Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Первый шеф

Первый шеф

Почти забытая история одного распределения

01 июля 2024

Нынешние выпускники вузов вряд ли знают, что такое распределение. Последнее из них случилось в прошлом тысячелетии, в 1992 году. Тогда мы, выпускники факультета журналистики Казанского университета в количестве четырёх человек, попали по распределению в Набережные Челны, в только что созданную редакцию телерадиовещания.

С распростёртыми объятиями встретил нас там директор телерадиокомпании Рахман Галимович Шафигуллин. Встретил, обнял, как родных, представил мэру Челнов, провёл экскурсию по городу – и понеслось! Вчерашних студентов, ни черта не смыслящих ни в радио, ни в телевидении, ни вообще во взрослой жизни, отправили
в поля, в кабинеты к высоким начальникам, в рейды, в прямые эфиры... Жизнь наполнилась интересной работой и смыслом – мы были первыми, мы начинали с нуля новое городское телерадиовещание, которому сейчас, слава богу, 32 года!

ОПЕРАТИВНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ

– Оперативность и достоверность! – учил своих птенцов-корреспондентов Рахман Галимович. И главные «черты характера» телекомпании «Чаллы ТВ» остались в приоритете и сейчас.

– Городская жизнь на сюжеты не скупится, – уверял он нас. И мы, с микрофонами наперевес, с тяжеленными «Репортёрами» топали то на городские дачи, то в общежития КАМАЗа, то на вокзал, и везде (откуда он только знал это?!) находили интересные сюжеты для наших передач.

– Пустыми не возвращайтесь! – грозил он нам «родительским» пальцем. И мы тащили в клювике всё, что ни попадя, – хоть вот, например, заунывную песню про маму, которую исполнили нам в цыганском таборе на камеру прямо на улице – и получился изумительный сюжет, после которого в городе отношение к бродягам резко потеплело.

ТРЁХМЕРНОЕ КРЕДО

– Наше кредо трёхмерное, – любил повторять Рахман Галимович, вбивая эту трёхмерность в наши юные, тогда ещё довольно бестолковые головы. – Это информирование, просветительство и «развлекаловка». Но не бездумная и не бессодержательная «развлекаловка», а воспитывающая. Будете всё это соблюдать – будете соответствовать высокой моде телевидения!

И мы старались соответствовать – лепили своё телевидение, а телевидение лепило нас.

СЛЕПЛЕНО-ПЕРЕЛЕПЛЕНО

Теперь от тех выпускников-журналистов остались только наивные глаза на чёрно-белых фотографиях 90-х, а всё, что вокруг глаз, слеплено-перелеплено, то есть существенно изменилось: значительно добавился вес, возраст, опыт... Мы обросли семьями, детьми, внуками... У каждого за плечами пройденный путь в самых разных СМИ – редакциях газет, журналов, телевидения, радио... Теперь мы сами, будто аксакалы, учим работать студентов, а когда кажется, что они слишком бес­ толковые, вспоминаем себя в прошлом веке, своего терпеливого наставника – Рахмана Галимовича Шафигуллина, – и спесь нашу «аксакаловскую» как рукой снимает.

ЗАКОЛЬЦОВАННАЯ ЗАДАЧКА

Перед Рахманом Шафигуллиным тогда стояла двойная задача: сделать первую городскую телерадиокомпанию и сделать профессионалами тех, кто эту компанию делает. Вот такая вот закольцованная задачка. У него получилось и то и другое. Наше с телерадиокомпанией становление шло параллельно. И чего бы там в нашей жизни потом ни происходило, это начало начал не забудется никогда.

«МОЙ ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ»

– Мой личный путь в журналистику был долог и тернист, – вспоминает Рахман Галимович. И, узнавая подробности его жизни, поражаешься, насколько нам повезло: мы сразу попали в хорошие руки и в хорошие условия – только твори, всё остальное за нас – от выбивания денег на аппаратуру до отстаивания статуса компании – делал он.

– У каждого человека в жизни есть работа, которую он выполняет с энтузиазмом и вдохновением, с душой, – говорит Рахман Галимович. – Моя жизнь – бесконечные хлопоты, связанные с организацией телерадиокомпании в Набережных Челнах. Это ни в коем случае не хвастовство: для своего времени то был настоящий подвиг. Легко высказать свою идею, но в процессе её реализации сталкиваешься с тысячами различных препятствий! Но если взялся за дело – не отступай и не унывай! Так учит жизнь. На каждом шагу встречались те, кто меня понимал, протягивал руку помощи. Моя безграничная благодарность им.

«КАК БЫ НИ БЫЛО В ЖИЗНИ МНЕ ТРУДНО, НЕ ЗАБУДУ ТЕБЯ, ВОРКУТА!»

– Лично у меня всё начиналось с далёкой Воркуты, куда я приехал к брату. Мне было 15 лет, – вспоминает Рахман Галимович. – Там я получил образование в школе техников, освоил профессию электрослесаря. Четыре года проработал на комбинате «Воркутауголь».

Жили в общежитии. Кого только не было там! Народ собрался со всех уголков страны... Близкое общение с представителями разных национальностей оказало огромное влияние на мои взгляды, мысли, поведение, отношение к окружающим, это была настоящая школа жизни. Горькая судьба невинно сосланных, лишённых свободы людей дала толчок к выбору профессии журналиста. Там, в школе юных корреспондентов при газете «Молодёжь Севера», я получил своё первое журналистское образование. Мои работы публиковались на малой родине в газете «Татарстан яшляре», в рыбно­слободской районной газете «Октябрь юлы», в журнале «Азат хатын» (ныне «Сююмбике»)...

ИЗ МИНЁРОВ – В ВОЕНКОРЫ

Осенью 1969 года Рахман Шафигуллин был призван в ряды Советской армии. На Дальнем Востоке служил минёром в 1113­м отдельном сапёрном батальоне, позже – военкором в газете «Во славу Родины» 192­й мотострелковой дивизии. Старший сержант Шафигуллин после армии устроился корреспондентом в районную газету «Октябрь юлы». Поступил на факультет журналистики Казанского государственного университета, затем учился в Ленинградской высшей партийной школе. Три года проработал электриком на киностудии «Леннаучфильм», где научился снимать фильмы, освоил секреты монтажа. После учёбы с семьёй вернулся в Набережные Челны.

РАСЦВЕТ ГОРОДА НА КАМЕ

– Это был настоящий расцвет города на Каме. Чего стоил только сам КАМАЗ! – восхищённо описывает Челны своей юности Рахман Галимович. – И мы влились в этот поток. В автограде было много молодёжи из разных регионов страны.

После семи лет работы в газете «Якты юл» меня назначили руководителем Набережночелнинского корпункта Государственного комитета ТАССР по телевидению и радиовещанию. Чтобы местные новости вовремя звучали и показывались в республике, необходимо было круглосуточно находиться в районах, прилегающих к КАМАЗу. Из­-за ограниченности эфирного времени приходилось отбирать только самые важные события. Я старался не копаться в грязном белье. Мы работали в позитивном направлении...

В НОГУ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

С Челнинским телевидением я прошёл все исторические периоды страны и преобразования в ТАССР. Политика развала СССР в 1990‐е годы вызвала напряжённость в регионах. Это всё требовалось объяснить народу. А как?

Для доведения до населения информации необходимо иметь газеты, журналы, радио и телевидение. По правде говоря, из‐за отсутствия специалистов, работающих в этой сфере, никто и не думал тогда о создании телерадиовещания.

Я начал активно заниматься организацией телерадиокомпании в Набережных Челнах. С планом организационно‐технических мероприятий, набора штата, покупки необходимой аппаратуры, расходными и другими документами я ознакомил руководство города, но заинтересованности не почувствовал.

Лишь в июле 1990 года по предложению комиссии на заседании президиума было принято решение «об организации Челнинского регионального эфирного телевидения».

15 апреля 1992 года я внёс в повестку сессии предложение «Об организации редакции телевидения и радиовещания Набережночелнинского городского совета и администрации». Меня поддержали. Тогда в стране ещё не было ни одной муниципальной телерадиокомпании.

Это было и новшеством, и личным подвигом. Но кто даст разрешение на запуск врезки‐приложения на федеральном канале на основе какого‐то решения? Только Президент Татарстана. Я верил, что эта проблема будет решена положительно. Верил, что доброе и нужное дело поймут.

Ретранслятор в Набережных Челнах подчинён республике. Казань подчиняется Министерству связи России. Я начал колесить по дороге «Москва – Казань».

С проводного радио началась и работа Челнинской телерадиокомпании. Нам предоставили помещение библиотеки на первом этаже мэрии. Когда строительство закипело, мы записывали новости на магнитофоны «Идел», обнародовали их из отделения связи 4‐го комплекса... Монтажёрами радиостудии работали Гузалия Салахова, Наиль Ягафаров, Земфира Баширова. Зульфия Хисматуллина, Аниса Курамшина, Джаудат Ахметов и Земфира Хасанова исполняли обязанности дикторов‐журналистов. Подоспели новоиспечённые журналисты из Казанского университета: Лилия Салахиева, Татьяна Челышева, Фируза Харрасова... Постепенно стали поступать новые стационарные магнитофоны, передачи стали передаваться непосредственно от нас...

ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ

Вот так всё начиналось. А потом мы вместе с челнинцами переживали лихие девяностые, когда жизнь в стране осложнилась, а обстановка в Набережных Челнах накалилась до предела. Те, кто приехал когда‐то строить КАМАЗ, стали уезжать. Остановилась работа на заводах и фабриках, стройплощадках. Зарплата выплачивалась мукой, мылом, водкой, стройматериалами. Челноки превратили Челны в большой рынок. Ситуация обострилась.

Мы проводили прямые эфиры на радио. На вопросы жителей мэр города и его заместители отвечали по три часа. Каждый день! К этой работе были привлечены председатели национальных обществ – они призывали к миру.
На передачи приходили и представители команды «КАМАЗ» – чемпиона страны по футболу. Эта радиопередача очень нравилась публике. За неё Николай Бех обеспечил нас пятью репортёрскими магнитофонами, что позволило записывать сюжеты и на улицах. Авторитет радио принесли и выступления воспитанников детских садов. Песни наших маленьких артистов согревали сердца людей. В 160 тысячах челнинских квартир вещало челнинское радио.

Чтобы народ смотрел телепередачи, купили видеокамеру формата VHS. Появилась красивая табличка «Челны‐ТВ». В августе 1992 года для съёмок первых передач создали студию. А мне нужно было найти возможность выйти в эфир по федеральному каналу. И я поехал в республиканский радиотелевизионный центр, в Кабинет Министров РТ... Подробности тех моих путешествий долгие и нелёгкие. Но главный итог – чудо свершилось!

БОЛЬШАЯ ПОБЕДА

Это была большая победа! Первый и последний в России договор РТПЦ с местной телерадиокомпанией! Нас круглосуточно поздравляли жители Набережных Челнов. Телевидение тогда ещё было очень престижным.

Наши первые передачи: «Итоги – йомгак», «Ачыктан‐ачык cөйләшү – Откровенный разговор», детский концерт «Энҗе бөртекләре» («Жемчужины»)...

Поток желающих познакомиться с нашей работой не прерывался. Мэр начинал знакомство гостей с Набережными Челнами с телестудии. А мы дарили им видеофильмы об автограде, песни наших артистов, кассеты с записями Сабантуя...

Мои тогдашние «новобранцы», прошедшие школу ТРК «Набережные Челны», сегодня продолжают работать в СМИ на московских телеканалах, в Казани, в Набережных Челнах...

ЧУВСТВО РАДОСТИ

...О будущем, о развитии я думал постоянно и двигался вперёд. Необходимо было получить частоты для телевидения и радио. С мыслью, что всё получится, я приступил к дальнейшим действиям.

Не оказывает ли негативного воздействия на полёты самолётов, не вредит ли военным организациям 51‐й канал, который мы должны были получить? Чтобы выяснить это, потребовалось шесть месяцев. Затем возникла новая проблема: где разместить передатчики? Ещё проверки, исследования... Наконец, через год в Москве состоялось заседание конкурсной комиссии для получения частот. Там мне пришлось доказывать, что телевидение – это то, что очень нужно Набережным Челнам. К маю 1995 года все работы были на стадии завершения. Радио – 67,79 МГц, телевидение – 51 ТВК.

Чувство радости распирало меня...

ПАЛКИ В КОЛЁСА

Было в моей телевизионной жизни и много палок в колёса... Было и отлучение меня от своего «детища». Тогда я уехал в Менделеевск и некоторое время работал там.

Но главное в жизни – не мои личные перипетии, а дело, которому предан. Есть выражение: «Тот, кто вытерпит, добьётся своей цели». Потому как необдуманными шагами далеко не уйдёшь. Были моменты, когда хотелось махнуть на всё рукой, но за мной стояли люди, и я находил в себе силы, продолжал движение вперёд. Когда‐нибудь история каждому даст правильную оценку, поэтому не стоит отвлекаться на плохое.

НОВОЕ-СТАРОЕ МЕСТО РАБОТЫ

Так и случилось, когда вернулся на новое-старое место работы.

Появились новые проекты, передачи. Одной из них была передача «Хәерле иртә, Чаллы!» – «Доброе утро, Челны», которая проходила в зимнем саду. Ток‐шоу «Ты не один» стало своего рода визитной карточкой компании. Оно было организовано в павильоне, в который мы переоборудовали заброшенное здание. Отсюда, т.е. из Набережных Челнов, были организованы прямые включения из Казани и Москвы.

Много чего делал сам – душа просила. Фильм «Инзер буйларында» сам снимал. Фильмы‐передачи «Төрекләр илендә», «Латвиядә татарлар тормышы» также были сделаны мной. «Без тарихта эзлебез», «Яшь йөрәкләр», «Нам, молодым», «Талир тәңкә», «Гөлбакча», «Мәдәни сәхифә», «Тормыш мизгелләре», «Откровенный диалог», «Оперативная сводка» входят в список самых удачных передач тех лет.

ВОТ КАК НАДО ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ!

Глава Челнов Ильдар Халиков помог нам с аппаратурой, безнадёжно устаревшей к тому времени. Значительно улучшились и возможности, и качество.

В 2004 году к нам приехал первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и поставил нас в пример руководителям казанских телеканалов:

– Вот как надо организовать работу!

Радио «Күңел» – преемник проводного радио, которое заработало в мае 1992 года. Под руководством Альфии Шариповой радио «Күңел» начало вещание круглосуточно, через интернет его слушали татары со всего мира, мы ежегодно удостаивались почётного звания «Иң яхшы татар радиосы» («Самое лучшее татарское радио»). Пять часов в сутки – собственное вещание.

НЕ ОТСТУПАЯ ОТ СВОЕЙ КИБЛЫ

Прежде чем зритель увидит готовую передачу, она проходит долгий путь создания.
Её делают и водитель, и телеоператор, и мастер монтажа, и журналист... Рабочий цикл образует целую цепь. Если вовремя не добраться до места события, цепь обрывается, новость устаревает, передача не выходит в эфир...

2 июня 2024 года мне исполнилось 75 лет. Скажу честно: как руководитель, который многое испытал на своём веку, я знал, что меня могут уволить в любой момент. Всегда был готов к этому. Горжусь тем, что воспитал достойных преемников. Телерадиокомпания должна была двигаться вперёд, не отступая от своей киблы (ориентира мусульман. – Прим. ред.), уделяя больше внимания своему народу. Поскольку предоставленное нам историческое время ограничено, я считал, что каждый день, каждую минуту мы обязаны сеять в сердцах людей семена веры, духовную связь, объединяющую прошлое и будущее нашего народа.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: