Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Лапти с патриотическим уклоном

Лапти с патриотическим уклоном

О чём может рассказать старинная…пепельница

30 октября 2017

Я давно уже не курю (наконец задумался о здоровье своём и окружающих!) и поэтому на антикварные пепельницы смотрю как на предмет искусства. Возьмём, к примеру, последнее приобретение – фаянсовую пепельницу, сделанную в виде лаптя с брошенной рядом рукавицей. Оригинальная форма пепельницы сразу привлекает внимание. Но что она нам может рассказать?
Это стиль a la russe, очень по­пулярный в начале XX века у нас и за границей. Возросшее у населе­ния чувство патриотизма в связи с событиями на фронтах Первой мировой войны оказалось пло­дотворным семенем, из которого вырос русский модерн.
1-6
В это время появляется спрос на необычную резную мебель: ко­моды-лари, шкафы-терема, буфе­ты-избушки, кресла с воткнутыми топорами-подлокотниками и т.д. Стало модным сервировать стол деревянными ложками и миска­ми. Знаменитые пасхальные яйца Карла Фаберже также выдержаны в этом стиле. Пожалуй, его творе­ния – это вершина русского мо­дерна!
В антикварном салоне собрано много вещей этого стиля. Напри­мер, плетённый из лыка футляр сигарницы, столовая посуда, се­ребряные портсигары, солонки, кошелёк с надписью, сделанной старославянской вязью: «Денеж­ки бережёшь – без нужды прожи­вёшь». Тематика обширна, но ос­нова – патриотизм.
СИЛУШКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Были такие периоды в истории страны, когда граждане носы воро­тили от всего русского. «Русский» означало невежественный, неотё­санный. Сарафаны, кокошники, лапти, бороды, самовары, хорово­ды… – боже, какое убожество!
Но сколько бы Пётр I ни рубил боярских бород, насаждая любовь ко всему европейскому, в корне изменить Россию ему не удалось. Мы остались сами собой, сохра­нив свою ментальность, свою природную индивидуальность. Да, в империи появился образцо­во-европейский Санкт-Петербург, но никуда не исчезли многочислен­ные купеческие города со своим традиционным укладом жизни: Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма, Самара, Саратов… Да и сейчас много ли европейского мы найдём в Мамадыше, Елабуге или Чистополе?
Более того, живительные токи родной земли, на которой мы жи­вём, её энергетика, питающая нас, оказались настолько сильными, что способны превращать ино­земцев, переселившихся в Рос­сию, в настоящих патриотов этой страны – в россиян по духу и ха­рактеру. Яркий тому пример – им­ператоры Российской империи и их жизнь на благо своей второй родины.
1-10
Портсигары в русском стиле.
1-9 Плетённая из лыка сигарница.
1-2
Кошелёк с надписью «Денежки бережёшь – без нужды проживёшь».
 
О ЦАРЯХ И ТОВАРИЩАХ
Европа к России всегда была не­равнодушна: она её и страшилась, и уважала. Присматривалась с не­доверием и проявляла постоянный интерес: что же там происходит на этих бескрайних азиатских про­сторах? Что там за люди живут?
Отчасти завесу тайны в совет­ские времена приоткрыл генсек Леонид Брежнев. Он сильно отли­чался от своих предшественников. Одевался со вкусом и гонял на по­даренном ему канцлером ФРГ Вил­ли Брандтом «Мерседес-Бенце». На европейских и американских политиков Брежнев производил неизгладимое впечатление. Ушли страх и недоверие.
Из русских императоров Европа до сих пор помнит Александра I, триумфально вступившего с рус­скими войсками в Париж. Французы увидели «галантных варваров» – гу­сар, которые, не спешиваясь с коней, заказывали в кафе шампанское – «быстро, быстро» – и поднимали на пиках букетики мадемуазелям, глазевшим на них с балконов.
Александр I получил прекрас­ное воспитание и был блестяще образован: свободно владел тремя европейскими языками. Варваром его никак не назовёшь!
Популярен был в ев­ропейских столицах и Николай II. А дома, в России, пользовались спросом открытки с изображением Его Им­ператорского Величе­ства и членов царской фамилии. Это были фо­тографические снимки (иногда раскрашенные от руки) и портреты известных живописцев или гравёров.
В год празднования 300‑летия дома Рома­новых открыток с цар­ской семьёй появилось особенно много. Изда­вались как подарочные наборы, так и poste carte, предназначенные для отправки по почте. Если такая открытка уходила в Европу, то это говорило, прежде все­го, о любви отправителя к своему Отечеству, ведь для своего поздравления он мог выбрать каку­ю-нибудь нейтральную картинку – виды горо­да, цветы или слащавый рисунок Елизаветы Бём, очень популярной в те годы художницы.
«БЕЗ ЦАРЯ РУСЬ – ВДОВА. БЕЗ ЦАРЯ НАРОД – СИРОТА»
В моей «царской» коллекции, ко­торую я собирал на протяжении нескольких лет, 120 открыток. Ни­колай II представлен то в парадном мундире при орденах, эполетах и галунах, то гарцующим на коне, то на фронте вместе с цесаревичем, то под руку со своей супругой Алек­сандрой Фёдоровной, то в окруже­нии дочерей, то ещё совсем мо­лодым безбородым, когда он был великим князем…
Лицезреть своего монарха рос­сияне могли в присутственных ме­стах, где висели его парадные пор­треты, а также на экранах первых кинозалов. Открытки также играли большую пропагандистскую роль. Образ императора должен быть в каждом доме как отблеск вер­ховной власти, которая защитит и спасёт Россию, он – ориентир, высота нравственности и пример бескорыстного служения Отече­ству!
Традицию вешать портреты ру­ководителей государства в учреж­дениях – на тех же самых гвоздиках в экспроприированных зданиях – продолжили большевики. После того как глава страны прекращал свои полномочия, завхозы его сни­мали и ставили в чулан к швабрам и вёдрам.
БАЛ-МАСКАРАД В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ
Если поначалу к императору и его семье народ относился без особой симпатии – как к чужакам, то по­том рейтинг царского двора за­метно вырос. Произошло это после «Русского бала» в Зимнем дворце, состоявшегося в 1903 году. Целый альбом в моей коллекции отведён под открытки с костюмированного бала, во время которого все при­ближённые царя были одеты в ро­скошные костюмы «допетровской эпохи». Что‑то было специально пошито к маскараду, что‑то взято из музейных фондов. Так, на Нико­лае II было выходное платье царя Алексея Михайловича: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокош­ники, а кавалеры – в стрелецкие костюмы. Играл гусляр (несмотря на то, что специальным указом Алексея Михайловича гусли объ­являлись «бесовским инструмен­том»), и блюда на стол подавали соответствующие эпохе – трёхме­тровый осётр, лебеди со сливами, скворцы, фаршированные грибами с луком и т.д.
В тот день – 21 февраля 1903 года – по всем городам империи были отслужены благодарственные мо­лебны, прошли войсковые парады, губернаторы давали балы и обеды, устраивались народные гуляния. Витрины магазинов были укра­шены флагами и портретами царя Михаила Романова и правящего императора Николая II.
По сути, бал-маскарад в Зимнем дворце был не столько веселием, сколько фотосессией с пропаган­дистскими целями – с призывом к общественности обратить вни­мание на историю своей страны. В газетах и журналах появились событийные репортажи, в продаже появились красочные открытки. Сегодня эту акцию можно было бы назвать удачным пиаром!
ЖАР-ПТИЦА НАД ПАРИЖЕМ
Из культурных событий, «по­трясших сонную Европу», назовём знаменитые сезоны антрепренёра Сергея Дягилева в Париже, кото­рые проходили с 1908 по 1929 год. Балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» ошеломили не только французов, но и всех ме­ломанов Европы. Это был взрыв «культурной бомбы»! Установилась мода на всё русское. Популярность сезонов Дягилева привела к увле­чению европейцев традиционным русским костюмом и породила но­вую моду – даже супруга короля Великобритании Георга VI пошла под венец в роскошном сарафа­не, вытканном золотыми перьями жар-птицы.
В меню европейских рестора­нов появились щи, борщи, солёные огурцы, отварная картошка с се­лёдкой. Выросла продажа водки. На аукционах сразу же подскочили цены на русское искусство.
И даже спустя полвека фран­цузы помнили об этом событии. В 1976 году Ив Сен Лоран выпустил свою самую знаменитую коллек­цию «Русские балеты», или «Рус­ские сезоны», – красочные наряды в крестьянском духе. Французский кутюрье не раз подчёркивал, что всё русское для него дорого – искусство, музыка и природа.
Вот к таким размышлениям и экскурсу в отечественную исто­рию подтолкнула меня необыч­ная фаянсовая пепельница в виде лаптя с рукавицей. Можно пред­положить, что тот, кто её при­обрёл в начале XX века, по всей видимости, искал оригинальную вещицу на день рождения своему приятелю, мужу, брату или под­чинённому. Выбор всевозможных пепельниц был большой, одна­ко он купил именно эту, види­мо вкладывая в свой подарок определённый патриотический смысл.
1-11
Почтовая от­крытка «Участники бал-маскарада в Зимнем дворце».
1-12
Почтовая открыт­ка «Николай Второй в кафтане царя Алексея Михайло­вича».
1-1
1-4
1-5
Открытки из коллекции Ки­рилла Пономарёва
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: