Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ОТКРЫТИЕ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

ОТКРЫТИЕ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Выдающийся биохимик Борис Збарский получил мировую известность как учёный, который бальзамировал тело Ленина. Но далеко не все знают, что он первым в России разработал и наладил в Бондюге заводской способ производства наркозного хлороформа.

02 мая 2024

Идёт Первая мировая война. В полевых госпиталях Русской армии больше нет германских препаратов, применяемых для анестезии. Хирургам приходится оперировать раненых солдат и офицеров без наркоза. Технический хлороформ производится в России, но очищать его, чтобы подходил для наркоза, не умеют. Нужно как можно скорее решить проблему...

ЗАДАЧА – ПОЛУЧИТЬ НАРКОЗНЫЙ ХЛОРОФОРМ

Итак, первостепенная задача – обеспечить медицинскую службу действующей армии Российской империи наркозным хлороформом. За решение берётся Борис Збарский. В 1915 году – первый успех: учёный изобретает способ получения медицинского хлороформа для наркоза, который по своим качествам не уступает лучшим образцам западных стран.

Апрель 1916 года, следующий этап: Збарский получает патент на производство чистого хлороформа. Проходит ещё несколько месяцев – и на Бондюжском заводе в Тихих Горах (сегодня это АО «Химзавод им. Л. Я. Карпова» в Менделеевске) начинается его промышленное производство.

ТИХИЕ ГОРЫ. ЛУЧШЕ МЕСТА НЕ НАЙТИ

Предложение наладить промышленное производство хлороформа именно на этом заводе, а также взять на себя руководство главной аналитической лабораторией Борис Збарский получил от своего коллеги Льва Карпова, который в октябре стал директором Бондюжского завода.

Из автобиографии Бориса Збарского:

«С 1912 по 1915 гг. работал по изучению производства канифоли и скипидара из смолы и являлся помощником Л. Я. Карпова».

Чтобы договориться о строительстве завода для производства хлороформа, условиях жизни и службы Борис Збарский едет в Тихие Горы. О своём впечатлении после посещения этого места он напишет так: «Тихие Горы (какое поэтическое название!), где будет завод хлороформа, и куда мы переедем, расположены на Каме недалеко от уездного города Елабуги в 270 верстах от Казани. В Тихих Горах масса заводов (около 12), шумно, природа отступила и стоит в стороне...»

Переговорив с Карповым, Борис Ильич принимает решение немедленно перебраться сюда. В августе 1916 года вместе с супругой Фанни Николаевной, сыном Ильёй и братом Яковом он приезжает в Тихие Горы.

Этикетка наркозного хлороформа.

ПРИБОРЫ С ХОДЫНСКОГО ПОЛЯ

Завод строился бешеными темпами. Фронт ждал хлороформ, но для его производства нужна была соответствующая аппаратура.

Збарский отправляет в Москву телеграмму с запросом необходимого оборудования, высылает чертежи. Вскоре приходит ответ: почти всё можно найти среди вывезенного в Москву с Запада имущества. Збарский немедленно выезжает в Первопрестольную.

Несколько дней на Ходынском поле из огромного количества приборов и аппаратов он отбирает то, в чём нуждается Бондюжский химический завод. Найдя необходимое оборудование, Борис Ильич оперативно организует его отгрузку и отправку на Каму...

Конец октября 1916 года. Завод начинает работать.

Из автобиографии Бориса Збарского:

«В конце 1916 года перешёл на работу на завод Ушкова, где директором был Л. Я. Карпов. Здесь я заведовал главной аналитической лабораторией и хлороформенным заводом, который мною и был выстроен...»

Бондюжский химический завод.

ДАЛЬШЕ – МОСКВА

После революции 1917 года Борис Ильич был избран председателем Елабужского совета рабочих и крестьянских депутатов, а затем и депутатом Учредительного собрания от фракции социал-революционеров.
В феврале 1918 года Лев Карпов едет в Москву, там он встречается с Лениным и принимает предложенный ему пост заведующего отделом химической промышленности. После чего предлагает Борису Збарскому организовать химический институт. Збарский соглашается и летом 1918 года, после двух лет жизни в Тихих Горах, переезжает
в Москву.

Из автобиографии Бориса Збарского:

«В 1918 году в Москве по предложению Л. Я. Карпова, бывшего тогда членом Президиума ВСНХ, я вместе с академиком А. Н. Бахом организовал Химический институт, носящий теперь имя покойного Л. Я. Карпова. В этом институте я состоял заместителем директора до 1929 года. Одновременно с работой в этом институте
я в 1920 году вместе с академиком А. Н. Бахом организовал Биохимический институт Наркомздрава, в котором состоял заместителем директора до 1930 года. Здесь и началась моя научная работа в области биохимии».

В. Воробьёв и Б. Збарский.

Через шесть лет весь мир узнает об успешном научном эксперименте по бальзамированию тела Ленина, выполненном академиком Владимиром Воробьёвым и профессором Борисом Збарским. Но это уже совсем другая история.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: