Вахитовского района Казани. За серию книг — художественных альбомов по деревянной архитектуре Татарстана, состоящую из семи томов, выдвинут на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Это книги «Казанский деревянный дом ХIХ – начала ХХ века в акварели и графике», «Деревянные общественные здания Казани ХIХ – начала ХХ века в акварели и графике», а также три книги-альбома по деревянной архитектуре малых городов и сёл Татарстана Сабинского, Рыбно-Слободского, Актанышского, Муслюмовского, Высокогорского, Атнинского районов и др.
- Вот это интересное здание – не что иное, как диспетчерский павильон трамвайного маршрута, – рассказывает Равиль Сайярович. – Ещё совсем недавно его можно было увидеть на улице Волкова. Посмотрите, какое интересное архитектурное решение: стилизованные элементы барокко в сочетании с просто тесовой обшивкой стен, аттика и фронтонов. Снесли. А ведь это последнее общественное деревянное здание Казани, больше нет…
Снесли, к счастью, уже после того, как Айдаров успел запечатлеть постройку. Его акварельный рисунок передаёт всё с абсолютной точностью, вплоть до мельчайших деталей, – архитектор не вправе позволить себе домысел. Да, перед нами не просто мастерски выполненная акварель, но ещё и документ, проверенное свидетельство ушедшей эпохи.
АКВАРЕЛЬ И ТОЧНОСТЬ В ДЕТАЛЯХ
В восьмидесятые годы Равиль Сайярович служил архитектором Вахитовского района Казани. Деревянных домов там было, пожалуй, побольше, чем каменных. Свердлова (ныне Санкт-Петербургская), Волкова, Тихомирнова, Тельмана, Ульяновых… – целые улицы деревянных домов с небольшими вкраплениями кирпичных особняков. Среди рядовой застройки часто попадались настоящие архитектурные шедевры – с оригинальными фасадами, украшенными изящной резьбой. С интерьерами, в которых ещё сохранились изразцовые печи, наборный дубовый паркет и прочие элементы роскоши их прежних дореволюционных хозяев – богатых горожан. Некоторые из домов вполне могли претендовать на то, чтобы считаться лучшими образцами деревянного зодчества девятнадцатого – начала двадцатого века. Не только Казани – всего Поволжья…
Тем печальнее было наблюдать, как всё это великолепие ветшает и разрушается. Биться за сохранение деревянного наследия в ту пору было бесполезно. «Из шестисот памятников истории и культуры средств хватало на десяток в год, это были в основном объекты Кремля и несколько общественных и культовых зданий», – признавалась позже Фарида Забирова, в ту пору начальник городского управления охраны памятников.
И тогда Айдаров решил, что обязан хоть как‑то сохранить уходящее. Фотографировал дома, дворики, детали, элементы декора. Если бы только зарисовывал – вряд ли бы многое успел: деревянная Казань исчезала стремительно. Фотографии здорово помогали потом, когда делал акварельные рисунки: память не лучший инструмент, когда нужна точность в деталях.
Диспетчерский павильон трамвайного маршрута (ныне ул. Волкова).
Деревянный жилой дом по улице Тельмана на кирпичном полуподвальном этаже.
НЕОТЖИВАЮЩАЯ НАТУРА
Почерневшие от времени, но не растерявшие благородного изящества деревянные особняки на улице Тельмана. Казанцы, переселённые в новостройки с исчезнувших улиц, приходили сюда просто так, подышать, побыть в родной обстановке ушедшего времени. Эти дома держались до последнего, но всё‑таки были снесены, хотя до последнего не верилось, что такое случится. Теперь и эти особняки существуют только на акварелях Айдарова. Вот они, любуйтесь. Доходный дом Сергеева – поздний региональный классицизм с элементами эклектики. Двухэтажный дом второй половины девятнадцатого века, с террасами и эркерами, напоминающими расписную шкатулку. Ещё один дом девятнадцатого века – с кирпичным полуподвальным этажом…
Всмотритесь в рисунки: и здесь всё достоверно. Пропорции, элементы фасадов, даже узор на наличниках – всё воспроизведено с математической точностью. При этом какими-то одному ему известными средствами Айдаров умудряется наложить на рисунки печать того давнего времени, когда дома эти были совсем не отживающей натурой – главным украшением городских улиц и площадей.
ВЗГЛЯД В НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ
Однажды, листая изданный Равилем Сайяровичем альбом, в который вошли сто его акварелей деревянной Казани* , я обнаружил рисунок, который заставил сильнее забиться сердце. Представьте, увидел картину, что наблюдал из своего окна два десятка лет и которая, кажется, никак не могла сохраниться. Ведь давно нет ни того окна, ни дома напротив, что был из окна виден, ни даже самой улицы…
Но на акварели, названной «Фрагмент улицы Свердлова», – тот самый дом, который не спутаешь ни с каким другим. Такого помпезного, словно из Эрмитажа, вазона над мезонином больше не было нигде в городе. И такого мезонина, и парадной арки сквозь первый, каменный этаж… И снова всё воспроизведено абсолютно точно. Теперь на месте этого памятного дома середины девятнадцатого века станция метро…
Казанцев, которые находят свои ушедшие в небытие дома на айдаровских акварелях, не один и не два – только в упомянутом альбоме их около ста таких домов. А всего Равиль Сайярович запечатлел на своих рисунках около двухсот деревянных домов. Когда эти акварели представляют на выставках, они просто обречены на успех. Посетители подолгу рассматривают работы, изучая детали эпохи – балконы, террасы, эркеры, резные наличники, ворота… Уходящая Казань не только ностальгия, это целый пласт нашей истории.
ВОССТАНОВИТЬ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ
– Ещё в конце девятнадцатого века семьдесят процентов Казани составляли деревянные здания, – рассказывает Равиль Айдаров. – Деревянные общественные здания, деревянные дома богатых казанцев, деревянные доходные дома, деревянный самострой бедняков на рабочих окраинах – из всего этого формировался облик города своего времени. И уничтожив всё это, мы лишимся уникальной городской среды.
Сам он, кажется, знает про каждый дом, что запечатлён на рисунках. Стиль, особенности конструкции, размеры, даже материал, из которого построен. Акварели – лишь часть его казанского альбома. Здесь же архитектурные проекты, планы‑схемы зданий, построенных сто – сто пятьдесят лет назад, точные пропорции, внутренняя планировка. И под каждым рисунком – выверенная информация: в какой период, в каком стиле построен дом, наиболее характерные элементы...
Рисунки – вершина творчества, наиболее заметная. Сколько времени Айдаров провёл в архивах, изучая проекты, градостроительные нормы и правила прошлого, знает только он сам. А сколько тайн, строительных секретов вековой давности узнал, общаясь со старожилами, наблюдая, как разбирают деревянные особняки!
– Один мой хороший знакомый рассказывал, что на чердаках деревянных домов раньше специально выращивали… пыль, – рассказывает он об одной из своих неожиданных «находок». – Дождевая капля, попадая в пыль, обволакивалась ей и не просачивалась дальше…
Теперь его бесценные сведения – достояние, доступное всем. И самое важное – востребованное.
К счастью, мы пережили времена, когда почти всё деревянное ветшало и уничтожалось. Наоборот, пытаемся сохранить, восстановить то немногое, что ещё осталось. И здесь изыскания Айдарова уже на вес золота. Особенно для реставраторов или энтузиастов движения «Том Сойер Фест». Для них акварели Равиля Сайяровича нередко единственная возможность узнать, как выглядел тот или иной дом, воссоздать недостающие элементы, убрать лишнее. Надо ли говорить, как помогли эти акварели, когда возрождали дома в Старо-Татарской слободе, которые теперь как магнит притягивают туристов.
Фрагмент улицы Свердлова (Петербургская).
Фрагмент левой стороны улицы Тельмана.
КАК СТО ЛЕТ НАЗАД
Два года назад увидел свет ещё один альбом Айдарова, по-своему уникальный**. В нём – рисунки общественных деревянных зданий Казани. Тех, что в городе больше не осталось, совсем. И если остановочный павильон на Волкова, о котором рассказывает Равиль Сайярович, он сам и многие из нас ещё видели и помнят, то почти всё остальное – из разряда давно исчезнувшего. Кто сегодня знает про грандиозные деревянные павильоны, которые были построены в Казани к всемирной промышленной выставке 1909 года? А про деревянный театр, поражавший современников своим великолепием? Или ресторан Панаева в Панаевском саду? Разве что дотошные краеведы.
– И таких зданий, достойных памяти потомков, в Казани было не два и не три – десятки, – говорит Айдаров. – Сохранись они – впору было бы устраивать выставки деревянного зодчества под открытым небом… Как Айдарову удалось воссоздать в своих акварелях то, что давно исчезло? Здесь тоже помогли архивы, сохранившиеся старинные фотографии, даже дореволюционные открытки.
– Он изучал фотографии с лупой в руках, чтобы в своих рисунках добиться абсолютной точности, – приоткрывает один из секретов его творческой лаборатории доктор архитектуры Галина Айдарова-Волкова, коллега и супруга Равиля Сайяровича. – Сравнивал снимки, делал расчёты, подбирал цвета… Деревянные казанские пристани на старом волжском русле, деревянная мечеть в Пороховой Слободе или открытая эстрада в «Русской Швейцарии». Впервые увидев эти сооружения на айдаровских акварелях, можете не сомневаться: сто лет назад они были в точности такими.
Главный вход на Казанскую научно-промышленную выставку 1890 года. Располагалась на Николаевской площади.
Казань. Пристань на Волге. Пивная лавка.
Центральный парк культуры имени Горького, в прошлом «Русская Швейцария». Летний театр.
Ресторан Панаева в Панаевском саду (территория стадиона «Динамо»).
КАК ШВЕДСКИЙ «СКАНСЕН»? ЛУЧШЕ!
Айдаровские акварели – рисунки старого города. Когда смотришь на них, в голове сами собой рождаются грандиозные планы. Один из них – это воссоздать кусочек деревянной Казани. Не отдельные дома – целую историческую среду. С общественными зданиями, богатыми доходными домами и домами попроще, с торговой площадью и даже театром.
Возможно, это будет одна улочка, вроде утерянной сегодня деревянной Тельмана, или даже несколько улочек… Чтобы воссоздать – свезти сюда из разных мест ещё сохранившиеся раритеты, а что-то, может быть, воссоздать по старым чертежам и документам. Утопия? Сегодня – возможно. Но каких-нибудь двадцать лет назад и реставрация любого деревянного дома казалась нам утопией. Да и мировой опыт такого восстановления исторической среды и превращения её в туристическую Мекку накоплен серьёзный – один знаменитый шведский «Скансен» чего стоит.
Верю, когда-нибудь мы к этому обязательно придём. И тогда акварели Равиля Айдарова на все сто выполнят главную свою миссию – помогут вернуть то, что было утеряно.
Дом на Фёдоровом бугре. Утерян.
Мечеть на улице Большой.
Дом по улице Марджани.
Дом по улице Гоголя.
Аскар Сабиров
Фото: предоставлены Равилем Айдаровым, tatar-inform.ru
* "Казанский деревянный дом ХIХ – начала ХХ века в акварели и графике".
** "Деревянные общественные здания Казани XIX - начала XX века в акварели и графике".
Добавить комментарий