Почему большие девочки…
… суют свои носы куда не следует?
20 марта 2018
САША ГРОМ – исследовательница непарадной Казани – и ОЛЬГА ТУМАНСКАЯ – корреспондент журнала «Татарстан» – о том, ПОЧЕМУ БОЛЬШИЕ ДЕВОЧКИ ЛЮБЯТ СОВАТЬ СВОИ НОСЫ КУДА НЕ СЛЕДУЕТ и как Саша #шлашлаиувидела
«Внимание! Во избежание несчастных случаев не закрывайте шиберов (вьюшек) при зажжённых горелках печи…». О чём предупреждает нас объявление из прошлого? Детям эпохи компьютеров и смартфонов уже не понять.
«Я здесь ещё не была», – шепчет мне Саша. Мы в удивительном пространстве коридора. Бывшая коммуналка? Под ногами шевелятся остатки паркета. Саша, словно охотник, напавший на след, горит азартом. Постоянно щёлкая затвором фотокамеры, то и дело приговаривает: «Класс!» Нас окружают вещи из прошлого: шкафы времён царя Гороха, неожиданно жёлтая ванна на стене, ловко прикинувшаяся теннисной ракеткой выбивалка для ковров…
– Я радуюсь, когда открываю для себя новые места, – говорит мне Саша уже на улице. В десяти метрах от той двери шумит красавица Казань – практически центр города! Запахи весны и двадцатиградусный мороз – да, мир полон контрастов. «Девушка по городу шагает босиком. По скверам и по улицам порхает мотыльком. Девушка ныряет через арку напролёт. Солнце пригревает, сердце девушки поёт» – это уже в моей голове звучит песня группы «Наутилус Помпилиус».
Я гуляю с Сашей Гром, исследовательницей непарадной Казани, радующей пользователей соцсетей не просто фотографиями – историями города в деталях. С той Сашей, которая #шлашлаиувидела.
– Как‑то про меня журналисты написали, что я блогер. Нет, я себя блогером не считаю! – поясняет Саша. – Мне даже не нравится это понятие – «блогер». Ещё несколько лет назад оно было нормальным, но сейчас его сильно исказили. Всё превратилось в зарабатывание денег – меня это пугает.
На вопрос: «А кто же тогда?» Саша отвечает: «Просто человек, который любит фотографировать». И всё. Страница в «Инстаграме» – её хобби.
…Мы в старой парадной – некогда красивой и вылощенной. Сейчас же нужно потрудиться, чтобы увидеть отголоски той – былой – роскоши. Первое, что видим, – верёвка, а на ней – бельё. Только Саша «прицеливает» камеру, как из квартиры выходит женщина.
– Что, девочки, решили красоту неописанную посмотреть? – шутит она, снимая с верёвки высушенное бельё. – Бабуля одна у нас здесь жила – ещё со времен революции. Рассказывала, что на первом этаже был банк, а на втором или третьем – фонтан… Я когда сюда переехала, два дня из парадной хлам вытаскивала. Дверь была страшная! Только перед Универсиадой заменили. Как‑то открываю её, а там жених с невестой фотографируются. Вот удивили!
Говорим по душам и идём дальше – исследовать этажи, любоваться великолепной лестницей и мозаикой на полу. Сквозь пыль, разруху, ободранные стены, где любители МТV из 90‑х спорят за место с поклонниками «Бумера» и «Бригады» из «нулевых». «Жалко стены… ещё бы что‑то толковое написали», – вздыхает Саша.
– Мы с подружкой хотим снять фильм, – рассказывает она. – Вот так же будем гулять, заходить в парадные, знакомиться с жителями, чтобы они сами рассказывали историю своего дома. Так у нас получится документальная лента про Казань.
Гуляя с Сашей по неизвестной мне раньше Казани, я делаю вывод: эта 25-летняя девушка ещё не разучилась смотреть на мир глазами ребёнка. Разглядывать, исследовать – как все мы когда‑то умели.
– Точно! Я – девочка, которая до сих пор так и не повзрослела! – подтверждает она мою догадку. – В детстве мне всегда было интересно куда-нибудь забраться – лазала с мальчишками по гаражам, стройкам. Вечно коленки в синяках, джинсы – в дырках. И вот примерно три года назад шла, шла и увидела… розовую дверь. Это был дом на улице Волкова, где когда‑то жил композитор Салих Сайдашев. Мне она очень понравилась. И понеслось! Ведь так и бывает: увидишь где-нибудь красоту, а потом думаешь, где бы ещё что-нибудь подобное найти.
– А не боишься, что со временем объекты для твоих съёмок закончатся? Чем тогда будешь радовать своих подписчиков?
– На самом деле я почти всё сфотографировала! – улыбается она. – Но практически в любом месте, куда ты возвращаешься, можно найти что‑то новое, ведь я ищу моменты, сюжеты для своих фотографий. Мне хочется «ловить» всё, что я вижу вокруг.
Свои адреса Саша обычно не сдаёт – никогда не указывает их в соцсетях. Боится за эти места: люди могут использовать информацию в разных целях. Но когда истинных ценителей такой красоты набирается на целую экскурсию, с удовольствием делится своими открытиями. Совсем недавно ей посчастливилось погулять по такой настоящей Казани вместе с послом США в России Джоном Хантсманом и его супругой.
В том красивом, но уже нежилом доме она всё же успела побывать. За дверью, украшенной граффити, обнаружила парадную с красивой лестницей и лепным потолком. Был у неё свой ангел-хранитель, и, как оказалось, не только в виде старинной фигурки…
– Ты только посмотри сюда, – кивает Саша на сугроб снега. – В маленьком дворике был свой фонтан! Говорят, здесь раньше жил известный архитектор. Мог ли он подумать, что его прекрасный дом окажется в таком плачевном состоянии?
…Как-то Саша не удержалась – вместе с подружкой пробралась внутрь через окно. «Страшно!» – восклицает та. «Вот уж если и суждено умереть в старом доме, значит, это моя судьба!» – бравирует Саша. Свет, льющийся сквозь тусклые окна, освещает былую роскошь. И вот уже они начали фотографировать, как услышали медленно приближающееся шарканье. В лучших традициях хоррора! «Пошли отсюда», – шепчет подруга. «Давай посмотрим!» – просит Саша. И вот из‑за стены выплывает рука, а затем и её странный хозяин – старик в пакетах на ногах.
– Я ужасно упрямая, – рассказывает Саша. – Наверное, благодаря такой настойчивости мне и удаётся не только попасть в интересные места, но ещё и запечатлеть их. С тем дедушкой мы смогли договориться, он разрешил нам поснимать внутри. У него и ключ от парадной имелся! Человек без определённого места жительства, который, как нам показалось, видал и лучшие годы этого дома.
К объектам своих съёмок Саша относится с пиететом и осторожностью: «Не люблю выставлять места в некрасивом свете. Стараюсь подать их по-доброму!»
– А почему тебя так привлекает изнанка города, а не его красивый фасад? – спрашиваю я её.
– Потому что не люблю фальшивую красоту, мне она кажется вычурной, ненастоящей. А в старых подворотнях чувствуется сама жизнь. Это дома с другой, человеческой историей, и в этом есть своя прелесть.
Добавить комментарий