Музей министерства внутренних дел Татарстана
Сила добрая и злая. В каком музее вам расскажут и о героях, и о злодеях
03 декабря 2020
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Полиция была учреждена в городах весной 1733 года в соответствии с указом императрицы Анны Иоановны. На местах тогда вводились должности полицмейстеров из числа офицеров местных гарнизонов, создавались канцелярии. Полицмейстеры подчинялись военным губернаторам. Однако первые серьёзные мероприятия по устройству полиции в Казани относятся лишь к самому концу XVIII столетия, когда указом императора Павла I от 19 декабря 1797 года «Об учреждении полиции в городе Казани» был введён институт квартальных надзирателей…
Тогда полицию Казани возглавлял полицмейстер, ему подчинялся пристав, отвечающий за 200–250 дворов. Его рабочий день начинался в 8 утра со сбора подчинённых: старших городовых, околоточных надзирателей, помощников приставов – и заканчивался за полночь. Первоначально казанское управление размещалось на улице Покровской, ныне Карла Маркса. Позже городская полиция, полицейская и пожарная части переехали на улицу Воскресенскую (ныне Кремлёвская) в дом помещицы Родионовой, купленный у неё городом специально для этой цели.
В середине XIX века по повелению императора Николая I в Казанскую губернию как находившуюся «по направлению Сибирского тракта» ежегодно откомандировывались конные отряды от Оренбургского и Уральского казачьих войск.
В конце XIX века полицейские получали хорошее денежное содержание: околоточный надзиратель – 400 рублей, младший городовой – 144 рубля. Для сравнения: домашняя прислуга получала 1 рубль в месяц, а пуд свинины стоил 4 рубля.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА
В ночь на 29 июня 1904 года в Казани случилось то, что не перестаёт волновать всех православных и по сей день. Из главного собора Казанского Богородицкого женского монастыря были украдены деньги и две иконы, в том числе чудотворный образ Богородицы.
– Я не буду ни рассказывать историю кражи, ни говорить о многолетних поисках казанской чудотворной иконы – об этом много литературы и разных версий, – поясняет Людмила Мещерякова, сотрудник музея. – Будет желание, можете почитать. Скажу лишь, что это было самое громкое преступление начала прошлого века. К чести казанской полиции, уже к 3 июля она вышла на след грабителей.
Полицейские сработали оперативно, и уже в ночь с 3 на 4 июля в квартире на первом этаже дома купца Павла Шевлягина, которую снимал подозреваемый Фёдор Чайкин, был произведён обыск. Икону, однако, так и не смогли найти.
Людмила Алексеевна зачитывает: «После оглашения приговора, как свидетельствует пресса, публика вышла из зала суда в подавленном состоянии».
Понятно, что главным для верующих было не наказание виновных, а судьба икон, особенно образа Богородицы.
ЧТОБ НЕ ПИЛ…
В старых инструкциях так и писали: «Полицейский должен вести трезвый и нравственный образ жизни». Независимо от своего чина. Требования ко всем предъявлялись самые строгие. Даже по части внешности. Так, при принятии на службу младшего городового учитывались его рост и вес. Ещё необходимы были сообразительность, расторопность и способность вызывать симпатию у населения.
РАСПОЗНАТЬ ПО ПРИМЕТАМ
Вполне возможно, что такие качества, как сообразительность и расторопность, были нужны полицейским ещё и по той причине, что в российских паспортах не было фотографии владельца. Вплоть до 1937 года. В Музее истории МВД можно увидеть паспортные книжки ещё дореволюционных времён. Без фото, но с подробным описанием внешности. Рост, цвет глаз, волос, особые приметы, вероисповедание... Писали всё.
Лихие извозчики, дома терпимости (проституция тогда была узаконена), кабаки и пьяницы, пересыльные… – всё было заботой полиции.
ЛУЧШАЯ ПРЕМИЯ – ОТРЕЗ НА КОСТЮМ
Милиция, образованная молодой Страной Советов 10 ноября 1917 года вместо царской полиции, легендарные кожанки и красные повязки вместо формы, рождение уголовного розыска, сотрудников которого тогда называли ещё не операми, а агентами…
Муравей – карманник.
Мухомор, будник – агент, милиционер.
Музыку знать – понимать воровской жаргон…
(Из словаря «Блатная музыка»).
По улице на велосипеде катит молодой милиционер, и ничего в нём не выдаёт работника милиции. Лишь пропуск в кармане, который даёт ему, Николаю Голубятникову, право нахождения на улицах Казани и пригорода после 24 часов. И мандат, в котором написано, что велосипед принадлежит уголовному розыску и конфискации не подлежит. Ладно так, а то ведь выезжали на место происшествия сотрудники уголовного розыска на чём придётся, даже на извозчике. А время было лихое и страшное – вилочные восстания, голод. Милиционеры были тогда обязаны охранять даже кладбища, чтобы голодающие не разрывали свежие могилы, не похищали и не поедали трупы…
Награды «за активную борьбу с бандитизмом» были оригинальные. Могли наградить именным оружием, а могли и суконными брюками, кожаной тужуркой или отрезом на костюм.
Рабочие – парни и девушки, приходившие в милицию, – иногда не умели даже читать, для них создавали кружки по ликвидации малограмотных. Присяга называлась «формулой торжественного обещания при вступлении в милицию».
В конце обещания молодые правоохранители произносили: «Текст формулы мне зачитан. Я с ним согласен». Сами присягу они не могли прочесть.
Тюремное отделение то входило в состав полиции, то выходило из него, тем не менее в Музее истории МВД РТ можно увидеть настоящую тюремную камеру – с нарами, которые днём пристёгивались к стене, форточкой под самым потолком – не зря говорили, мол, будешь видеть только небо в клеточку. Кстати, в прошлом на месте самого музея находился изолятор. Сегодня СИЗО расположен на улице Япеева, в бывшем казанском тюремном замке. Была ещё пересыльная тюрьма под кремлём. Когда из Москвы или Петербурга ссыльных вели в Сибирь на каторгу, то дорога обязательно пролегала через Казань. Здесь они отдыхали, затем шли, звеня кандалами, дальше.
«НАВЕРНОЕ, СТАЛИНА ОБМАНЫВАЮТ…»
Так он писал из лагеря в письмах жене. Филипп Рудольф, начальник автотранспортного отдела, стараниями которого в Казани появились первая бензозаправочная станция, первый светофор на углу улиц Баумана и Чернышевского и один из первых в СССР автодорожных техникумов, до конца своей жизни не верил в то, что случилось.
Осенью 1937 года его арестовали и объявили шпионом фашистской Германии. Расследование шло два года. По решению Особого совещания при Народном комиссаре внутренних дел СССР от 17 января 1940 года Рудольф получил пять лет исправительно-трудовых лагерей. Его отправили отбывать срок в Коми АССР. Пытки сделали своё дело, и в сентябре 1940 года Рудольфа не стало.
«СЛУЖБА ДНИ И НОЧИ»
Элегантная женщина с кокетливой сумочкой идёт с подругами после работы домой. Никто, конечно, не догадывается, что в этой сумочке размером чуть больше косметички у неё лежит пистолет, а сама она – инспектор группы по ликвидации детской беспризорности. Проработав до вечера и немного отдохнув, Любовь Новосёловаопять выйдет на службу и придёт домой только к утру…
Уже после войны она будет вспоминать: «И так каждый день, если нет никаких чрезвычайных происшествий. Но бывало, что по двое и больше суток домой не приходили. Устанешь, изнемогаешь – так спать хочется. А в половине третьего ночи в клубе НКВД кино крутили, и туда стараешься попасть. А детей полно. В месяц 500–600 задержанных подростков. Тысячи беспризорников – голодные, полуодетые, вшивые. Кражи совершали, потому что кушать хотелось. Один пацанёнок смастерил «орудие преступления» – палочку с гвоздиком на конце. Он этой палочкой на рынке у торговок картофелины в авоську скидывал, чтобы младшего братика накормить».
На этой знаменитой фотографии май 1945 года. Победа! У Бранденбургских ворот на гармони играет советский солдат Михаил Миронов. После войны он пришёл в Министерство внутренних дел ТАССР и проработал здесь много лет.
ДЕЛО МОСГАЗА
Первое убийство Владимир Ионесян совершил в декабре 1963 года в Москве, в квартире на Балтийской улице. Под видом работника Мосгаза он прошёл по нескольким квартирам дома и убил 12-летнего мальчика. И забрал детский свитер, 60 рублей, флакон одеколона «Шипр» и пляжные очки. Он никогда не планировал свои преступления заранее. Выделяющейся деталью одежды преступника была ушанка, которую он, в отличие от большинства москвичей, завязывал на затылке, а не на макушке. Эту деталь запечатлели и кинематографисты, снявшие несколько лет назад телесериал «Мосгаз». А Владимир Ионесян стал прототипом киношного преступника.
Его преступный путь закончился задержанием в Казани, где Ионесян должен был встречать свою сожительницу. Однако вместо неё в Татарию отправили загримированную сотрудницу МУРа. Операцией руководил лично министр охраны общественного порядка ТАССР Салих Япеев. Без каких‑либо сложностей убийцу по прозвищу Мосгаз арестовали прямо на перроне вокзала.
НАДЕЖДА НЕ УМИРАЕТ
Таких детективных историй здесь могут рассказать десятки, а то и сотни. Разбойное нападение на инкассаторов, банды «Тяп-ляп» и Пустовита, «казанский феномен», людоед Суклетин, кровавые разборки 90-х, организованное преступное сообщество «Хади Такташ», наркодилеры, финансовые пирамиды, фальшивомонетчики…
Но в Музее истории МВД РТ вам ещё расскажут, что нет идеальных преступлений – все они рано или поздно будут раскрыты, какими бы сложными не были. До сих пор многие верующие молятся и питают надежду, что Казанская икона Божией Матери найдётся. И разве может быть иначе, ведь добро рано или поздно побеждает зло...
Органы внутренних дел Татарстана отправили около 500 сотрудников на фронт. Пятеро из них стали Героями Советского Союза. Работе сотрудников милиции в тылу в Музее истории МВД РТ посвящена отдельная лекция.
Алсу Троицкая
Фото автора
Добавить комментарий