Старые каноны нового времени
«Традиционные семейные ценности» - всероссийский форум с таким названием пройдёт в Казани в октябре. Это крупное событие с международным участием в Год семьи организует Казанско-Вятская епархия Русской православной старообрядческой церкви.
19 августа 2024
- Многие старообрядцы – это люди, которые уже несколько столетий хранят устои своей веры, передают её традиции из поколения в поколение, - говорит иерей Роман Донцов, настоятель кафедрального собора Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казани. – И сегодня в нашем приходе много молодых людей, которые ходят в церковь семьями, вместе с детьми (а детей у старообрядцев, как правило, много). Так что да, традиционные семейные ценности – это для старообрядцев не пустые слова.
Настоятель
Сам отец Роман – как раз из семьи потомственных старообрядцев. Когда-то давно его предки, спасаясь от гонений, обрушившихся на Руси на противников реформ патриарха Никона, уехали в Молдавию (тогда она не входила в состав России). Там родились и выросли его дедушки-бабушки, там он и сам рос и учился. Все эти годы его семья хранила приверженность своей вере, были среди предков и священники.
Позже Роман Донцов перебрался к родственникам в Татарстан. В Казани он живёт с 2005 года. Здесь и женился. Сегодня сорокалетний настоятель кафедрального собора Казанско-Вятской епархии - сам многодетный отец, воспитывает шестерых детей.
Храм
Непривычно чёрные купола собора, настоятелем которого является отец Роман, - одна из визуальных доминант улицы Тихомирнова, являющейся частью так называемой новой казанской трассы, построенной к Универсиаде-2013. Формальный адрес собора на Яндекс-картах – улица Старообрядческая, 17, но многие считают, что он стоит на Петербургской, и, в общем, это почти правильно: храм находится между Петербургской и Тихомирнова.
- В 1909 году, когда собор был построен, его освятили в честь иконы Казанской Божией матери, так что по сути это Казанский собор, - говорит отец Роман.
Купола на соборе, рассказывает настоятель, на самом деле не совсем чёрные. Они покрыты медными листами и изначально имели характерный красноватый оттенок. Но со временем металл окислился.
- Мы не знаем, были ли они когда-либо позолоченными, нет такой информации, - продолжает рассказ отец Роман. – Но сейчас, согласитесь, купола смотрятся красиво, так что менять их цвет не планируем.
Судьба храма изначально складывалась непросто. Долгие годы (со времён царя Алексея Михайловича, при котором в XVII веке проходила церковная реформа патриарха Никона, расколовшая русскую православную церковь) старообрядцы в России вынуждены были скрывать свою веру. В Казани они в конце XIX века собирались и молились в доме купца Карпова (сейчас в этом здании на улице Баумана расположен известный Дом чая). Вообще, среди казанских старообрядцев было очень много купцов, достаточно богатых людей. И вот на том месте, где сейчас стоит собор, они решили возвести свой храм. Конечно, неофициально.
Молитвенное освящение закладки собора в 1883 году проходило ночью. По документам строящееся здание числилось складским помещением. Но окрестным жителям показалось странным, что у склада будет два яруса окон, и на стройку пришла проверка. Предписано было возведение непонятного здания остановить или продать новостройку. Тогда купцы начали перепродавать её друг другу, и всё это тянулось до 1905 года, когда Николай II издал указ о веротерпимости и старообрядцы получили возможность официально открывать свои церкви. Но от «складского» прошлого Казанскому собору остался плоский потолок внутри самой церкви. Непривычно, конечно, смотреть вверх и не видеть привычных для церковного здания сводов. Но акустика тут, уверяет настоятель, всё равно хорошая.
История
Кто ж знал в 1909 году, когда Казанский храм официально принял первых прихожан, что участь склада не миновала его окончательно… Ну, не обычного склада, а склада документов – архива. Именно это учреждение располагалось здесь в советские годы.
В 1930-м вооружённые люди ворвались в церковь прямо во время службы (по сохранившимся воспоминаниям прихожан, священник пытался их остановить, и женщины уговаривали его этого не делать, чтобы не подвергать свою жизнь опасности). С храма сбросили наземь и разбили колокола (для этого новым хозяевам пришлось разломать часть кирпичной кладки, проём в звоннице над входом зияет до сих пор). Но прихожанам разрешили забрать по домам иконы. Дорогие, из серебра и золота, оклады пошли на переплавку, а в тёмных деревянных досках ничего ценного большевики не углядели. Часть этих икон люди долгие годы хранили по домам, сегодня некоторые из них снова можно увидеть в соборе.
Храм казанской старообрядческой общине вернули только в перестройку, в 1987 году. Но не тот, про который мы рассказываем и где сейчас настоятелем иерей Донцов, а другой, неподалёку, на улице Островского, напротив Баскет-холла. Так вышло, что в кафедральном соборе тогда ещё оставался архив, а бывшая беспоповская старообрядческая церковь на Островского была свободна.
Казанский же собор верующие получили под свой контроль только в 1996-м, и ему нужна была длительная реставрация. Она до сих пор ещё не окончена, но с 2018 года здесь уже проводятся службы – по воскресным и праздничным дням.
Современность
После открытия кафедрального собора часть людей из казанской старообрядческой общины стали его постоянными прихожанами. Так получилось, рассказывает отец Роман, что сюда из церкви на Островского перешли в основном молодые семьи. На службу люди приходят с многочисленными детьми, для которых, кстати, при храме действует воскресная школа.
Костяк общины – около 70 человек. Много среди них так называемых новообращённых – тех, кто либо вообще раньше не имели религиозного опыта, либо пришёл из «новообрядческой» церкви.
Что сегодня привлекает молодёжь в старообрядчестве?
- Когда человек ищет Бога, ему может, наверное, понравиться, что в старообрядчестве соблюдаются все древние каноны русской православной церкви, что мы не идём на поводу у времени, - рассуждает отец Роман. – К тому же приверженность фундаментальным традициям вовсе не исключает активного участия в современной жизни. Наша община, например, проводит лекции, круглые столы – по истории, по теме семейных отношений… У нас есть страничка во «ВКонтакте», где любой интересующийся может найти информацию о старообрядчестве.
Кстати, если вспомнить всё тех же дореволюционных купцов-старообрядцев, то эти люди активно вели бизнес, были двигателями прогресса. Например, первый автомобильный завод в России был построен старообрядцами братьями Рябушинскими. Да и в целом очень большая часть капиталов в Российской Империи принадлежала именно старообрядцам.
- Просто они понимали, что деньги даны им Богом, и к капиталам своим относились ответственно, много тратили на благотворительность, - говорит отец Роман. – А сочетание духовного консерватизма и приверженности научному прогрессу давало удивительный эффект.
Музей
В просторном подвальном помещении Казанского собора с низкими сводчатыми потолками когда-то располагались печи, которыми по воздуховодам отапливалось церковное здание. Когда в 1930 году церковь у общины отобрали, в подвале ещё в течение года разрешалось проводить службы. Сегодня здесь – музей старообрядчества, который создавался при помощи Раиса Татарстана Рустама Минниханова. Предназначен музей для всех интересующихся историей России, ведь старообрядчество в этой истории – большая и заметная глава.
Экспонаты тут есть поистине уникальные. Например, Евангелие 1606 года. Подобных книг осталось очень мало, потому что после реформы Никона старые церковные книги подлежали уничтожению. Фолиант лежит под стеклом, в руки его берут крайне редко. Но у общины, говорит иерей Донцов, есть и другие книги XVII века, которые используются иногда в богослужениях.
Ещё из любопытных экспонатов – метрические книги начала прошлого века. Всех, кого крестили и венчали в этом соборе, записывали в таких книгах. Иногда в музей приходят люди, которые ищут своих предков-старообрядцев, и на столетней давности страницах находят записи с их упоминанием.
Частью территории единого церковно-музейного комплекса по сути является и сквер перед храмом, на улице Петербургской, где установлен сегодня памятник митрополиту Андриану Четвергову. Уроженец Казани, выпускник КАИ, он родился в семье потомственных старообрядцев, в перестроечные годы оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом приходе. Позже стал епископом Казанско-Вятской епархии, а в 2004 году был избран митрополитом Московским и Всея Руси.
- Он очень много сделал для того, чтобы открыть старообрядчество миру, - рассказывает Роман Донцов. – Много веков гонений отложили отпечаток на наше сообщество. Старообрядцы старались не афишировать свою веру. Митрополит Андриан сумел преодолеть эту закрытость. В благодарность за его заслуги мы поставили памятник ему в сквере, который сегодня зовётся Андриановским. Сквер, церковь, музей - всё это сегодня становится новым центром старообрядческой Казани.
Евгения Чеснокова
Фотографии Александра Ефремова
Добавить комментарий