Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Танита

Танита

Яркая история одной чистокровной романо рат

01 июля 2024

– Ты грамотная? – с этим вопросом главный цыган страны Николай Сличенко, худрук театра «Ромэн», обратился к Таните при их первой встрече.

– Я консерваторию окончила... – только и нашлась что ответить дебютантка и поняла, что вся её предыдущая жизнь с ведущими партиями в «Сильве», «Баядерке» и «Летучей мыши» на сцене Казанского оперного театра обнулилась. Нырнула, как в омут, и вышла из него преображённой.

НЕУД С МИНУСОМ ЗА ПРОЗОРЛИВОСТЬ

Кухня однушки на тринадцатом этаже своим убранством рождает ассоциации с кибиткой, из тех, в которых «Цыганы шумною толпой / По Бессарабии кочуют». К слову, поэма Александра Сергеевича не раз приходила на ум во время беседы с хозяевами квартиры. Что до кухни, то она заставлена-завешана предметами самой разнообразной тематики.

Такое встретишь разве что в экспозициях сельских музеев, где задача максимально показать товар лицом вступает в конфликт с дефицитом места. Тут иконы соседствуют со всевозможными амулетами и атрибутами гадалки, коллекциями ножей и бабок Ёжек, дипломы бок о бок с фото хозяйки с известными людьми и портретами дедов-фронтовиков...

На вопрос о родословной ожидаешь услышать истории из таборной жизни и получаешь неуд с минусом за прозорливость.

– По маминой линии дедушка – Анатолий Федотов – был министром сельского хозяйства Марийской АССР. А вот по папиной мы медики в двух поколениях: дед Леонид Кириллов был полковником медицинской службы, после демобилизации работал в 12-й горбольнице Казани; папа Анатолий Леонидович – нейрохирург, заведовал отделением 11-й больницы на Горького, мама Ирина Анатольевна – кождерматолог, главврач косметологической клиники на Булаке, – вводит в курс своей родословной Танита Петрова, художественный руководитель профессионального цыганского эстрадного ансамбля «Нова Рома» Roma в Казани.

«НОВА РОМА» НЕ НА ВОКЗАЛАХ СОБИРАЛИ

– У большинства сформировано несколько иное представление о роде деятельности представителей вашей национальности.

– Да, мы цыгане. И выбирали себе в супруги тоже цыган. Правда, по паспорту они числились русскими. Так называемый «пятый пункт» тогда мог испортить жизнь.

– А сейчас?

– Вы знаете, и сейчас тоже. Хотя среди цыган немало успешных врачей, ювелиров, юристов и в других сферах тоже. Но нас так и не научились воспринимать иначе, как племя бродяг, мошенников и воров. Я не говорю за всех, но сталкиваться с этим приходится часто. Во время гастролей могли обвинить в краже каких‐то копеечных на самом деле вещей, устроить обыск наших чемоданов. Ничего, конечно, не находили.

– И при этом ни разу никто не извинился, – подключается к разговору супруг Таниты Роман Николаев. – Тогда ещё пытались как‐то объясниться, теперь просто даём визитку нашего адвоката. Нужда заставила им обзавестись. И это при том, что наш коллектив «Нова Рома» мы не на улице или по привокзальным площадям собирали, большинство из нас имеет звание «Заслуженный артист Республики Татарстан».

– ЦЫГАНСКОЕ ИСКУССТВО – ЭТО КОГДА ИМЕЕШЬ ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ, А НЕ ТОЛЬКО ЦЫГАНСКУЮ КРОВЬ, – ГОВОРИТ ТАНИТА. – ИСТИННЫЙ ЦЫГАНСКИЙ ТАНЕЦ – ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ, ТАМ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ НЕ КАСАЮТСЯ ДРУГ ДРУГА. ЖЕНЩИНЫ НЕПРИСТУПНЫ, НЕДОСТУПНЫ. ДА И В БЫТУ МЫ НЕ СИДИМ ВМЕСТЕ ЗА СТОЛОМ.

ГДЕ ЦЫГАНЕ, А ГДЕ РОМА

– Два поколения врачей. Род вашей деятельности был предопределён...

– То, что я стала актрисой, это катастрофа для моей семьи. А если бы я изначально подалась в певицы цыганского ансамбля, то родители точно бы не согласились на это ни при каких условиях. Но как‐то всё само собой определилось: сначала музыкальная школа, а когда пришло время выбирать профессию, выяснилось, что у меня жуткое неприятие шприцов, крови и тому подобного. Тогда‐то и образовались подготовительные курсы консерватории и сам вуз, затем оперный театр.

– Когда кровь цыганская взыграла?

– Я пела главным образом в оперетте, в том числе и ведущие партии. А потом со мной не продлили контракт. Не от хорошей жизни цыганская кровь взыграла, как вы говорите. А по‐нашему – романо рат*. А вообще, мы – рома, слово «цыган» воспринимаем несколько уничижительно. Хотя в быту от этого не уйдёшь.

Со Сличенко была красивая история, но поводов вспоминать её с благодарностью у Таниты нет.

МЕЖ ДВУХ БЕРЕГОВ

На создание ансамбля я получила благословение в Москве у самых‐самых: Жемчужные, Бессоновы... Пела недолго в «Ромэне». Знала и Николая Сличенко. Это была красивая история в моей жизни, но поводов вспоминать её с благодарностью у меня нет. При первой встрече он спросил: «Ты грамотная?» «Консерваторию окончила...» – только и нашлась что ответить. На самом деле и сейчас цыгане многие не умеют читать. А если девять классов окончил, то уже профессор.

От москвичей, кстати, пришло и предложение создать общественную организацию цыган в Казани.

– И почему её нет до сих пор?

– Это оказалось не нужно тогда ни Дому Дружбы народов, ни местным рома. Одни с настороженностью отнеслись к тому, что у них под боком окажутся сомнительные личности, другие не захотели отношений с официальной властью.

Одни: «Вам костюмы нужны?» А нам свои девать некуда! «Живёшь спокойно. Песни свои поёшь – вот и пой», – ответили вторые, когда поехала собирать подписи для создания организации.

– Меж двух берегов оказались, – подтверждает супруг. – А то бы в самом деле занимались сейчас разборками, собиранием документов, а не творчеством.

В СОСТАВЕ АНСАМБЛЯ ВЫСТУПАЮТ ПЯТЬ ЗАСЛУЖЕННЫХ АРТИСТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

БАБА-ЯГА СЕРАФИМА И ПРАБАБКА ЗЕМФИРА

У Романа с Танитой не только супружеский, но и творческий тандем. По образованию он дирижёр-хоровик и театральный режиссёр. Полукровка, мать – русская.

– Не сразу поняла, что он свой. Работали вместе, стала на него орать по-цыгански, он мне ответил. Так и очаровал, – смеётся хозяйка.

Вместе с ними иногда выступает и сын от первого брака Даниил Петров. Работает же стюардом авиалиний. Так проявилась цыганская склонность к путешествиям. Когда мама обмолвилась о возрасте сына – 36 лет, не поверил.

– А это она мой возраст бережёт, – Танита указывает на подоконник, на нём живёт Баба-яга. Знакомимся – Серафима. Она одета в одежду хозяйки, загримирована под неё, потому что только так работает «программа», заложенная в куклу. Тут же: пентакль, свечи, карты для гадания... Раз уж взыграла романо рат, то и это тоже должно было проявиться. Тем более прабабка Зинаида, или иначе Земфира, была известной гадалкой, и её «все страсть как боялись». Кажется, прабабку и не могли звать иначе, чем героиню «Цыган» Пушкина.

Баба-яга Серафима забирает лишние годы Таниты.

МАГИЯ ЦЫГАНСКОГО ГИПНОЗА

– Помню, одно время цыганки приставали на улице: «Дай погадаю!..»

– Ни в коем случае не останавливайтесь! Не заговаривайте. Меня саму ограбили по молодости. Попала под гипноз. Такая же ситуация была и с Соней Тимофеевой, которая в «Цыгане» снималась.

Когда вышла из транса, начала кричать, тогда всё отдали. Обещала проклясть – магия цыганского гипноза очень сильная и до сих пор до конца не изучена учёными. Потому что никаких техник и методик нет, мы просто умеем входить в это состояние. Дано по крови, иначе ничем не объяснить.

Атрибуты гадалки – люди сами хотят верить в чудо.

P.S.

Романо рат – это как Italiano Vero, про которое советским телезрителям Тото Кутуньо в своё время все уши пропел. Только там говорилось про спагетти аль денте, крем для бритья на мяте и о синем костюме в полоску... А если бы кто-то взялся написать песню «Романо рат», там бы было про иконы на стене бок о бок со всевозможными амулетами, фотографии дедов-фронтовиков рядом с лучезарным Сличенко, гадальные деревянные карты в крупинках соли, «и в кольцах узкая рука»... И ещё много чего, о чём и не знаешь, как рассказать...

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: