Татарстан

Общественно-политическое издание

Монда «Татарстан» булды
Хади Атласи. Политик, историк, богослов

Хади Атласи. Политик, историк, богослов

Сначала сожгли его книгу – самого отправили в тюрьму. Потом лишили духовного сана. Так было при царе. Большевики пошли дальше: ГУЛАГ, ещё один арест и смертный приговор… А всё, чего хотел Атласи, – лучшая доля для нации, её просвещение…

19 октября 2022

Atlasov_GM
Если была у Хади Атласи пора абсолютного счастья, то пришлась она почти наверняка на его альметьевский период. Замечательное время: он полон сил и идей, ему нет и тридцати, и его назначают имамом-мударрисом в Альметьево – на календаре 1903 год. Нести свет истины соплеменникам – что может быть важнее для человека, чья цель – просвещение нации? Проповеди молодого муллы не по годам мудры и смелы, родители почитают за честь отдавать в ученье сыновей именно в медресе к Мухаммадхади: он учит их не только молитвам, но и светским наукам. Учит мыслить и знакомит с европейской культурой.
Личная жизнь? Здесь тоже всё как нельзя лучше. Хусникамал, дочь муллы Абдуллфаттаха, на которой женился Атласи, во всём разделяет его идеи. На мужа смотрит глазами, полными любви и восхищения. Им и нельзя не восхищаться: интеллектуал, свободно владеет пятью языками, увлечён историей и щедр, если нужно помочь ближнему. На свои деньги устраивает школу для девочек – Хусникамал здесь учительствует. Они с Хади не просто муж и жена – у них общее дело и большая светлая цель.
с женой
Атласи с женой и дочерью. 1908 г.
Маленькая сельская идиллия. Кажется, что ещё нужно для полного счастья? Но скоро многое изменится. В самом деле, к чему империи просвещённые инородцы?
КНИГУ СЖЕЧЬ, АВТОРА – В КРЕПОСТЬ
– Я иду в тюрьму за свободу своей нации, для меня это честь, – скажет Хади Атласи своей матери, когда она узнает, что сына приговорили к трём месяцам заключения в крепости.
Так в июне 1909 году закончится мирная жизнь благородного проповедника идей джадидизма, длившаяся шесть лет. Чем сельский имам не угодил власти? Официальный повод – брошюра Атласи «Яна низам во голямаларымыз» («Новые правила и наши улемы»), вышедшая в свет ещё весной 1906 года, где автор осмелился критиковать «новации» в системе обучения в школах инородцев, введённые министерством просвещения России. Выдержка из определения суда (дело рассматривалось Саратовской судебной палатой): «Автор брошюры Атласов указывает, что русское правительство в отношении мусульман задалось целью обрусить их, обратить в христианство и уничтожить их национальность и, в конце концов, стереть с лица земли».
Разоблачение русификаторской политики царизма, разумеется, не могло пройти безнаказанным. Решение суда: все экземпляры брошюры изъять и сжечь, автора – заточить в крепость на три месяца. Справедливости ради отметим: ко времени судебного разбирательства Хади Атласи уже не просто скромный сельский имам, пусть и с передовыми взглядами. Первая русская революция, всколыхнувшая «тюрьму народов», превращает его в яркого политика.
В общественно-политическом движении мусульман России Атласи теперь заметная фигура. Участвует мусульманских съездах, где ратуют за подъём национального сознания тюркских народов путём просвещения и приобщения к европейской культуре.
В 1907‑м – уже депутат II Государственной думы, входит в мусульманскую трудовую группу. Задачи – одна важнее другой. Атласи намерен исполнять наказы земляков Бугульминского уезда, а они – один серьёзнее другого: принять законы о равноправии мусульман с русскими, увеличении земельных наделов, отмене косвенных налогов, автономии мусульманских школ…
Естественно, после роспуска Государственной думы о наказах можно забыть. Но могут ли власти забыть чересчур конструктивные идеи экс-депутата? Революция сошла на нет, самое время посчитаться с теми, кто слишком уверовал в ветер пере‑ мен. Отсюда, видимо, и запоздалая, спустя три года, расправа с книгой. И сведение счётов с самим автором, посмевшим утверждать: «Русификация народов, национальный гнёт, защита интересов только господствующей нации – вот основная политика правительства».
Просто наказание в данном случае не слишком эффективно. Нужно, чтобы Атласи больше не мог просвещать тех, кому положено жить во мраке. Хади Атласи больше не имам: после выхода из тюрьмы его лишают духовного звания и берут под надзор полиции. Школу для девочек в Альметьево закрывают.
ИСТОРИЯ – КЛЮЧ К СОВРЕМЕННОСТИ
Политик и интеллектуал Атласи был силён и физически. Говорят, в его родном Буинском уезде батыры сразу впадали в уныние, если узнавали, что Хади будет участвовать в очередном Сабантуе, – победитель известен заранее… Человек, привыкший побеждать на майдане, не приемлет поражений и в обычной жизни. Естественно, Атласи не собирался отступать от своих идей после волны репрессий. Запретили учить и проповедовать? Но никто же не отберёт у него права заниматься наукой, публицистикой, просветительской деятельностью – во благо своего народа.
Свои первые труды Атласи опубликовал ещё на заре своего служения в Альметьево. Тогда увидели свет его публицистические статьи в прессе, книги «Ахыр заман ишаны» («Ишан конца света»), «Идел буе» («Поволжье»), «Мэктэп хэм мулла» («Школа и мулла»). Издатели и редакторы уже тогда оценили ясность мысли автора, глубину суждений и доступную форму изложения.
Теперь, когда Атласи лишён возможности вещать с михраба и обучать шакирдов, он берётся за масштабный труд. Сверхзадача – научная история тюрко-татар. Почему именно история? Здесь у Атласи никаких сомнений: именно история призвана воспитывать в человеке чувство национальной гордости, сплачивать нацию. Исторический опыт народа – необходимая основа для успешного государственного строительства.
Почему сверхзадача? Потому что даже собрать, изучить и систематизировать огромный фактический материал, накопленный за столетия, на разных языках, – уже подвиг. Но для того, чтобы достоверно и объективно изложить историю своего народа, требуются новые подходы, соответствующие времени. В арсенале у Атласи-историка передовые научные методики зарубежных и российских коллег. А его знание арабского, персидского, турецкого языков становится ключом к источникам, которые помогают по-новому взглянуть на вопрос происхождения татар, их места среди тюркских народов. Очень помогают и русские памятники XV–XVI веков – Атласи первым из татарских учёных вводит извлечённые из них сведения в научный оборот.
Результатом титанического труда становятся масштабные исторические сочинения «Себер тарихы», «Сеенбикэ», «Казан ханлыгы», созданные Хади Атласи в 1911–1914 годах и, по мнению историков, не утратившие своей научной значимости и в настоящее время. В 1914 году, когда будет издан основной научный труд учёного «Казан ханлыгы», Атласи напишет своему учителю Фатиху Карими в Оренбург: «…Будут и другие (вторые) тома «Казанского ханства». Но не ранее чем через год, или несколько лет. Потому что много ещё предстоит работать, надо собрать в одно целое материалы и мысли, высказанные другими учёными в нескольких сотнях томов. А это требует времени».
СИЛА НАЦИИ – В ЕДИНСТВЕ
Пересказывать суть фундаментальных научных трудов – неблагодарное дело. Выделим главное. Атласи в своих трудах пытается систематизировать имевшиеся на то время взгляды на происхождение тюркских народов, приходит к выводу: раннетюркские государства, которые возникли и существовали на Алтае, – часть истории татар. Прослеживая историческое развитие татарского народа, утверждает, что Казанское ханство явилось преемником Золотой Орды. Анализируя причину падения Казани, отмечает, что это трагическое событие исторически обусловило гибель и других татарских ханств.
Кстати, далеко не всё татарское общество восприняло фундаментальные исторические труды Хади Атласи на ура. Причина понятна: излагая историю татарского народа, он не избегает острых углов, осмеливается вынести на суд публики факты и выводы, которые вызывают неприятие у «патриотов». В частности, анализируя причины гибели Казанского ханства, не боится признать: трагический финал не столько следствие силы и вероломства внешнего врага, сколько собственная слабость. Атласи критикует Шах-Али, мурзу Камая – часть татарского общества, которая пошла на сговор с Иваном IV, предав национальные интересы. «Когда угрожает опасность и постигает горе, беда, каждый член нации должен стремиться к единству. Только так можно противостоять».
350px-Группа_мусульманских_депутатов
Мусульманская Трудовая группа (Хади Атласи – 3‑й слева) с одним из номе‑ ров газеты «Дума», выпу‑ скавшейся этой группой.
Сила нации – в единстве. Эта мысль проходит красной нитью сквозь многие произведения Хади Атласи. Но разве отсутствие этого единства – единственная болевая точка татарского общества? Атласи в эти годы активно выступает в прессе, не боясь называть присущие нации недостатки. Вызывая на себя огонь критики, он пытается воспитывать у татар национальное самосознание, чувство уважения к своей культуре, языку, традициям. Атласи убеждён: у татарского народа нет будущего, если уровень образования не будет соответствовать запросам времени. В журнале «Школа» появляется цикл его публикаций, где поднимаются проблемы школьного образования, развития родного языка и пути их решения.
Гений – друг парадоксов. Идеи и выводы Атласи иногда также кажутся современникам парадоксальными. Он, глубоко верующий мусульманин, например, в одной из своих публикаций утверждает, что деятельность православных миссионеров для мусульман в определённом смысле даже полезна. Аргументация, впрочем, достаточно убедительная: настойчивые действия христианских проповедников вызывают неприятие и активизируют ислам. При этом Атласи советует мусульманским религиозным деятелям не чураться учиться у православных миссионеров. Например, советует изучить журнал «Верность», где, на его взгляд, немало полезной информации, в том числе и о мусульманских народах.
Занимаясь наукой и теоретическими изысканиями, Хади Атласи не оставляет попыток вернуться к практической педагогической деятельности. Незадолго до революции он пытается вновь открыть в Альметьево школу для девочек. Школа располагается у Атласовых во дворе – для этого учёный на свои деньги строит ещё один дом. В школе пятнадцать учениц, они изучают грамоту, историю, географию, арабскую графику… Преподаватели – Хади Атласи и Хусникамал. Почти всё – как в счастливую пору молодости.
И почти такой же финал. «В один из радостных весенних школьных дней на урок географии явился грозный чиновник, – вспоминала одна из учениц, Г. Мустафина-Рафикова. – Он снял карту со стены, а учителя – Хади абзый увёл с собой».
Год спустя грянет революция.
О БУДУЩЕМ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ
Как и многие представители национальной интеллигенции, Атлас приветствует свержение самодержавия. Участвует в работе Первого и Второго Всероссийских съездов мусульман, увлечён идеей национальной и культурной автономии мусульманских народов, его избирают в состав комиссии Мухтариата – высшего органа, призванного руководить самоопределением мусульман России. Но Гражданская война хоронит все эти планы, а заодно и развеивает иллюзии учёного о светлом будущем. К счастью для Атласи, он находит в себе силы не участвовать в наиболее жестокой фазе Гражданской войны, не примыкает ни к одной из противоборствующих сторон, сохранив своеобразный нейтралитет.
В двадцатые годы он работает в школах юго-востока Татарии и продолжает свой масштабный труд по истории татарского народа: к середине 20‑х годов написано более 1000 листов. Увы, надежд на издание никаких: на него, безусловного авторитета в мусульманском мире, новая власть всё время смотрит с подозрением.
Сам же Атласи тоже не из тех, кто может довольствоваться ролью кабинетного учёного. Остро реагирует на процессы, происходящие в духовной сфере общества, и не считает нужным скрывать свои взгляды. Он не приветствует воинственный атеизм, полагая, что безверие приведёт к нравственному одичанию общества, он против движения за перевод татарского алфавита на латиницу, что оторвёт татар от многовековой культуры…
А чего стоит письмо, которое Хади Атласи отправляет председателю ТатЦИКа Шаймарданову 11 июня 1927 года, где он говорит об огромном разрыве между пропагандистской показухой и истинными настроениями в обществе, недоумевает по поводу постоянного подозрения органами татарской интеллигенции в национализме и одновременно безразличия к шовинистическим выпадам отдельных ответственных товарищей. Осмеливается сделать страшный прогноз: война или внутренний кризис в конечном итоге приведут к распаду страны на национальные образования: «пойдут убийства на национальной почве, СССР из государства братства превратится в государство врагов, и его захлестнёт волна мятежей, убийств и грабежей…»
Samara_2_Duma
Хади Атласи (первый ряд, 3‑й слева) среди депутатов 2‑й Думы от Самар‑ ской губернии.
«Я ЧЕЛОВЕК ПРОШЛОГО, А НЕ НАСТОЯЩЕГО…»
Дальнейшая судьба учёного предрешена. 29 января 1929 года его арестуют по обвинению в «султангалиевщине» и без доказательства вины приговорят к 10 годам лишения свободы с конфискацией всего имущества. Атласи будет отбывать срок на Соловках, в июне 1933 года его освободят по состоянию здоровья.
Советская власть ещё даст ему три года жизни. Новый арест последует 28 июля 1936 года – на этот раз чекисты захотят сделать его руководителем тайной организации национальной интеллигенции. Для того, чтобы Атласи признал «вину», следователям казанского НКВД понадобятся 16 допросов и почти год времени. В протоколе одного из допросов запишут: «Атласов теряет равновесие и падает».
Павел Аксёнов (отец писателя Василия Аксёнова. – Прим. ред.), находившийся с Атласи в одной камере, вспоминал: Хади, человек большой духовной силы, сокрушался, что его удивляет примитивность следователей и их обвинений, но он уже готов ко всему…
«Я никогда не был террористом и шпионом, никаких заговоров и тайных организаций не организовывал. Я человек не современности, а прошлого». Такими будут последние слова Хади Атласи на суде.
Его расстреляют 15 февраля 1938 года. Изъятые при арестах рукописи бесследно исчезнут. Реабилитирует Хади Атласи двадцать лет спустя, в 1958 году, Военная коллегия Верховного суда СССР – за отсутствием состава преступления.
Ахмед Шакиров
Фото: ru.wikipedia.org, архив журнала «Татарстан»
 

Добавить комментарий

Номер темасы
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: