Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Реконструкция рыцаря

Реконструкция рыцаря

Во что превращаются детские игры в войнушку

20 ноября 2017

Судить средневековые турниры для Артёма Куртымова – не мечта, а профессия. Когда хочется адреналина, наш герой надевает экипи­ровку и cам выходит на поле боя. В промежутках же между сражени­ями ведёт вполне мирную, но от того не менее интересную жизнь…
– С чего началось моё увлече­ние? Наверное, с обычных игр в войнушку. Детство прошло в военных городках, почти всег­да окружённых лесами, где я и мои товарищи устраивали бес­конечные сражения. Но однаж­ды всё закончилось: демоби­лизовавшись, отец вернулся в родную Казань. Для меня это оказалось большим испытанием – в каменных джунглях я про­сто не знал, куда себя деть, – рассказывает Артём. – И вдруг узнаю: в школьном спортзале по вечерам «дерутся» на мечах.
1-1
Оказалось, в школе работала секция, организованная сотруд­ником Национального музея Ре­спублики Татарстан (ныне руко­водитель отдела научной рекон­струкции музея) Владиславом Хабаровым и историком Юрием Лазаревым (ныне известный в Ка­зани тренер участников всерос­сийских олимпиад по истории). Точнее, это была не секция, а фа­культатив. Но какой! Инсцениров­ки сражений на мечах, стрель­ба из арбалетов в марийских ле­сах, поездки на ролевые игры… Так Артём оказался в «Морген­штерне», в будущем – «Витязе», самом известном в республике клубе военно-исторической ре­конструкции, действующем на базе Национального музея Ре­спублики Татарстан.
Для зрителей ролевые игры и реконструкция – скорее зрели­ще, а для участников – настоя­щее искусство. В 1997 году в Ма­рий Эл проходили «Хоббитские игрища», на которые приехали ре­конструкторы из Минска. Их «про­двинутость» в изготовлении ору­жия, доспехов и предметов быта для татарстанских команд стала настоящим откровением. Выяс­нилось, например, что кольчугу можно делать не из ковровых ко­лец и жестяных банок, а сплести её так, как это делали в старину, из изготовленных своими рука­ми проволочных колец.
1-9
– После «Игрищ» минчане при­гласили нас к себе на турнир. А у нас – ни одного комплекта доспе­хов. Тогда мы впервые сшили себе исторические костюмы золотоор­дынского периода, как мы тогда думали. Информации, и уж тем более изображений доспехов было катастрофически мало, – вспоми­нает Артём. – Это сейчас, в эпо­ху интернета и совершенствова­ния методов исторического ис­следования, её предостаточно, а тогда шлемы мы изготавлива­ли по чёрно-белым рисункам из трудов исследователя истории оружия Михаила Горелика. По­том оказалось: всё это так дале­ко от настоящей экипировки во­инов Золотой Орды...
«БОЛГАР» НА КОНЕ
В 2013 году коллега Артёма Алексей Кокурин придумал для Свияжска популярную сегод­ня площадку – комплекс исто­рической реконструкции «Ле­нивый Торжок». И почти сразу же – исторический фестиваль. Эту идею презентовали Мин­тимеру Шаймиеву, возглавляю­щему фонд «Возрождение». Он сказал: «Отличный проект, бу­дем проводить этот фестиваль в Великом Болгаре». Так и поя­вился фестиваль, соорганизато­ром которого выступает и Артём Куртымов. Спустя два года после первого «Великого Болгара» он предложил включить в боевую программу конных рыцарей – межклубное объединение «Ка­валерия» (Санкт- Петербург). И то, что они демонстрируют – в частности, сражения на копьях с «коронелями» (стальными на­конечниками в виде короны) – можно сказать, вершина искус­ства реконструкции Средневе­ковья.
1-7
– В прошлом году у нас появил­ся исторический лагерь с площад­ками, на которых демонстриру­ется аутентичный быт Золотой Орды, Европы и Руси XII–XIII веков. Изучение быта, к слову, – гораздо более интересное заня­тие, чем может показаться непо­свящённому зрителю. Нет ниче­го увлекательнее, чем выяснять, почему, например, на пластин­ке доспеха семь отверстий, когда её можно было закрепить и с ше­стью, – говорит Артём. – Многие фестивали проводят конкурсы одного предмета – нужно с помо­щью средневековых инструмен­тов изготовить предмет обихода и потом рассказать о том, как он использовался. На одном из та­ких конкурсов Владислав Хаба­ров продемонстрировал аудито­рии кумган, а потом прочёл лек­цию о целой системе, по которой золотоордынцы оправляли есте­ственные нужды. Это была самая лучшая и захватывающая исто­рия из всех, что я помню.
ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК – ТЫ САМ
Настоящий реконструктор – это человек, который, помимо про­чего, занимается воссозданием деталей быта «своей» эпохи. И в этом смысле Артём не совсем реконструктор. Долгое время его главным увлечением были исто­рические бои. Интересно, зре­лищно, страшно. Страшно в том смысле, что часто твой главный враг в поединке – это ты сам.
1-4
– Когда я только начинал обу­чаться историческому бою, я по­стоянно проигрывал. Меня это сильно расстраивало, но посте­пенно я осознал, что эмоциями можно управлять. Эмоциональ­ный настрой – половина успеха. Если не больше. Однажды я после долгого перерыва решил принять участие в крупном российском турнире. Тренировался каждый день, полтора месяца. Мне каза­лось, я в идеальной физической форме, – вспоминает Артём. – И вот на турнире в Москве (больше 100 участников) я вышел биться в одной из двух мужских номина­ций – сабля+баклер (маленький круглый щит). Моим соперником был парень из Иванова, на не­сколько лет моложе меня, с очень небольшим опытом. Я проиграл ему в первом же бою. Друзья ска­зали: «Всё, пора с тебя спиливать «подковы». После этого я не про­играл ни одного боя, и в этой номинации победил. А во второй – дошел до четвертьфинала. И по­том ещё несколько лет побеждал в российских и международных турнирах.
1-3
Исторический средневековый бой (ИСБ) сегодня – очень попу­лярное направление, претенду­ющее на получение статуса вида спорта. Первый международный турнир по нему – «Битва наций» – прошёл на Украине, в крепости Хо­тин в 2010 году. Артём участвовал в нём в качестве ведущего. Когда фестиваль начал набирать попу­лярность, его перенесли в Европу, и теперь на него съезжаются око­ло 30 сборных из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Ав­стралии, в этом году впервые – из Китая. В лидерах – Россия и Украина. Составы команд – от 3 до 75 человек. В 2014 году, к сло­ву, когда обострилась междуна­родная обстановка, было решено, что ИСБ – вне политики.
1-2
При том, что в Европе, США, Ки­тае и развитие ИСБ, и направле­ния, связанные с реконструкци­ей, – часто коммерчески успеш­ные и очень популярные проекты, в России, не считая мегаполисов, реконструкция – всё ещё хобби небольших сообществ увлечён­ных этой идеей людей.
– Одно из самых прогрессив­ных направлений сегодня – это HEMA (Historical European Martial Arts, Исторические европейские боевые искусства). Люди в почти спортивной экипировке сражают­ся, применяя приёмы из фехто­вальных трактатов XVI–XVIII ве­ков, которые подробно описаны в фехтбуках – сохранившихся во множестве фехтовальных манус­криптах, – рассказывает Артём. – В Москве уже открылась сеть клубов, в которых можно посе­щать занятия по HEMA.
Но и в таких условиях «боевое» направление продолжает раз­виваться. Так, интересная дис­циплина «выросла» из трениро­вочного процесса. В своё время бойцы на тренировках вместо стальных мечей начали исполь­зовать мягкие спортивные снаря­ды – чембары, или тембары. Впо­следствии Мария Давыдова, пре­зидент Федерации современного мечевого боя России (ФСМБР), по­пробовала использовать мягкое «оружие» для тренировки детей. Из этого выросло целое спортна­правление для людей любого воз­раста. Соревнования проводят­ся в России, Беларуси, Украине, Германии, Чехии, Польше. Про­ходит даже чемпионат Европы. В ФСМБР, к слову, состоят дей­ствующие чемпионы из татар­станского военно-историческо­го клуба «NOLDOR», существую­щего по собственной инициативе на собственные средства.
1-8
ЧТО СКРЫВАЮТ ОДЕЖДЫ
Своей настоящей и единствен­ной профессией Артём считает профессию актёра. Когда ему предложили поработать экскур­соводом на острове-граде Свияжск, он сразу же согласился – это была отличная возможность применить навыки общения с «залом» и накопленный багаж знаний в области истории.
– Мне нравится быть экскурсо­водом, рассказывать людям о за­хватывающей истории Свияжска. Но моё кредо – как можно мень­ше врать. Один из самых попу­лярных вопросов туристов, ко­торы задают в каждой группе, – это существует ли подземный ход между Успенским (мужским) и Иоа́нно-Предте́ченским (неког­да женским) монастырями. Ко­нечно же нет! Чтобы это понять, надо хотя бы чуть-чуть ближе уз­нать ту жизнь, которой живут мо­нахи, ценности, которые они по­читают, – объясняет Артём. – В Свияжске действительно были подземные ходы, но они вели к рекам, чтобы можно было наби­рать воду во время осад. Ещё ча­сто спрашивают, почему в Каза­ни не заметили, что Иван Грозный строит на острове. Я отвечаю, что заметили, просто не ожидали, что стройка займёт месяц, а не годы.
1-5
Мечта Артёма – сшить себе ко­стюм горожанина Улуса Джучи Золотой Орды XIII–XIV веков – из шёлка, произведённого по техно­логии того времени. Такой про­даётся в Чехии и стоит почти за­облачных денег. Он рассказыва­ет: самая большая разница между человеком прошлого и челове­ком настоящего ощущается, как ни странно, через одежду. Даже костюм русского солдата времён наполеоновских войн далеко не так удобен, как можно подумать, хотя этот период уже сильно от­стоит от Средневековья. Этот ко­стюм состоит из двух десятков предметов.
– Люди в начале девятнадца­того века будто никуда не торо­пились. И вообще, имели совер­шенно другое представление о войне. Психологическая атака была очень важна. Понимаешь это, когда идёшь в строю, «ко­робкой», – и никаких тебе око­пов, перебежек, укрытий. И не дай бог пригнуться – тут же бу­дешь наказан офицером. Всё это можно «пережить» на «Дне Боро­дина» – единственном фестива­ле, куда я уже двадцать лет езжу в качестве реконструктора. Каж­дый год мы ходим к памятнику 3-й дивизии, в которую входил 21-й егерский полк. ВИК «Арсе­нал», в котором я состою, более 25 лет занимается реконструк­цией этого полка, – рассказывает Артём. – Реконструкция истории для меня – это в первую очередь реконструкция правды. Популя­ризация исторических событий важна. Но эффективнее было бы организовать, например, инте­рактивные занятия для школь­ников. И если такое занятие до­ведётся проводить мне, слова, с которых я начну, будут такими: «А теперь я расскажу вам, как всё было на самом деле».
 
Научно-практический журнал "Антинарк"

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: