Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

От беды до Победы. Война на фотографиях Виктора Тёмина

О том, кто первым водрузил Знамя Победы над рейхстагом, историки спорили десятилетия. Авторство знаменитого фото, облетевшего весь мир, никто никогда не оспаривал. Сфотографировать 1 мая 1945 года Знамя Победы над горящим рейхстагом удалось лишь одному человеку. Фотокор «Правды» Виктор Тёмин сделал свой знаменитый кадр с высоты птичьего полёта.

ДОСЬЕ: Виктор Антонович Тёмин, фотожурналист. Свой первый снимок сделал в Мензелинске, будучи школьником. Работал фотокорреспондентом газет «Известия ТатЦИК», «Красная Татария, позже – в «Правде». Фотографировал первую экспедицию на Северный полюс, спасение челюскинцев, участвовал в нескольких экспедициях в Арктику. Снимал бои на Халхин-Голе, на озере Хасан, советско-финскую войну. В годы Великой Отечественной войны – фронтовой корреспондент «Правды». Был корреспондентом «Правды» на Нюрнбергском процессе. В историю советской журналистики вошёл как один из самых оперативных фотокорреспондентов. Награждён орденами Красной Звезды (трижды), Отечественной войны I и II степени. Почётный гражданин Мензелинска.

Снимок напечатает «Правда», а затем и другие крупнейшие мировые издания. О том, чего стоил этот одинединственный кадр, знали немногие. Чтобы подобраться поближе к Знамени Победы, Тёмин выбил у командования самолёт. Но это было, пожалуй, не самое сложное. В Берлине ещё вовсю стреляли, и тихоходный У‑2 запросто могли сбить.

НАД ГОРЯЩИМ РЕЙХСТАГОМ

«В связи с очень сложной обстановкой нам, к сожалению, удалось только раз пролететь вблизи рейхстага, где развевался красный флаг, – признавался в своих воспоминаниях лётчик Иван Ветшак. – Вот так и появился этот единственный снимок».

Дальше Тёмину предстояло срочно доставить плёнку в Москву, в редакцию. Фотокору «Правды» выделили «Дуглас», через несколько часов он приземлился на Центральном аэродроме, почти в центре Москвы, а на следующий день Знамя Победы над рейхстагом уже украшало первую полосу свежего номера газеты…

Знамя Победы над рейхстагом украшало первую полосу свежего номера газеты…

Есть красивая легенда о том, что Тёмину «Дуглас» никто не давал и он его просто угнал, сославшись на несуществующий приказ командующего 1‑го Белорусским фронтом. Георгий Жуков, узнав об этом, был в ярости, но, увидев фото в «Правде», якобы вызвал журналиста и сказал: «За то, что угнал самолёт, тебя надо расстрелять, а за снимок ты достоин звания Героя – получишь Красную Звезду…»

Скорее всего, это действительно легенда, хотя орден Красной Звезды Виктор Тёмин получил. В находчивости и оперативности среди коллег ему точно не было равных – ещё с двадцатых годов, когда он, мензелинский школьник, начал работать фотокорреспондентом в газете «Красная Татария». Кстати, многие свои исторические снимки Виктор Тёмин сделал «Лейкой», которую в 1929 году ему подарил приезжавший в Казань Максим Горький.

1945 год. Бои на берлинских улицах.

1944 год. Граница СССР восстановлена!

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС. ДОКУМЕНТ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Один из «Кукрыниксов», художник Борис Ефимов, вспоминал забавный эпизод. Самолёт, в котором находились аккредитованные на Нюрнбергский процесс журналисты, готовился к взлёту, когда в дверцу постучали. Это был опоздавший фотокорреспондент Виктор Тёмин. «Не пускать!» – распорядился руководитель делегации. «Тогда Тёмин будет встречать нас в Нюрнберге», – предупредили журналисты. Всё так и случилось.

В Нюрнберге Виктор Тёмин был одним из восьми фотожурналистов, которым разрешили освещать работу Международного военного трибунала о самого начала до вынесения приговоров и приведения их в исполнение. Его фотографии, сделанные в ходе процесса, – суровые документальные свидетельства того, как судили нацистских преступников, на совести которых миллионы человеческих жизней. Фото главарей рейха на скамье подсудимых, фото их адвокатов, фотографии обвинителей от четырёх великих держав. И финальные документы – трупы казнённых по приговору трибунала военных преступников…

Там, в немецком Нюрнберге, некоторые фронтовые фотографии Виктора Тёмина представили участникам Международного военного трибунала. Это не было фотовыставкой – снимки являлись вещественными доказательствами злодеяний фашистов. 

1945–1946 годы. Участникам международного трибунала демонстрируют фильм о злодеяниях нацистов. Геринг в ужасе закрывает лицо руками.

1945–1946 годы. Герман Геринг за тюремной баландой.

1944 год. Майданек.

1944 год. Семейные фотографии поляков, евреев, русских, которых фашисты сожгли в печах Майданека.

1944 год. Концлагерь Майданек. Печи крематория.

1945 год. Подписание акта капитуляции Японии на линкоре «Миссури».

30 апреля 1945 года. Бой на берлинской улице.

ПОСЛЕДНИЙ СНИМОК ВТОРОЙ МИРОВОЙ

2 сентября 1945 года Виктор Тёмин, единственный из советских фотокорреспондентов, запечатлеет подписание акта о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури». Для того, чтобы выбрать лучшую точку съёмки, ему придётся просочиться сквозь три кольца морпехов США, потратив на их подкуп несколько банок чёрной икры и набравшись наглости представиться «личным фотографом Сталина». В противном случае никакого исторического снимка у нас не случилось бы в принципе – место, которое определили Тёмину добрые союзники, исключало всяческую успешную съёмку.

Это будет последний снимок Второй мировой войны.

В том, что его сделал именно Виктор Тёмин, есть, наверное, высшая справедливость. Все 1418 дней войны он в качестве фотокорреспондента газет «Красная звезда» и «Правда» находился в действующей армии. Запечатлел горечь отступления, бомбёжки наших городов и сёл, толпы беженцев, уходивших по дорогам на восток. Снимал оборону Москвы и Севастополя, горящий Сталинград… И торжество справедливости: освобождение наших городов и сёл, уличные бои в Берлине, наших солдат у рейхстага и Бранденбургских ворот.

Май 1945 года. Концерт Лидии Руслановой у стен рейхстага.

Р. S. После войны Виктор Тёмин несколько раз приезжал в Татарстан, в 1973 году в родном Мензелинске устроил выставку своих работ. Фронтовые фотографии Виктора Тёмина, которые он подарил городу, сегодня хранятся в крае­ ведческом музее Мензелинска. По просьбе редакции музей предоставил их «Татарстану» для публикации. Всмотритесь в эти снимки: перед вами фотолетопись той войны. Без цензуры и искажений. От первого лица.

Фотожурналист Виктор Тёмин и диктор Всесоюзного радио, народный артист Советского Союза Юрий Левитан. 1977 год.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера