Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мемуары счастливых

Мемуары счастливых

Почти 60 лет перево­площаемся, 60 лет нашему татарскому народному драматическому театру имени Рашида Шигапа ско­ро будет.

01 августа 2017

Мадина Мингареевна Сафиуллина родилась в деревне Зай-Каратай Лениногорского района и с детства мечтала стать актрисой. Но когда пришло время выбирать профессию, мысли «Куда мне из деревни в артистки? Я в очках, я некрасивая, я маленького роста…» остановили Мадину. И она пошла в медучилище, выучилась на фельдшера-акушера. Но театральная сущность победила. Теперь она – руководитель и режиссёр Лениногорского татарского народного драматического театра имени Рашида Шигапа, заслуженный работник культуры РТ.
– Когда нас из медучилища распределяли по разным городам, я сказала: «Отправьте меня туда, где жил Тукай!» И меня отправили на его родину – в Атнинский район (тогда он был Арский). Там, по вечерам, после работы, я играла в народном театре. Я очень скучала по родине – по нашей Лени­ногорской земле невозможно не скучать. Мои папа с мамой могли писать только на арабском языке, а так как я не могла читать на арабском, наша сноха переводила мне их письма. Так в переводах я и читала, обливаясь слезами, такие строки: «Не оставайся там, Мадина, возвращайся домой!»
1-3
И я вернулась. Мне было 25 лет. Работу по специ­альности искать даже не стала, сразу пошла искать театр. И нашла. И вот я здесь по сей день. Театр во мне победил медицину.
В Лениногорске я вышла замуж за своего одноклассника. Мы вместе учились, сидели за одной партой, с малых лет любили друг друга. И за четыре года, кото­рые я отсутствовала, ни он не женился, ни я не вышла замуж. Пока жила на чужбине, только и думала: «Лишь бы он не женился, только бы не женился!» Но никому о своих чувствах не говорила, тогда не принято было… И он, оказывается, точно так же думал.
Когда дети были маленькие, в театр я, понятное дело, не ходила. Дети подросли, и три раза прихо­дил к нам в дом директор дворца культуры. Мужу моему говорит: «Отпускай уже свою жену в театр, её место там, люди страдают без неё, талантливые люди нужны в театре…» И я с тех пор в театре. Стала играть. Всю жизнь играла и только в 2003 году, когда муж мой умер, я стала режиссёром. Мне уж 77 лет, я на пенсии, но не могу без работы.
Тепло вспоминаю мужа. Какой он был хороший. Всегда отпускал на репетиции, а они ведь поздно вечером заканчивались. В татарской семье сло­во мужа – закон! Если б он не понимал моей тяги к театру, если б скандалы устраивал – разве б я стала в театр ходить? Будешь бояться – образ не создашь, потому что настроение уже не то. Всё от мужа зависит. Он каждый спектакль мой смотрел. Ещё спрашивал: «Ну, сколько месяцев прошло, как вы начали репетировать этот спектакль?» «Четыре меся­ца», – отвечаю. «А! Уже четыре месяца?! И всё ещё нет спектакля? Когда премьера?» Ждал он премьеру, ждал. Всегда после спектакля цветы на сцену мне вы­носил, мой бабай.
Дети у меня тоже творческие получились. Сначала ходили на все репетиции. Потом, видимо, надоело. Сын в 15 лет получил звание на фестивале юных талан­тов. Сам стихи писал, сам музыку писал и сам исполнял свою песню – «Опавшие листья» называется…
1-2
Дочь, Диляра, тоже творческая натура – она журна­лист и писатель. Живёт в Киеве. Вот совсем недавно стала лауреатом Международной литературной пре­мии «Золотая роза» в номинации «Лучший рассказ». Скоро съездим с ней в Санкт-Петербург, будем ходить в театры… Театр – он привносит везде мир. Вот я в Киев езжу, там мы с дочкой и внучкой всегда посеща­ем театры. И всё там мирно-спокойно, ни про какую войну не слышно, не видно. Творить надо! Человек творчества никогда не унывает. Все преграды преодо­левает быстро. Потому что у творческого человека внутри есть особая сила – мирная, созидательная. Творческие люди не способны на войну.
Диляра ещё в первом классе писала. Один раз такое сочинение написала на свободную тему, что его зачи­тывали на педсовете и плакали. Говорили: наверное, мама за неё написала. А я и знать ничего не знала! Потом, когда узнала, попросила почитать. Прадед мой, мулла, тоже писателем своего рода был. Какой‑то труд он написал, должен был издать, но случился пожар и всё сгорело.
При театре у нас организована музыкально-юмо­ристическая программа, которую очень любит народ. Вчера мы давали её в Бавлах, завтра поедем в Ромаш­кино, потом в санаторий «Бакирово»... Гастрольная жизнь насыщенная – только успевай! Все ждут наши представления, аплодируют – это так приятно дарить людям радость. Я рада, что пригодилась именно там, где родилась. Наш директор говорит: «Ты уйдёшь, Мадина Мингареевна, – театра не будет!» Я говорю: «Нельзя так громко такие вещи говорить, а то сбудется!»
Я думала: всё, после 23 марта уйду. Тогда у нас была премьера, полный зал. Ставили классику Галиасгара Камала. Мы – непрофессиональный театр, а девять раз его ставили. Пять человек у нас в постановке за­действовано, а все говорят: вас не пять, а пятьдесят! Перевоплощаемся – не узнать. Почти 60 лет перево­площаемся, 60 лет нашему татарскому народному драматическому театру имени Рашида Шигапа ско­ро будет. Вот теперь жду юбилей театра. Потом уйду.
А в планах у меня, кроме работы, ещё встреча одноклассников. Мы постоянно встречаемся. Они ни одной моей премьеры не пропустили.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: