Пастернаковские чтения
В сентябре Менделеевск собрал шесть тысяч гостей на II Международный литературно-театральный фестиваль «Пастернаковские чтения». Фестиваль, который проходит под эгидой ЮНЕСКО, признан одним из самых крупных событий культурной жизни Закамья.
20 ноября 2024
Три дня в маленьком городе с большой химической историей театры Москвы, Санкт-Петербурга и Перми представляли спектакли различных жанров, среди которых были премьеры, созданные специально к фестивалю.
В куполе «Атмосфера» показывали отрывки из спектакля «Мастер и Маргарита» актёры столичного театра-музея «Булгаковский дом» Ксения Лукьянчикова и Сергей Алдонин.
Хедлайнерами фестиваля стали российские звёзды театра и кино Елена Захарова, народный артист РФ Андрей Соколов, заслуженная артистка РФ Нина Шацкая.
ХИМИЯ СЛОВА: ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕНДЕЛЕЕВСКА
Всё это, а также световое шествие, во время которого жители Менделеевска смогли разместить созданные при помощи кураторов световые арт-объекты, – проекты творческой лаборатории «Химия слова: Периодическая система Менделеевска». Они придуманы и воплощены жителями города и неразрывно связаны с его историей, судьбами, местами. «Химия слова»* – это про особенную химию любви к родному городу, которая рождает новые идеи.
Сама театральная лаборатория представила два спектакля, где старшее поколение поведало свои истории города в постановке «Отражение», а молодёжь поделилась мечтами и стремлениями в уличном спектакле «Про крылья».
ВАЖНО, ЧТО ФЕСТИВАЛЬ ПРОХОДИТ В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДЕ
– Счастлива быть в Менделеевске, очень хочу вернуться, – призналась зрителям Елена Захарова. Она представила на фестивале моноспектакль «Женские судьбы в произведениях классиков», который состоит из стихотворений Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, отрывков из произведений Гоголя, Островского, Чехова.
– Аудитория здесь очень хорошая, тёплый зритель, – добавила актриса после выступления. – Я видела, что все сидели так тихо, мне показалось, что все были поглощены, и аплодировали, и браво кричали. Это важно, что фестиваль проходит в маленьком городе. Это очень хорошая идея, потому что столько благодарных людей, столько интеллигентных людей, которым это необходимо, которые не просто хотят сидеть, ужинать, смотреть телевизор, сериал любимый и лечь спать, а хотят прийти в театр и получить удовольствие.
– Мне очень нравится атмосфера здесь, – подтвердил народный артист России Андрей Соколов, выступая на открытой дискуссии фестиваля, посвящённой Году семьи и влиянию культуры на обществ в малых городах.
– Мне кажется, что мы зачастую упрощаем понятие культуры, упрощаем понятие искусства, мы говорим о культуре, об искусстве как о некой отдельной, самостоятельной институции, но и культура, и искусство – это всё корни, которые находятся на нашей родной земле. Такие проекты, они позволяют действительно ощутить значимость Родины и показать глубокие корни, которые пронизывают всю огромную экосистему, экосистему России, – отметила министр культуры РТ Ирада Аюпова.
Многие эксперты дискуссии отмечали значимость подобных фестивалей в малом городе. Жителям не приходится ездить в мегаполисы, чтобы «дотронуться» до искусства, культуры. Культура идёт к ним – в Менделеевске фестиваль «Пастернаковские чтения» проводится уже второй год.
«МЕНДЕЛЕЕВСКИЕ НОВОСТИ» И РУССКИЙ АВАНГАРД
В центре «пастернаковских» событий оказалась и местная газета «Менделеевские новости», подготовив специальный выпуск издания к фестивалю. В этот раз в дизайне обложки рулил русский авангард. Расцвет этого направления пришёлся на Серебряный век поэзии. Международный литературно-театральный фестиваль же в этом году посвящён не только Борису Пастернаку, но и его современникам, которые повлияли на развитие русской литературы: Владимиру Маяковскому, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой...
Русский авангард в 1900-е годы затронул и литературу. В 1910-м в сборниках группы «Гилея» Д. Бурлюка, В. Маяковского и альманахе «Садок судей» были опубликованы направления развития авангардной литературы, которые в основном касались поэзии. В разные периоды творчества в этом направлении пытались найти себя многие поэты.
– Это явление отразилось, конечно, и на плакатах, и на периодических изданиях – геометрия, абстракция, определённые шрифты. Нам было интересно попробовать выпустить издание, посвящённое именно этому периоду, – призналась Джулия Искандарова, главный редактор «Менделеевских новостей».
Добавить комментарий