«От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия – всего два раза в год!»
– Такой чудесный предмет, как научный коммунизм, как бы его ни проклинали студенты, учил их учиться. Нас то бишь. Это я сейчас так думаю. В конце 80‑х – начале 90‑х я его ненавидела, – вспоминает студентка тех лет Анжела Алексеева.
23 декабря 2021
Принимал экзамен по научному коммунизму профессор Комаров. Надежда была только на одно – от старших товарищей мы знали, что у Комарова есть такая фишка: перед началом экзамена он объявляет студентам, что тот, кто вытащит билет и тут же, без подготовки на него ответит, получит оценку на бал выше.
И, едва он произнёс эту фразу, я вызвалась отвечать без подготовки, за что получила его одобрительный взгляд. Профессор уважал смелых. В глубине души я надеялась, что хоть на трояк‑то отвечу, но получу четвёрку. А то не видать мне стипендии как своих ушей.
Вытащив билет, я чего‑то там проквакала про неизбежность гибели капитализма и победу коммунистической формы организации общества... И замолчала, так как на этом мои знания иссякли.
Профессор торжественно объявил, что ответила я на кол, но, так как он обещал поставить оценку на бал выше, великодушно исполняет своё обещание и ставит двойку! Пересдача – осенью.
Все, кто сдавал экзамен ниже, чем на четвёрку, автоматически лишались стипендии, а мне ещё в награду и общежитие не дали.
Так я осталась без денег и без жилья.
Всё лето я учила научный коммунизм. И выучила-таки наизусть! А его взяли и отменили! Вместе с политическим строем. Как пересдавать предмет, который отменили?
В деканате мне исправили оценку на «удовлетворительно», но стипендию и общежитие всё равно не дали – мол, учить надо было, а не жить весело от сессии до сессии.
Чтобы как‑то свести концы с концами, я пошла работать в ночную смену на хлебозавод. Ночью работала, днём спала в комнате у одногруппниц. А в свободные пару часов – училась, чтобы не остаться без стипендии и общаги на следующий год. Мощный стимул к учёбе задал мне научный коммунизм.
Прошли годы, но даже теперь, если меня разбудит ночью тот самый профессор Комаров (или его дух) и спросит строго: «Что же такое научный коммунизм, деточка?», я оттарабаню на одном дыхании:
– Это наука о классовой борьбе пролетариата и социалистической революции, о социально-политических закономерностях строительства социализма и коммунизма, о мировом революционном процессе в целом. А также разложу по полочкам, чем он отличается от диалектического и исторического материализма. А вам слабо?
Добавить комментарий