Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Когда цветёт татарский тюльпан

Когда цветёт татарский тюльпан

Любовь к татарскому орнаменту и колориту завоёвывает мир.

25 мая 2017

С наступлением весны в Татарстане распускаются не только характерные для этого времени года подснежники, но и тюльпаны, розы, лотосы и даже пальметты. Буйным цветом расцветают они на одежде самых модных слоёв населения. Потому как любовь к татарскому орнаменту и колориту завоёвывает мир.

ДЕВЧАЧЬЯ ДУША ТЯНЕТСЯ К КРАСОТЕ


Мода с татарским акцентом уверенно расширяет границы. Дизайнеры выпускают новые коллекции, а модницы выстраиваются в очередь, чтобы не просто обновить свой гардероб, но и указать свою принадлежность. Кто-то – к исламу, кто-то – к национальности, а кто-то – к родине под названием «Татарстан».


– Если рассуждать с точки зрения ислама, то моды в нём не существует, – говорит Зарина Бабаджанова, дизайнер мусульманской одежды. – Но, как все истинные женщины, мусульманки тянутся к красивому.


1-5


Ведь женщина в платке ограничена в выборе одежды. Помнится, и я, надев платок, испытала это на себе. Я поняла, что на рынке мусульманской промышленности нет того наряда, который смог бы меня удовлетворить. Тогда и стала заниматься любимым делом – созданием истинно мусульманских, но изысканных нарядов. На повседневную носку, для офисных сотрудников, для дома...


УСТРАНЕНИЕ КАТАСТРОФЫ


Ещё тогда я поняла, что глобальная проблема мусульманок состоит в том, что, выходя замуж, девушка не знает, что на себя надеть. Стандартное свадебное платье надеть нельзя, потому что оно открытое, а в обычной одежде как-то уж совсем не празднично. Доходило до того, что девушкам приходилось надевать свадебное платье на… водолазочку. И я решила эту катастрофу устранить. Начала придумывать уникальные наряды. Это, конечно, мой внутренний мир, я создаю платья, в которых сама когда-то хотела выйти замуж.


САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ


Зарина вспоминает, что впервые она представила свою коллекцию на Islamic Clothes* в 2014 году.


– В ней не было ни капельки европейского акцента, – рассказывает дизайнер. – Наряды были абсолютно закрытыми и абсолютно роскошными. И фишка в том, что то была полностью ручная работа. В Татарстане, да и вообще в России, таких нарядов не было. Я стала делать акцент именно на наряды для никаха.


Затем Зарина поняла, что в расшитых платьях должен быть ещё и определённый смысл. И начала изучать историю татарского костюма.


– И чтобы каждое платье стало ещё более уникальным, я стала выкладывать орнаменты согласно их национальному значению, ведь все узоры несут определённую информацию. Эти традиции очень помогают и вдохновляют меня, – уверяет Зарина.


1-29
Все мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой. И человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.
Тюльпан в орнаменте имеет сакральный смысл, так как при написании этого слова по-арабски используются те же буквы, что и при написании слова «Аллах».
Роза в татарских орнаментах является символом пророка Мухаммада.

СОСТОЯНИЕ ДУШИ


– Это же круто, когда в исламе кто-то создаёт моду на правильные тенденции. Девушкам навязывают, что нельзя носить какие-то платья. Говорят: ты не должна выглядеть так, ты чрезмерно сверкаешь, ислам это запрещает. А ислам не это запрещает. В исламе, наоборот, всё красиво, всё изящно и изысканно, – Зарина Бабаджанова в подтверждение демонстрирует свои работы, не залюбоваться которыми невозможно. Настолько они одновременно и красивы, и скромны, и оригинальны.

– Когда девушки впервые надевают мои наряды, их это порой трогает до слёз. Они не могли и представить раньше, что будут выглядеть так нежно, так женственно.


Моду делаем мы сами. Это некое состояние души каждой женщины. И длинный закрытый наряд не только для мусульман. Испокон веков все женщины на Руси носили платки, закрывали свою шею, запястья и щиколотки.


ДЛИННЫЙ НАРЯД – ТОЛЬКО ДЛЯ ПРИНЦЕСС


У нас на третьем этаже есть фитнес-клуб. Очень много красивых девушек стоят перед нашим магазином, ждут лифт, все со своими спортивными сумками, в шортах, мини-юбках. И каждая из них рассматривает и фотографирует наши наряды. Душа девчачья тянется за красотой. И буквально каждая из них после тренировки спускается к нам и интересуется нашими нарядами. Ведь все девочки хотят выглядеть как принцессы.


Зарину Бабаджанову каждый год приглашают на фестиваль мусульманского кино. Организаторы хотят через её одежду показать гостям нашу культуру. И ей очень приятно, что люди ностальгируют, вспоминают свои истоки:


– Через моду я вношу свою лепту в возрождение традиций, – говорит она. – Мне очень нравится, что сейчас идёт такая популяризация национальных мотивов. Пусть это будет на футболках, шапках, сумках! Это очень круто! Тем более сейчас в Татарстан приезжает очень много гостей, туристов, а что нам показать, если не свою культуру?! Пусть будет всё, даже на кроссовках и на бейсболках. Пусть обои придумывают с татарским орнаментом. Но надо, чтобы люди не просто покупали тюбетейки, даже не разобравшись, что это. Надо, чтобы они могли прикоснуться к нашей культуре и увезти её частичку с собой.

ТАТАРСКИЕ ОРНАМЕНТЫ – ЭТО БЕЗУМНО ПРИЯТНО


1-31


Роза Адиятуллина, ведущая программы «Татарлар»:

– В 2014 году я была  ведущей на конкурсе Islamic  Clothes, и меня зацепила Зарина своими оригинальными нарядами. Ведь эти длинные, в пол, платья, не просто красиво сидят на фигуре, они меняют твоё отношение к миру – в них ощущаешь всё не так остро и к людям относишься нежнее. Женственность тебя пробивает на все 100 процентов.


Сейчас, когда носишь подобную одежду в повседневной жизни, уже никто не смотрит на тебя как на мусульманку. Хотя раньше длинные платья в основном носили только ярые мусульманки, которые читают намаз. А сейчас это всё в тренде и полюбилось многими девушками. Бывает, я иногда ношу тюрбаны, это тоже веяние моды не только у нас в Татарстане, во всём мире.


1-6


Я верующая мусульманка, хожу в мечеть, но намаз пока не читаю, поэтому к правоверным мусульманкам себя не отношу. Могу надеть и короткую юбку или ходить в брюках. Но стоит мне только надеть закрытое платье в пол – и тут же всё становится иначе, чувствуешь себя красивой, женственной, как будто меняются мозги.


У нас в Татарстане всегда придерживались того, чтобы всё было аккуратно. Мусульманки одевались в яркие одежды. Но разнообразия не было вообще. Поэтому то, что в последнее время дизайнеры стали уделять большое внимание мусульманским нарядам, да и просто делать акцент на татарские орнаменты, безумно приятно. Ведь каждый орнамент несёт в себе какой-то смысл. И то, что это пошло в массы, очень радует нас, татар, и молодых людей особенно. У меня в гардеробе есть жилетки дизайнеров с татарской символикой, национальным колоритом. Они очень оригинально смотрятся. В них нельзя не влюбиться. И когда я ношу такой орнамент на себе, я ношу его не только для того, чтобы показать красоту нашего национального орнамента, но и для того, чтобы сказать, что я татарка, что у меня своя национальность, гордость. И когда я надеваю такие вещи, я реально порхаю, как бабочка, и сразу уверенность в себе возрастает в разы. Чувствуешь на себе многовековую историю своего народа, она пронизывает тебя, ощущаешь гордость. А ещё чувствуешь себя не просто модным человеком, но и частичкой всего красивого, национального.

САПОГ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА


Если уж речь зашла о моде с национальным колоритом, модельными туфельками здесь не обойдёшься. К национальному костюму просятся расшитые ичиги (татарские сапожки) либо чювяки (татарские тапочки). За такими отправляемся прямиком к производителям уникальной татарской обуви из кожаной мозаики. Ильдус Гайнутдинов вместе с супругой Альфиёй Артемьевой поставили себе цель – сохранить и возродить татарский национальный промысел.
1-10
Мозаичная обувь создаётся из кусочков кожи, сшитых встык в уникальной, не встречающейся в искусстве иных народов технике ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие, с использованием шёлковых, золотых и серебряных нитей.
1-13

КАЖДАЯ ПАРА ИНДИВИДУАЛЬНА


– Заниматься этим ремеслом я начал с 1977 года, ещё на фабрике в Арске, – вспоминает Ильдус Гайнутдинов. – Но такая обувь не должна изготавливаться на конвейере. Если перевести её на механическое изготовление, такой красоты не будет. Каждая пара индивидуальна. Каждая вышивальщица вложила в неё свою душу. Да и перед вышивкой целый ряд операций: создание моделей, орнамента, лекал, крой из кожи разных цветов. Каждый сапог – это целое произведение искусства. К сожалению, не очень дорогое произведение. В среднем сапожки ручной работы стоят от 10 тыс. до 27 тыс. рублей. А тапочки и туфли – от 1600 до 4 тыс. рублей. В Европе цена такой обуви – от 500 евро.


ТОЛЬКО ТАТАРЫ РЕЖУТ КОЖУ НА МЕЛКИЕ КУСОЧКИ


– Никто больше не изощряется так, чтобы порезать кожу на мелкие кусочки, а потом вручную собрать. Только татары это делают. Особенности менталитета, – с гордостью демонстрирует мелкие кожаные кусочки Альфия Артемьева. – Мы все всё умеем, но распределяем обязанности между собой, у кого к чему больше душа лежит. Ильдус Хазимулович – великолепный орнаменталист, самородок с образованием. Я больше работаю с цветом. Бывает, есть какая-то задача – мы вместе всё это обсудим, наметим план… Бывает, когда надо срочно, мы за ночь создаём новое изделие.


КОСМИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ


– В каждый орнамент вложен смысл, – говорит Ильдус. – Без смысла никак. Я рисую то, что душа просит. Мне из космоса идеи приходят…


Альфия вспоминает, что, когда они сделали первую выставочную коллекцию в разных цветах, формах и размерах, «она вся вмиг разошлась»!

– Моя задача состояла в том, чтобы сделать татарскую обувь популярной, – говорит она. – Хотя многие мне советовали делать что-то стилизованное под национальное, как бы стесняясь своих корней. А мы считаем, что у нас прекрасный орнамент. И если правильно подать: на правильной колодке, в правильном цвете и с правильной концепцией – это вполне модные сапоги. Мне хотелось, чтобы вещь была на аутентичной основе, но современная.


КОНКУРЕНЦИЯ НЕ ГРОЗИТ


– Когда у нас дело пошло, начали просыпаться люди, думая, что всё это легко и доступно. Но как проснулись, так и заснули потом, – улыбается Ильдус, вспоминая о недолгой конкуренции. – Не выдерживают люди. Это очень сложно. Я постоянно на связи с деревней. Там, где мы вышиваем, это на генном уровне – такую работу делали в каждом доме на протяжении многих лет. Это не очень прибыльное производство, не быстрые деньги. Мы изо дня в день, круглосуточно и без выходных работаем и только потом видим результат. А люди-то к этому не привыкшие, всем хочется всё и сразу. Все думают, что просто узор взял и срисовал с книжки. У нас бывают очень лёгкие и простые в исполнении и сочинении узоры, а бывают очень сложные. Когда мы тщательно дорабатываем, чтобы каждый цветок, завиток был на своём месте, чтобы это выглядело гармонично.


Как-то подошёл ко мне один будущий бизнесмен, говорит: пожалуйста, продай мне машинку одну вышивальную. Говорю: «Не вопрос. У меня как раз сейчас одна на пенсию собирается. Поговоришь с ней, может, согласится». Он опешил. Он даже и подумать не мог, что всё это делается вручную. У него и бизнес-план был готов, но не тут-то было.


ОТ ОБУВИ – ДО ОЧЕЧНИКОВ


1-8


Посмеиваясь над незадачливыми конкурентами, Ильдус тем не менее признаёт, что объять необъятное нельзя – заказов становится всё больше, и то, что сейчас на рынок выходит много подобных брендов, это неплохо. Приходится заниматься не только обувью, но и панно и мебелью. Спрос на национальную символику растёт во всех областях.


– В Кул Шарифе мы оформляли полностью пуфики и банкетки, – перечисляет производитель национальной обуви. – В театре Камала, в «Туган авылым»... Занимаемся галантереей с татарским орнаментом: сумки, очечники, обложки… Эти вещи любому человеку подойдут. Ведь ценятся они из-за своей уникальности. Наша продукция часто дарится. Это так называемые ВИП-подарки. Они разлетаются по всем странам.
1-7

«БОГАТ ТЕМ, ЧТО СОЗДАЛ»


В ежегодных планах у супругов – сделать выставку своих работ. Но пока не удаётся, «производство всё съедает».


– Всё, что мы зарабатываем, тратим на поддержание и развитие. Старшего сына зато уже подтянули. Сумками занимается. Младший растёт, тоже потихоньку втягивается. Может, они увидят расцвет всего того, что мы начинали, – мечтают они.


– Меня спрашивают, богатый ли я человек, – подытоживает Ильдус нашу беседу. – Я отвечаю: мне всего хватает. Богат я душою, тем, что творю, богат тем, что создал.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КРАСОТА В МИНИАТЮРЕ


Маленькие дамские тюбетеечки с некоторых пор украшают головы казанских модниц. Делает всю эту миниатюрную красоту Миляуша Мусина.


1-30


У Миляуши собственное ателье, название которому досталось от имени прабабушки Минленисы. Прабабушкина машинка до сих пор хранится в семье, благодаря ей она смогла выжить после войны со своими детьми, оставшись без мужа. Миляуша всегда мечтала, чтобы в гардеробе современных девушек присутствовали вещи с национальной символикой – её тюбетейки уже завоевали популярность. Девушки красуются в них во всех соцсетях, собирая кучу лайков и новых клиентов для умелого дизайнера, популяризируя татарскую моду.
1-18
 
1-2
1-4

САРМАНОВСКИЕ ФУТБОЛКИ


Татарские мотивы – удовольствие не всегда дорогое. Местами оно становится массовым, но от этого не менее индивидуальным. Такое местечко мы отыскали в Сарманово – молодой бренд Алии Нафиковой совместил в себе простую повседневную одежду и национальный колорит.
1-14

– В мае 2015 года, будучи ещё студенткой, я проходила учебную практику, – рассказывает Алия Нафикова, создательница этих простых милых футболочек. – Там я и начала интересоваться татарским орнаментом. Вдохновившись культурой своего народа, я решила создать что-то своё. И стала использовать татарский орнамент в повседневной одежде – занялась росписью футболок. Мне всегда хотелось сделать что-то своё, оригинальное, близкое сердцу, и любовь к татарскому орнаменту помогла в этом. Для меня это очень лично и важно – и татарская символика, и орнамент, и ещё старые татарские песни, которые люблю слушать с детства. Меня это заряжает энергией.


1-16


Мечты у юной Алии по-взрослому глобальные. Она хочет, чтобы одежда её бренда стала ни много ни мало частью каждого гардероба. Идеями своих расписанных футболочек она делится в интернете. Поклонников её творчества, как и желающих приобрести вещицу с национальным колоритом, там предостаточно.


1-17


– Это здорово, что одежда и аксессуары с татарским дизайном стали трендовыми, – говорит Алия. – Раньше масс-маркеты предлагали однотипные вещи, а людям хочется чего-то особенного, приятного их душе. Одежда с национальным колоритом способна греть душу, потому что она «своя».
1-15

#МОЙТАТАРСТАН


Татарский орнамент может вдохновить не только на одежду. Дизайнер Ренат Сафаров, например, наносит их на кружки, чехлы для телефонов, носочки…
1-20
«Вплетает» его в релакс-раскраски, в блокноты, в картины, делает из него алфавит и, что особенно мило нашему татарстанскому сердцу, принты #МОЯ РЕСПУБЛИКА, где название каждого города выполнено национальным орнаментом. Вот он, настоящий патриотизм, в действии! Ведь прославляет и сохраняет наследие родного края Ренат в соцсетях – гордится корнями, такова его дизайнерская миссия.
1-22
1-21
Ляйсан Хазиева, модельер коллекции национальной татарской одежды «Ләйсән сәйләннәре»:

– 100 лет назад мы потеряли свой национальный костюм. Не случилось его продолжения. Он остался лишь в книгах, в памяти бабушек. Сейчас его, по сути, нет. Стилизованный татарский национальный костюм мы можем сегодня увидеть, к сожалению, только на артистах сцены. И я пытаюсь его восстановить, осовременить, стилизовать. Для того, чтобы мы могли носить его повседневно, в быту, не стесняясь.


Зульфат Зиннуров, эстрадный певец, телеведущий:

– Наглядная иллюстрация – коллекция спортивной одежды наших олимпийцев. Её носят сегодня все – от президентов, руководителей регионов, мэров до обычных людей. Я думаю, без популяризации руководителями республики, известными людьми у национальной одежды нет большого будущего. Я бы лично с огромным удовольствием носил национальную одежду.


Разиль Валеев, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана:

– Знаменитый татарский просветитель Шигабутдин Марджани утверждал, что для сохранения нации необходимо сохранять её язык, обычаи, обряды, музыку, песни, кухню и в том числе одежду. И мы должны создавать условия для того, чтобы всё это сохранить. Хочется, чтобы и нас встречали, как в поговорке, по татарской одежде, а провожали по татарскому уму…


Есть поддержка от руководства республики, чтобы учредить День национальной одежды. Осталось только определиться с датой его проведения. Возможно, это будет 30 августа. Представляете, как будет красиво, когда на праздник республики придут представители всех национальностей, проживающих в Татарстане, в своих национальных костюмах?!
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: