Как Золотую Орду хотели изъять из истории
История под запретом
27 июня 2019
НИЗКОПОКЛОНСТВО ПЕРЕД ВОСТОКОМ?
9 августа 1944 года увидело свет постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Появлению этого документа предшествовала работа московской комиссии, проверявшей состояние идейно-политической работы в республике. В самый её разгар выходит подборка в местной газете, вызвавшая гнев кураторов из ЦК. На имя секретаря ЦК ВКП(б) А. Щербакова уходит докладная: «Редакция республиканской газеты «Красная Татария» 14 июня с.г. выпустила специальный номер газеты, посвящённый Дню Объединённых Наций. В заявлении от редакции, напечатанном на первой странице газеты, сообщается: «Этот номер мы посвящаем нашим доблестным союзникам – Великобритании и Соединённым Штатам Америки». Над заголовком газеты напечатано изображение флагов США, Великобритании и СССР и, кроме того, дан приветственный лозунг на английском языке…» Вывод: газета смазывает «роль Советского Союза в деле создания и укрепления антигитлеровской коалиции, принижается значение борьбы советского народа и Красной Армии против гитлеровской Германии»…
Дальше – больше. Через месяц – следующая докладная в ЦК. На этот раз бдительная комиссия встревожена «неправильной» оценкой истории Улуса Джучи (Золотой Орды), «искажённой» оценкой татарскими литераторами и историками роли полководца Идегея – героя эпоса «Идегей» как борца против золотоордынской власти, «ошибочными» изысканиями в истории татарского народа, истоках его этнического, культурного и государственного прошлого. Всё это, делают вывод авторы докладной, препятствует укреплению дружбы советских народов, льёт воду на мельницу врагов советской власти.
Ошибки, если верить товарищам на слово, действительно страшные. Оказывается, в Татарии осмелились, например, оценить эпос «Идегей» как высшее достижение татарской культуры. И, о ужас, даже ставят Идегея в один ряд с Давидом Сасунским, «Витязем в тигровой шкуре» и др. Мало того, Наки Исанбет в журнале «Совет эдэбияты», возвеличивая Идегея как «героя освободительной борьбы», приходит к выводу: Идегей своей борьбой против хана Тахтамыша подготовил образование и выделение из Золотой Орды самостоятельных государств, в том числе Московского...
Гнев партийных органов и его последствия оказались для исторической науки поистине трагическими. Литературный памятник средневековья в руках сталинских идеологов вдруг превратился в повод. Для того, чтобы переписать историю. Один из пунктов августовского постановления содержит следующие строки: «Предложить Татарскому обкому ВКП(б) организовать научную разработку истории Татарии, устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьёзные недостатки и ошибки националистического характера в освещении истории Татарии (приукрашивание Золотой Орды, популяризация ханско-феодального эпоса об Идегее)…»
«ПРАВИЛЬНЫЕ» ВЫВОДЫ
Ориентиры даны, маховик завертелся. Освобождены от должностей первый секретарь обкома В. Никитин, директор Татарского института языка, литературы и истории Х. Ярмухаметов, объявлены выговоры, проведены кадровые зачистки. Друг за другом идут идеологические совещания, на которых разоблачаются «ошибки» исследователей Золотой Орды, расставляются «правильные» акценты для творчества писателей, искусствоведов, исследований учёных, работы идеологического актива.
Отныне Золотая Орда может упоминаться только в отрицательном плане как реакционное феодальное государство, промышлявшее разбоем и грабившее русские княжества. История татарского народа освещается только через совместные с русским народом восстания против царизма, национально-освободительное движение подаётся как реакционное. Под запретом изучение колонизаторской политики Московского княжества и Российской империи. Собственно, теперь настоящая история татарского народа начинается только после революции 1917 года.
В журнале «Большевик» – центральном органе ВКП(б) – публикуются редакционные статьи, лейтмотивом которых является тезис: «антинаучное приукрашивание роли Золотой Орды» есть отступление от «великой идеи» – «ленинско-сталинской дружбы народов СССР». А это ведёт «к разрыву дружбы между народами, к ослаблению мощи советского государства». Тот, кто этим пытается заниматься, «становится пособником врага, врагом нашего великого дела». Что называется, шаг влево, шаг вправо – пеняйте на себя. Мы предупреждали.
Как же быть в этой ситуации с историей татарского народа?
Откуда татары появились в Поволжье и дожили до современного своего счастья, если корней у них в Золотой Орде нет? Ведь не свалились же они с неба, непосредственно от бога Тенгри? Чтобы как‑то прикрыть образовавшуюся брешь, придумали простенькую схему, которую закрепили на специальном мероприятии – «научной сессии о происхождении казанских татар» (проводилась совместно Отделением истории и философии АН СССР и Казанским филиалом АН СССР 25–26 апреля 1946 г.).
Партийные учёные «сошлись» во мнении, что родословная поволжских татар идёт исключительно от камских и волжских булгар, так же, как и русский народ, стонавших от татаро-монгольского ига. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды в качестве вассального государства... Казанское ханство возникло на основе булгарского царства, что стало возможным благодаря распаду Золотой Орды. Золотая Орда прекратила существование благодаря борьбе русского и других угнетённых народов. Таким образом история татарского народа ограничилась небольшой территорией современной ТАССР. Все связи с богатой золотоордынской культурой, в рамках которой и формировалась татарская нация, обрывались резко и решительно. В результате татары остались без прошлого.
Дальнейшее изложение истории в СССР шло исключительно в рамках данной идеологической схемы. В последние десятилетия изучение российской истории становится на научные рельсы. История постепенно избавляется от функций служанки власти. Как оказалось, это непростой и долгий процесс. Открылись многие архивы, стали доступными зарубежные исторические источники, нет жёсткой партийно-государственной цензуры.
В результате история страны заиграла многообразием красок, обусловленных разноцветьем многонациональной истории. И никакой угрозы для дружбы российских народов не обнаружилось. История учит, что дружба – она между равными крепче бывает.
Добавить комментарий