Чудотворный почерк: музей казанской иконы
Какие иконы писали в Казани
05 февраля 2020
КАЗАНСКИЙ ПОЧЕРК
Чеканка по сусальному золоту, зелёный и красный полупрозрачный лак и другие неприметные на первый взгляд детали сложились в узнаваемый стиль иконописной мастерской Казанского Богородицкого женского монастыря. Однако идентифицировать этот особый почерк удалось совсем недавно. Поспособствовало тому желание коллекционера Валерия Сорокина как можно больше узнать о предметах своей коллекции.
Его внимание привлёк похожий стиль нескольких столетних икон. На них было указано место изготовления – Казанский Богородицкий монастырь. Именно по этим надписям удалось установить принадлежность других подобных образов к казанской иконописной мастерской, которая проработала 60 лет.
И если раньше иконы в этом стиле считались выполненными в Поволжье или Центральной России, то теперь интересующиеся люди без труда узнают в них казанский почерк.
«КОРЫСТНЫЙ» КОЛЛЕКЦИОНЕР
– Когда мне было десять лет, тётя подарила мне медный пятак 1804 года. А родители, увидев монету, сказали: «Это год основания Казанского университета». С тех пор для меня каждый артефакт – всегда предвкушение интересного открытия. Берёшь в руки – и многое узнаёшь нём, о времени его создания. Так что моя личная «корысть» в области коллекционирования связана с исследованием истории предмета, – рассказывает владелец коллекции.
К иконам Валерий Сорокин пришёл через краеведение и старинные книги о Казани. Последние десять лет ушли на осмысление важности коллекции и исследовательскую работу. После чего началась подготовка к созданию уникального музея.
МЕРА И ПОДОБИЕ ЯВЛЕННОЙ ИКОНЫ
Открылась постоянная экспозиция, посвящённая монастырской мастерской, в сентябре прошлого года. Домом для старинных икон стало воссозданное по чертежам 1840‑х годов здание казанского городского головы начала ХIХ века. Это место тесно связано с городской историей и обретением чудотворного казанского образа.
Кстати, о главной казанской святыне, обретённой в пожаре 1579 года. Именно благодаря послушницам, усердно писавшимв мастерской «меру и подобие» явленной иконы, мы можем представить, как в конце ХIХ века выглядел образ Пресвятой Богородицы Казанской. В 1904 году икона была украдена и след её затерялся.
Коллекция же Валерия Сорокина располагает образцами, возрастом почти сопоставимыми с оригиналом.
На стенде образы разделены на три ряда: с имитацией будничной жемчужной ризы, в узнаваемом казанском стиле с красным и зелёным лаком и более дешёвые – те, которые заказывали простые люди с небольшим достатком или увозили с собой многочисленные паломники.
ЖИЗНЬ КАЗАНЦЕВ – НА «РУБАШКЕ» ИКОН
Сам музей, как уточняет хранительница фонда, светский и знакомит не только с технологией изготовления икон в то время, но и с их символической связью с судьбами жителей Казани.
Одна из самых трогательных надписей находится на обороте Казанской иконы Божией Матери и датируется 26 апреля1916 года. Это напоминание о тяжёлом периоде в жизни страны и, возможно, трагическом для семьи событии: «Сын Николай выступил на войну» – читаем на обратной стороне иконы.
Также в мастерской писались паломнические иконы небольшого размера. Например, две иконы – с изображением Божией Матери и преподобного Серафима Саровского – подписаны отцом семейства Александром Касселем. Первым образом незадолго до своей кончины (1904 год) он благословил дочь, а вторым – сына, о чём гласят надписи на «рубашке» икон.
Каждая икона в коллекции тщательно изучалась, и среди них была обнаружена та, доска которой оказалась гораздо старше самого лика святого. Образ Николая Чудотворца явно не первый, который был написан на этой поверхности. Такое частенько случалось: когда на старых иконах от времени стирались образы, сверху рисовались те же или другие святые. Так, мученица Марфа попала на это «полотно» раньше, чем Николай Чудотворец. Это удалось расшифровать по сокращению в иконографии «Марфу му».
ЗА ЧТО ЧТИМ?
– Мы не берём на себя просветительскую функцию исключительно в плане православия, а говорим именно об исторических событиях. Чтобы, приходя к нам, люди лучше узнавали историю России и нашего города. Просто так какая‑то икона не начинала почитаться, их появление и распространённость были тесно связаны с историческими событиями, о которых мы и рассказываем. Такая информация интересна представителям любых конфессий и тем, кто не ассоциирует себя с религией. Ведь иконы – исторический артефакт, – объясняет Ольга Сергеевна.
Согласно этой концепции, часть коллекции посвящена спискам с чтимых в Казани икон. Как, например, Седмиозёрная икона Божией Матери – вторая по значимости православная святыня Казанской епархии. Своё название она получила от Седмиозёрной пустыни, находящейся рядом с Казанью. Этот образ Богородицы во время эпидемии бубонной чумы в середине XVII века пронесли в крёстном ходе от пустыни до города. После чего икона прославилась в Казани как чудотворная и каждый год 26 июня по старому стилю повторяла тот «спасительный» маршрут.
ПЕРИСКОП ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Несмотря на большое количество икон, в музее нет «церковной» атмосферы. Стильное оформление в белых и коричневых тонах, тёплый свет, отражающийся от сусального золота, приглушённое песнопение мирно соседствуют с мультимедийным оборудованием, которое помогает ознакомиться с экспозицией самостоятельно. Два часа занимает прослушивание всей информации от аудиогида, сокращённая дорожка укладывает самые интересные подробности в полчаса. Также в залах расположены интерактивные экраны, рассказывающие о традициях изготовления икон в Казанском Богородицком монастыре и о быте казанского купечества.
Отдельного внимания заслуживает исторический макет окрестностей Казанского Богородицкого монастыря на рубеже XIX–XX веков. Очень подробная интерактивная модель создана при участии краеведа и архитектора Сергея Саначина. С помощью перископа дополненной реальности можно взглянуть на город глазами жителя того времени: 3D‑мир удивляет проказами детей, кидающихся под колёса... ой, простите, под копыта лошадей, степенно, на первой лошадиной скорости везущих за собой повозки с состоятельными горожанами, которые могут себе позволить прогулки на гужевом транспортном средстве…
ГДЕ:
Казань, улица Большая Красная, д. 10
КОГДА:
С 9:00 до 20:00, без обеда и выходных.
ЧТО:
Музей казанской иконы
Фото: Алёна Кутыркина
Добавить комментарий