Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
«Над милым порогом качну серебряным тебе крылом!»

«Над милым порогом качну серебряным тебе крылом!»

Подрагивая, зелёный биплан поднимается в воздух над Теньками и летит – над полями, дорогами, широкой Волгой. Бабушки в платочках придерживают стоящие на полу корзины с овощами, авоськи. Мужчины обсуждают цены на пиво. В руках у них – портфели, из которых торчат берёзовые веники…

23 декабря 2021

Через 15 минут Ан‑2 приземлится почти в центре Казани. Его пассажиры отправятся по своим делам: кто‑то на работу, кто‑то к внукам, а кто‑то в баню и попить холодненького пивка, а к вечеру на том же Ан‑2 вернутся в своё село.
В 1960–1980‑е годы такие рейсы были не роскошью, а быстрым и относительно недорогим способом попасть из деревни в город. Генеральный директор Казанского авиапредприятия Магомед Закаржаев вспоминает: из казанского аэропорта, который находился на улице Патриса Лумумбы, каждый день 20‑25 бортов отправлялись в города, деревни и сёла республики. Авиасообщение связывало Казань с Теньками, Камским Устьем, Тетюшами, Тарханами, Буинском, Дрожжаным, Елабугой, Мамадышем, Билярском, Аксубаево, Черемшаном, Бугульмой, Заинском, Агрызом и ещё с десятком-другим населённых пунктов.
Полёт на Ан‑2 до Актаныша занимал два часа (на Як‑40 сюда можно было до‑ браться за 45 минут), до Теньков – 15 минут. Стоимость билета была невысока. Билет в Чистополь, например, в конце 1970‑х можно было купить примерно за 3 рубля (средняя зарплата в городах составляла 100–120 рублей).
bae1325383d7873f33e05c5560418850
Ан-2 не были предназначены для скоростных полётов на большой высоте. Поднимались они максимум на 100–200 метров.
Однажды, в 1976 году, самолёт вылетал из казанского аэропорта в Черемшан. Почти сразу после взлёта у него отказал один двигатель. Пилоты решили увести машину подальше от зданий. При посадке столкнулись со столбом линии электропередачи. От удара первый пилот потерял сознание. Начался пожар, второй пилот и пассажиры смогли выбраться из салона, но первого пилота спасти не успели.
– Это чуть ли не единственная в республике авария с погибшим за 40 лет эксплуата‑ ции Ан-2. В целом это хорошо управляемые, надёжные самолёты, хотя и с довольно бюджетным салоном, – говорит Магомед Закаржаев. – В начале 1980‑х мы начали летать на чешских двухмоторных L-410. Это был со‑ вершенно другой уровень комфорта.
Но дороги в республике строились, и автомобильное сообщение постепенно вытесняло авиационное. Правда, дорога до Актаныша на автобусе сегодня занимает около шести часов. В 80‑е годы на Як‑40 сюда можно было добраться за 45 минут, на L‑410 – за 1 час 10 минут…

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: