Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Рафик Мухаметшин: "Универсализм ислама позволял ему впитывать здоровые местные традиции"

Рафик Мухаметшин: "Универсализм ислама позволял ему впитывать здоровые местные традиции"

О распространении ислама в Среднем Поволжье наш корреспондент беседует с ректором Российского исламского института

08 февраля 2022

– Ислам пришёл на территорию нашей страны больше тысячи лет назад, став, по сути, образом жизни для целых народов. Мировая религия с её строгими канонами смогла стать главенствующей там, где уже были свои традиции, своя самобытная культура. Как такое стало возможным?
– Ключевую роль здесь сыграла относительная терпимость ислама, допускающего разные точки зрения и интегрировавшего в себя необычайное множество разнообразных национальных и региональных элементов. Поволжье – один из примеров. Географическое расположение региона уже предполагает нюансы в совершении некоторых мусульманских обрядов. Например, Ибн-Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Джафара аль-Муктадира, приехав летом 922 г. в Волжскую Булгарию, с удивлением обнаружил, что здесь невозможно совершать пятикратный намаз по классическим канонам: в короткие летние ночи последний намаз (ясту) булгары-мусульмане вынуждены были совмещать с предпоследним (ахшам).
Рафик Мухаметшин
Рафик Мухаметшин. Заместитель муфтия РТ, ректор Российского исламского института. Доктор политических наук, академик Академии наук Татарстана
Но основные особенности, безусловно, были обусловлены не географическими факторами. Важно понимать: распространение ислама в Восточной Европе, в том числе и в Поволжье, не означало просто расширение территориальных рамок мусульманского мира. В первую очередь продолжалось формирование универсального религиозного сообщества, переход его в иное качественное состояние. Исламская цивилизация в процессе расширения своих границ вышла за пределы и горизонты арабоязычного мира. Причём этот процесс начался ещё до проникновения в Поволжье. Ислам вбирал в себя достижения ирано-индийских, тюркских (в Средней Азии) культурных ареалов, и мусульмане уже жили как бы в условиях общей культуры. Поэтому распространение ислама в тюркском мире можно рассматривать как проявление дальнейшей культурной и духовной экспансии. Ислам канонизировал некоторые традиции, но при этом на таком огромном пространстве не могло быть и речи о всеобъемлющей унификации жизни мусульман. Мусульманская община вынуждена была признать немало местных доисламских обычаев и обрядов.
– Отдельные обычаи и обряды – это всё‑таки не система языческих верований. Отношение к язычеству в целом также было лояльным?
– Борьба язычества и ислама, как и во всех средневековых государствах, была ожесточённой. В Волжской Булгарии бороться с языческими культами начали с первых же дней проникновения сюда ислама. Ибн-Фадлан обратил внимание на то, что булгарский правитель Джафар ибн-Абдаллах для распространения ислама среди своих подданных был готов идти на самые радикальные меры: «Воистину, могучий и великий Аллах даровал мне ислам и верховную власть правителя правоверных, и я, раб Аллаха, обязан исполнить возложенное на меня дело. И кто мне будет противиться в этом, того я поражу мечом».
Борьба с язычеством и его последствиями продолжалась ещё не одно столетие. Можно предположить, что местное булгарское население стремилось не столько сохранить веру своих предков, сколько добиться признания исламом своего культурного наследия. Универсализм ислама позволял ему впитывать в себя здоровые местные традиции, если они, конечно, принципиально не противоречили основным канонам религии и соответствовали требованиям своего времени.
– История религий свидетельствует: веру в массы несли не только мирные миссионеры. Нередко её насаждали огнём и мечом…
– Ислам в Поволжье распространялся мирным путём. Но процесс был сложным и длительным. Например, некоторые новейшие археологические открытия в Подонье, где жили булгары до их переселения на Среднюю Волгу, свидетельствуют о довольно ранней мусульманизации населения. «Вероятно, они были обращены в ислам ещё после событий 737 года, когда арабский полководец Мерван в результате успешных военных походов на хазарские земли вынудил кагана и его подданных принять новую религию. Не исключено, таким образом, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце IX – начале X века в результате второй мощной волны переселений, была уже в значительной степени мусульманизирована».
Опираясь на источники и исследования, можно выделить два главных фактора распространения ислама в Поволжском регионе: деятельность арабских миссионеров и многолетние торгово-экономические и культурные взаимоотношения с восточными странами, в первую очередь с Ираном и Средней Азией, которые в VII–VIII веках стали составной частью формирующейся мусульманской цивилизации.
– И какой из этих факторов стал определяющим?
– Безусловно, второй. Распространению ислама способствовали сложившиеся за долгие годы связи между булгарами и Востоком. Процесс был вполне закономерным: булгарское общество уже было готово к переходу к иному качественному состоянию. Принятие ислама сопровождалось кардинальными изменениями в идеологической и культурной жизни. При этом, поднявшись на более высокую ступень своего развития, булгарское общество не только не потеряло самобытность, но и получило импульс для дальнейшего развития и совершенствования.
 
– Тем не менее, как вы сказали, процесс принятия ислама был сложным и длительным. В чём это выражалось?
– Ряд исследователей предполагает, что на первых порах в среде знати ислам Эскиз. Музей исламской культуры. Принятие булгарами ислама. 2012. Валиуллин Фарит Рашидович. г. Зеленодольск, РТ. Холст, акрил. конкурировал с христианством. Православными были первые ханы Великой Болгарии в Подонье – Орган, Кубрат и его сыновья. С начала VIII века Хазария стала центром распространения в Поволжье иудаизма. Как писал ещё в 1920‑е годы известный татарский историк Г. Губайдуллин (Г. Газиз): «Благодаря проникновению в Среднюю Азию в VIII в. ислама, тюркские народы сблизились с арабской культурой. В результате чего среди тюрков распространилась исламская идеология, тюркский язык стал третьим языком исламской культуры, тюркские государства стали монархиями, основанными на исламской идеологии. Таким образом, вместо старой идеологии тюрков, бывших шаманистами и язычниками, в их среду стали проникать, с одной стороны, буддизм, с другой – остатки зороастризма, с третьей – учения несторианства и манихейства, а у тюрков Поволжья в одно время и иудейская идеология, и, наконец, – учение ислама».
– Получается, ислам стал проникать в Среднее Поволжье через Среднюю Азию?
– Именно. Благодаря торговым связям. Мусульманские традиции и учения богословских школ (в том числе и ханафитского мазхаба) постепенно распространялись и в Среднем Поволжье. В древнейшем сохранившемся источнике – труде арабского купца и дипломата из Андалусии Абу Хамида аль-Гарнати – сообщается: «ислам был принят эмиром булгар после его излечения одним факихом из Бухары». В более поздних дошедших до нас исторических сочинениях этот сюжет излагается подробнее. Распространение ислама в Булгарии приписывается трём сахабам (сподвижникам) пророка Мухаммада, которых он лично отправляет в Булгарию. Будто бы они в течение трёх лет в городе Болгар обучали народ основам религии и канонам шариата, отстроили Соборную мечеть, открыли медресе… Правда, у учёных нет сомнения в том, что этот сюжет – не более чем легенда.
принятие ислама_Эскиз ВАЛИУЛЛИН ФАРИТ РАШИДОВИЧ
Эскиз. Музей исламской культуры. Принятие булгарами ислама. 2012. Валиуллин Фарит Рашидович. г. Зеленодольск, РТ. Холст, акрил.
Между тем нельзя не признать, что сами булгары чётко и недвусмысленно указывали, «откуда пришёл ислам в Поволжье и какие религиозные связи оставались для булгар актуальными на протяжении многих веков – Средняя Азия и Бухара». На это обстоятельство обратил внимание и ибн-Фадлан. Он даже пытался внести определённые коррективы в выполнение некоторых религиозных обрядов. Так, правителю Булгар он высказал своё недовольство по поводу того, что «...муэдзин, призывая к молитве, икаму, то есть часть азана, произнёс дважды. А это при дворе халифа не принято».
Дело в том, что посольству багдадского халифа «предстояла ответственная, в конечном счёте, политическая задача – ввести в Булгарском царстве не только ислам, но и багдадские мусульманские обряды в противовес среднеазиатским».
– Обряды и политика. Какая здесь связь?
– На средневековом мусульманском Востоке очень часто принадлежность к тому или иному мазхабу в некоторых условиях прямо означала поддержку того или иного правительства, поскольку различные мусульманские правительства играли большую роль в смене мазхабов. Так что правитель теоретически вполне мог сделать выбор в пользу багдадского халифа. Тем более это был только начальный этап исламизации государства.
Если иметь в виду и то, что уже при ибн-Фадлане был создан такой прецедент, связанный с вышеназванной икамой, когда «царь сказал муэдзину: исполняй так, как он (ибн-Фадлан. – М.Р.) говорит тебе, и не противоречь ему», то вполне был вероятен и другой поворот событий в духовной (и политической) жизни Волжской Булгарии. Но, по словам А. П. Ковалевского, «царь отказывается принять... багдадский мусульманский обряд и остаётся при среднеазиатском… для царства булгар сохранение ханафитского обряда было необходимо ввиду уже установившихся тесных торговых и культурных связей со странами Средней Азии».
Важно, что именно с этого времени, считают исследователи, Волжская Булгария окончательно оформилась на политической карте мира. Приезд посольства сыграл роль официального дипломатического признания нового исламского государства. Так что конец IX – начало X века для Волжской Булгарии стал периодом становления и государственности, и религиозно-правовой системы.
Но если иметь в виду то, что до конца X века во всём мусульманском мире судьи пользовались значительной свободой в выборе решения по вопросам, не регламентированным Кораном, сунной, индивидуальными или единогласными решениями сподвижников Пророка, можно сделать вывод о том, что этот процесс не закончился только массовым и официальным принятием ислама в данном государстве. Ханафитский мазхаб с относительной терпимостью к инакомыслию и широким использованием местного обычного права, сложившегося у разных народов в доисламский период (адат), возможно, не способствовал ускорению завершения этого процесса.
Сохранившиеся источники и исследования учёных позволяют предположить, что в Волжской Булгарии задачей религиозно-политического руководства стало не только утверждение истинной веры, но и достижение порядка, мира и благополучия в стране. Для Волжской Булгарии, где жили представители различных конфессий, учёные-богословы разных мазхабов, различные суфийские общины, это было жизненно важно.
Беседовал Аскар Сабиров
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: