Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Сунчелеево: рецепты чувашской кухни

Сунчелеево: рецепты чувашской кухни

Поедем, поедим! Чувашская версия

31 августа 2020

Трудолюбие, скромность, уважение к старшим… – вот, пожалуй, самые распространённые качества представителей чувашской семьи. И конечно же, гостеприимство, одна из фишек которого – самобытная национальная кухня. Поедем, поедим?
 
БЕРЕГ ПРАВЫЙ, БЕРЕГ ЛЕВЫЙ
Отправляемся в деревню Сунчелеево, что в Аксуба­евском районе республики. Здесь чуваши поселились несколько веков назад.
– До наших дней дошла легенда о братьях Сун­чаке, Узи, Мукше, основавших селения Сунчелеево, Узеево и Мокшино. А историки пришли к мнению, что первоначальное заселение этих мест было после Смутного времени, примерно в начале 1600‑х годов. Отдельные семьи чувашей-переселенцев добрались до реки Сульчи, и основали здесь первое поселение Сунчалеево. Кругом был дремучий лес, поэтому сначала они поселились на правобережье, на поляне. Весеннее половодье, залившее всё вокруг, заставило их пересе­литься на более высокий лесистый левый берег. Тут им пришлось корчевать лес, расчищать землю под по­севы, – проводит экспресс-экскурсию наш провожатый в мир чувашских традиций – директор Сунчелеевского сельского дома культуры Сергей Крайнов.
НАПИТОК СИЛЫ
– Совсем ты уболтал гостей, Сергей, угости-ка их луч­ше с дороги нашим чувашским квасом, – супруга хозяина, Валентина, подаёт нам напиток, который употребляли их предки во время посевных работ, уборки урожая, сенокоса.
– Сӑра – неотъемлемый обрядовый атрибут любого торжества, – рассказывает хозяйка. – Рецепт? Обычно его готовят на хмеле. Но это на любителя. Этот я варила без хмеля, так что пейте, не бойтесь…
Испробовав освежающий напиток, я так и не поняла, пиво это или квас: на вкус ни то ни другое.
– Готовят его в каждой семье по-разному, – объясняет Валентина, – и пьют не для того, чтобы захмелеть. Счи­тается, что он прекрасно утоляет жажду и прибавляет сил. В каждой семье свой рецепт. Я варю по рецепту моей бабушки.
Почувствовав прилив сил после долгой дороги, про­ходим во двор. Двери в дом открыты, а на тумбочке у входа среди лаптей, вышитых икон и рушников вижу головной убор чувашских замужних женщин – хушпу.
Чушпу
Хушпу – «сложносочинённый» женский головной убор. Он состоит из шапочки, закрывающей голову, и длинного прямоугольного хвоста, спускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки изготавливается из кожи, войлока или сшитых в несколько слоёв кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы. Он покрывает­ся плотными рядами серебряных монет или их имитацией. Макушка хушпу обрамля­ется полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Хушпу всегда высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые време­на за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение.
 
chu2
ПРАВИЛЬНАЯ ОКРОШКА
Хозяин в чувашском национальном костюме резво догоняет нас у веранды с самоваром, от которого тянет дымком. Заходим в дом и оказываемся в го­стиной, у накрытого стола. Рядом с румяным хуплу, главным блюдом на всех праздниках в чувашском доме, – спелый арбуз, а в стакане красуется и ма­нит букет из лесных ягод. Лето! Здесь же чувашская окрошка на турахе.
Окрошка_Okroshka_05
– Если честно, я предпочитаю окрошку на квасе, – сообщает Сергей, – но по-правильному, по-чувашски, она готовится на кисломолочном напитке турах. Зелёный лук, укроп надо заранее запустить в турах, напополам разбавленный колодезной или роднико­вой водой. И ещё туда нужно положить мятую варёную картошку. Чтоб густая была. Потом всё это отправить примерно на полчаса в холодильник. Добавить варё­ное и накрошенное мелкими кубиками мясо, яйцо, редис, огурец. Всё, окрошка готова! Первейшее блюдо в жаркий летний день.
КОГДА ВСЕ ДОМА
– Если процесс приготовления еды не доставляет радости и удовольствия, то и в результате ничего хо­рошего не получится. Вкусная еда – одно из условий счастливой жизни чувашской семьи, – утверждает Валентина, убирая с верхней корочки хуплу головку луковицы. – Вот у нас, у чувашей, принято всю работу по дому и двору делать вместе с мужем. Картошку полоть – вместе, сено косить – вместе, в огороде полоть – тоже вместе. И всё‑таки готовка в основном на женщинах, у мужиков и так работы хватает.
Судя по тому, как безумно вкусно пахнет хуплу, хозяйке процесс готовки нравится. Садимся за стол и пробуем сочный пирог. Меня охватывает то ощу­щение счастья, что всегда возникает от вкусной еды в дружной компании. М-м-м… С набитым ртом, закатывая глаза, показываю, как мне хорошо. Хуплу, я люблю тебя…
IMG_20200713_134902
ПРО ТРАДИЦИИ
– Чуваши придерживаются традиций не только в национальной кухне, но и в быту, – говорит Сергей. – Пожалуй, главная из национальных черт – трудолюбие. Взять хоть нашу деревню. На 126 дворов 170 коров. Скотины много держим. У меня лично пять дойных коров, ещё свиньи, гуси, кролики, куры. Плюс огород и сена надо на зиму заготовить тракторов пятнад­цать. Всё успеваем, потому что встаём в четыре утра. Зимой, правда, позже – в пять. Я вырос в многодетной семье. Вот и моя мама, Зинаида Андреевна, – знакомит нас хозяин. – Первого января ей исполнится 90 лет. Она до сих пор занимается хозяйством, за гусями присматривает. И нас воспитывает. Слушаемся, мы же дети. Почитание старших – без возражений. У мамы 17 внуков, 19 правнуков. Даже когда собираемся тесным кругом, за столом нас 30 человек. Самые близкие…
Если в семье прибавление, новорождённого у нас не полагается показывать до 40 дней. А уж после в гости с поздравлениями начинают приходить родственники. Созваниваются между собой, кто что будет готовить вкусненького, и к маме с малышом направляются. Один хуплу делает, другой пироги печёт. Сами стол накры­вают. Мама молодая, ей некогда готовить. Она только чай наливает. А гости «пятки моют», веселятся. А как же – человек родился!
– А сватовство? – спрашиваю я. – У вас в деревне по-прежнему засылают к невесте сватов?
– Да-а-а, – в один голос отвечают Крайновы. – Вот 2019 год молодой человек нашей старшей дочери встречал в кругу нашей семьи. Они дружили довольно долго, лет восемь, и мы с самого детства знали его. Отмечаем мы, значит, праздник, а он вдруг говорит: «Отец, я прошу руки вашей дочери!» Отвечаю: «Я не против, давно тебя знаю, на моих глазах вырос». Он вскочил, куда‑то убежал. Возвращается с цветами, конфетами, кольцами: «Можно, я родителей позову?» Мы посидели с будущими сватами вместе, а 8 января, после Рождественского поста, они пришли свататься. Одиннадцать человек. У нас полагается непарное число сватов. Чётное число – это плохая примета. И 15 фев­раля дети повенчались, а потом и свадьбу отгуляли.
Есть ещё особенная традиция. В день свадьбы родня жениха крадёт у родителей невесты курицу, чтобы на следующий день молодая сноха сварила из неё домашнюю лапшу. Хотя сейчас будущие тёщи уже заранее курицу и зарубят, и ощипают – готовую отдают сватам, чтоб не мучились.
 
IMG_20200713_130924
Чувашская версия вареников (с творогом, ягодами, мятой картошкой и луком, капустой) называется хуран кукли. Едят их горя­чими со сметаной или сливочным маслом.
 
IMG_20200713_131059
IMG_20200713_131206
Главное блюдо на всех праздниках в чу­вашском доме – хуплу. Это круглый за­крытый пирог из сдобного или пресного, но всегда румяного теста с ароматной начинкой из пшеничной крупы, мяса, лука и картофеля. Похож на русский курник или татарский бэлиш. Настоящий хуплу готовится в печке, а разрезается уже за столом. Едят его так: сначала снимают и съедают верхнюю корочку, а уже потом приступают к начинке и до­нышку. Некоторые хозяйки в начинку добавляют ещё яйца, рыбу или сало. Подают пирог с пылу с жару или слегка остуженным.
 
Сӑра
Чувашский дом без традиционного пива или домашнего
кваса – всё равно что Япония без саке, Россия без водки, Шотландия без виски, а Куба – без рома… Напиток состоит толь­ко из натуральных ингредиентов: хмель, дрожжи, сахар, солод, который по ста­ринным рецептам изготавливается из ячменя, ржи, овса, свёклы, сухофрук­тов и чистейшей колодезной воды, конечно. Сӑра бывает слабоалкогольным или безалкогольным.
IMG_20200713_130004
IMG_20200713_125757
IMG_20200713_125905
IMG_20200713_130056
IMG_20200713_130106
IMG-20200725-WA0004
IMG-20200725-WA0008
IMG-20200725-WA0012  IMG-20200725-WA0019
ПРО ДЕРЕВНЮ
До 1986 года Дом культуры в Сунчелеево нахо­дился в церкви. Когда построили новый клуб, храм восстановили. Сельчане собрали денег, из Чистополя привезли сруб, своими силами подняли стены, завели под крышу. Сегодня здесь проводят службы, а в стро­ящейся часовне есть намерение открыть детскую воскресную школу.
– Практически все бытовые вопросы мы реша­ем на общем деревенском сходе, – говорит Сергей Петрович. – Много чего за последние годы сделали благодаря самообложению. В основном дороги. Сейчас можно заехать на любую улицу. А раньше как было? Машины оставляли здесь, у нашего дома на централь­ной улице, и шли к себе пешком. Ещё восстанавливаем колодцы с питьевой водой, дорогу до кладбища хотим щебёнкой посыпать.
Работать мы предпочитаем вместе, дружно, и уго­щаться для нас немыслимо в одиночестве. Неважно, что у тебя сегодня на столе, – праздничный хуплу или повседневная летняя окрошка. Мы умеем ра­доваться тому, что у нас есть. Ключевой ингредиент нашей, чувашской кухни – гостеприимство. Так что добро пожаловать к нам в Сунчелеево!
 
 
Алсу Троицкая
 
Фото автора

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: