Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

“Мой друг Сагдулла Мухарлямов”

Как удивительна память ветеранов войны на яркие эпизоды боёв, лица и характеры своих боевых тооварищей! Харис Салихов (Харис хазрат Салихжан) на Великую Отечественную войну был призван, когда ему ещё и восемнадцати лет не было. Но о своих однополчанах и сегодня вспоминает с большим восхищением. Ведь в его 96-летней жизни было много тяжёлых страниц, научивших ценить каждый прожитый день.

Салихов Харис Салихович. Награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени» и более 30-ю медалями. Ветеран - почётный сотрудник органов МВД.

В 1971 году за заслуги в борьбе с преступностью был награжден боевым орденом «Красной звезды».

19 февраля 2013 года «За многолетнюю плодотворно общественно просветительскую деятельность, направленную на морально-нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения» был удостоен ордена «Серебряный крест».

В годы войны он служил в составе отдельного батальона НКВД правительственной связи. Рассказывая об этом времени, он говорит:

- Даже на войне есть возможность показать свои человеческие качества. Война для народов нашей страны была тяжелым испытанием – горе, слёзы, потери близких… И всё же мне часто встречались такие люди, о которых помню по сей день. Один из них - Сагдулла Мухарлямов.

Дело было в Австрии у реки Морава – правого притока Дуная. Начало апреля 1945 года. Я служил в отделении связистов, нашей задачей было обеспечить радиотелефонной связью командующего 3-м Украинским фронтом Федора Толбухина с командующими действующими войсками.

Мы протянули связь войскам прямо по мосту через реку – так быстрее. Едва вернулись в своё расположение, как мост взорвали. Всех подняли по тревоге, посадили на американские студебеккеры и повезли к месту взрыва.  Моста взорван, все жилы связного кабеля свесились с уцелевшей железной балки. Старший сержант Сорокин - наш командир, коммунист построил нас:

- Товарищи красноармейцы, видите что произошло? Есть добровольцы, кто сможет восстановить связь?

В ответ – тишина. Каждый понимает, что лезть на мост – это верная смерть. Не рухнешь с огромной высоты в реку, так фашисты с того берега подстрелят.

Я лишь мысленно молюсь: «Лишь бы меня не послали…»

И тут вызвался мой товарищ Сагдулла:

- Товарищ командир, можно мне?

- А один справишься?

- Нет, товарищ командир. Не справлюсь.

- И какое предложение?

- Здесь стоит мой фронтовой друг Салихов. Разрешите его с собой взять?

- А почему именно его?

- Потому, что он верит в бога.

- В бога верит? Кто это? Выйти из строя!

Слова командира прозвучали ошеломляюще:

- Вот настоящие комсомольцы. В партию надо таких брать!

Оставшись в одном нательном белье, чтобы было легче, прихватив с собой только катушку кабеля и автоматы мы стали подниматься по берегу. Добрались до уцелевшей балки и Сагдулла пополз по ней словно тигр. Дошел до конца балки, попытался соединить концы проводов, но тщетно – остаётся буквально полметра, а руки не достают. А я не дышу даже, по спине от страха мурашки. Молюсь только:

- О, Аллах, помоги Сагдулле, чтобы он быстрее справился.

Иначе или снайпер снимет, или сам обессиленный упадет в воду.

Я молюсь, а по спине мурашки. Прошу у бога…

И знаете, что сделал Сагдулла после нескольких неудачных попыток? Перевернулся на балке и, сложив крест-накрест, повис головой вниз. Руки стали свободные, и он соединил провода связи главнокомандующего. А служебные никак не может. Я кричу:

- Ладно, поворачивай обратно! Главная задача выполнена.

Но он умудрился соединить и служебные провода.

Было видно, каких неимоверных сил ему стоило после этого подняться и добраться по балке обратно. Ровно в эту секунду раздался характерный звук снайперской винтовки – начали стрелять с того берега немцы. Уже на берегу Сагдулла рухнул обессиленный, без сознания.

За этот подвиг командир батальона майор Сушинский представил его к ордену «Красной звезды».

… Потом было взятие Вены, а после наши дороги с моим другом разошлись. Спустя годы я узнал, что Сагдулла орден так и не получил. Не знаю точно почему…

Оба после войны мы вернулись в Казань. Встречались, дружили. А в 1951 году его не стало…

Фото: Александр Ефремов

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: