Лапти с патриотическим уклоном
О чём может рассказать старинная…пепельница
30 октября 2017
Это стиль a la russe, очень популярный в начале XX века у нас и за границей. Возросшее у населения чувство патриотизма в связи с событиями на фронтах Первой мировой войны оказалось плодотворным семенем, из которого вырос русский модерн.
В это время появляется спрос на необычную резную мебель: комоды-лари, шкафы-терема, буфеты-избушки, кресла с воткнутыми топорами-подлокотниками и т.д. Стало модным сервировать стол деревянными ложками и мисками. Знаменитые пасхальные яйца Карла Фаберже также выдержаны в этом стиле. Пожалуй, его творения – это вершина русского модерна!
В антикварном салоне собрано много вещей этого стиля. Например, плетённый из лыка футляр сигарницы, столовая посуда, серебряные портсигары, солонки, кошелёк с надписью, сделанной старославянской вязью: «Денежки бережёшь – без нужды проживёшь». Тематика обширна, но основа – патриотизм.
СИЛУШКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Были такие периоды в истории страны, когда граждане носы воротили от всего русского. «Русский» означало невежественный, неотёсанный. Сарафаны, кокошники, лапти, бороды, самовары, хороводы… – боже, какое убожество!
Но сколько бы Пётр I ни рубил боярских бород, насаждая любовь ко всему европейскому, в корне изменить Россию ему не удалось. Мы остались сами собой, сохранив свою ментальность, свою природную индивидуальность. Да, в империи появился образцово-европейский Санкт-Петербург, но никуда не исчезли многочисленные купеческие города со своим традиционным укладом жизни: Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма, Самара, Саратов… Да и сейчас много ли европейского мы найдём в Мамадыше, Елабуге или Чистополе?
Более того, живительные токи родной земли, на которой мы живём, её энергетика, питающая нас, оказались настолько сильными, что способны превращать иноземцев, переселившихся в Россию, в настоящих патриотов этой страны – в россиян по духу и характеру. Яркий тому пример – императоры Российской империи и их жизнь на благо своей второй родины.
Портсигары в русском стиле.
Плетённая из лыка сигарница.
Кошелёк с надписью «Денежки бережёшь – без нужды проживёшь».
О ЦАРЯХ И ТОВАРИЩАХ
Европа к России всегда была неравнодушна: она её и страшилась, и уважала. Присматривалась с недоверием и проявляла постоянный интерес: что же там происходит на этих бескрайних азиатских просторах? Что там за люди живут?
Отчасти завесу тайны в советские времена приоткрыл генсек Леонид Брежнев. Он сильно отличался от своих предшественников. Одевался со вкусом и гонял на подаренном ему канцлером ФРГ Вилли Брандтом «Мерседес-Бенце». На европейских и американских политиков Брежнев производил неизгладимое впечатление. Ушли страх и недоверие.
Из русских императоров Европа до сих пор помнит Александра I, триумфально вступившего с русскими войсками в Париж. Французы увидели «галантных варваров» – гусар, которые, не спешиваясь с коней, заказывали в кафе шампанское – «быстро, быстро» – и поднимали на пиках букетики мадемуазелям, глазевшим на них с балконов.
Александр I получил прекрасное воспитание и был блестяще образован: свободно владел тремя европейскими языками. Варваром его никак не назовёшь!
Популярен был в европейских столицах и Николай II. А дома, в России, пользовались спросом открытки с изображением Его Императорского Величества и членов царской фамилии. Это были фотографические снимки (иногда раскрашенные от руки) и портреты известных живописцев или гравёров.
В год празднования 300‑летия дома Романовых открыток с царской семьёй появилось особенно много. Издавались как подарочные наборы, так и poste carte, предназначенные для отправки по почте. Если такая открытка уходила в Европу, то это говорило, прежде всего, о любви отправителя к своему Отечеству, ведь для своего поздравления он мог выбрать какую-нибудь нейтральную картинку – виды города, цветы или слащавый рисунок Елизаветы Бём, очень популярной в те годы художницы.
«БЕЗ ЦАРЯ РУСЬ – ВДОВА. БЕЗ ЦАРЯ НАРОД – СИРОТА»
В моей «царской» коллекции, которую я собирал на протяжении нескольких лет, 120 открыток. Николай II представлен то в парадном мундире при орденах, эполетах и галунах, то гарцующим на коне, то на фронте вместе с цесаревичем, то под руку со своей супругой Александрой Фёдоровной, то в окружении дочерей, то ещё совсем молодым безбородым, когда он был великим князем…
Лицезреть своего монарха россияне могли в присутственных местах, где висели его парадные портреты, а также на экранах первых кинозалов. Открытки также играли большую пропагандистскую роль. Образ императора должен быть в каждом доме как отблеск верховной власти, которая защитит и спасёт Россию, он – ориентир, высота нравственности и пример бескорыстного служения Отечеству!
Традицию вешать портреты руководителей государства в учреждениях – на тех же самых гвоздиках в экспроприированных зданиях – продолжили большевики. После того как глава страны прекращал свои полномочия, завхозы его снимали и ставили в чулан к швабрам и вёдрам.
БАЛ-МАСКАРАД В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ
Если поначалу к императору и его семье народ относился без особой симпатии – как к чужакам, то потом рейтинг царского двора заметно вырос. Произошло это после «Русского бала» в Зимнем дворце, состоявшегося в 1903 году. Целый альбом в моей коллекции отведён под открытки с костюмированного бала, во время которого все приближённые царя были одеты в роскошные костюмы «допетровской эпохи». Что‑то было специально пошито к маскараду, что‑то взято из музейных фондов. Так, на Николае II было выходное платье царя Алексея Михайловича: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры – в стрелецкие костюмы. Играл гусляр (несмотря на то, что специальным указом Алексея Михайловича гусли объявлялись «бесовским инструментом»), и блюда на стол подавали соответствующие эпохе – трёхметровый осётр, лебеди со сливами, скворцы, фаршированные грибами с луком и т.д.
В тот день – 21 февраля 1903 года – по всем городам империи были отслужены благодарственные молебны, прошли войсковые парады, губернаторы давали балы и обеды, устраивались народные гуляния. Витрины магазинов были украшены флагами и портретами царя Михаила Романова и правящего императора Николая II.
По сути, бал-маскарад в Зимнем дворце был не столько веселием, сколько фотосессией с пропагандистскими целями – с призывом к общественности обратить внимание на историю своей страны. В газетах и журналах появились событийные репортажи, в продаже появились красочные открытки. Сегодня эту акцию можно было бы назвать удачным пиаром!
ЖАР-ПТИЦА НАД ПАРИЖЕМ
Из культурных событий, «потрясших сонную Европу», назовём знаменитые сезоны антрепренёра Сергея Дягилева в Париже, которые проходили с 1908 по 1929 год. Балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» ошеломили не только французов, но и всех меломанов Европы. Это был взрыв «культурной бомбы»! Установилась мода на всё русское. Популярность сезонов Дягилева привела к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду – даже супруга короля Великобритании Георга VI пошла под венец в роскошном сарафане, вытканном золотыми перьями жар-птицы.
В меню европейских ресторанов появились щи, борщи, солёные огурцы, отварная картошка с селёдкой. Выросла продажа водки. На аукционах сразу же подскочили цены на русское искусство.
И даже спустя полвека французы помнили об этом событии. В 1976 году Ив Сен Лоран выпустил свою самую знаменитую коллекцию «Русские балеты», или «Русские сезоны», – красочные наряды в крестьянском духе. Французский кутюрье не раз подчёркивал, что всё русское для него дорого – искусство, музыка и природа.
Вот к таким размышлениям и экскурсу в отечественную историю подтолкнула меня необычная фаянсовая пепельница в виде лаптя с рукавицей. Можно предположить, что тот, кто её приобрёл в начале XX века, по всей видимости, искал оригинальную вещицу на день рождения своему приятелю, мужу, брату или подчинённому. Выбор всевозможных пепельниц был большой, однако он купил именно эту, видимо вкладывая в свой подарок определённый патриотический смысл.
Почтовая открытка «Участники бал-маскарада в Зимнем дворце».
Почтовая открытка «Николай Второй в кафтане царя Алексея Михайловича».
Открытки из коллекции Кирилла Пономарёва
Добавить комментарий