Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как Золотую Орду хотели изъять из истории

Как Золотую Орду хотели изъять из истории

История под запретом

27 июня 2019

Август 1944 года. Самое страшное позади, сомнений в исходе войны ни у кого уже нет. На фронтах – наступление. А что же на идеологическом фронте? Здесь тоже нельзя сидеть сложа руки – враг не дремлет! Одной из «успешных» становится идеологическая наступательная операция против… Золотой Орды.
 
НИЗКОПОКЛОНСТВО ПЕРЕД ВОСТОКОМ?
9 августа 1944 года увидело свет постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улуч­шения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной орга­низации». Появлению этого документа предшествовала работа московской комиссии, проверявшей состояние идей­но-политической работы в ре­спублике. В самый её разгар выходит подборка в местной газете, вызвавшая гнев кура­торов из ЦК. На имя секретаря ЦК ВКП(б) А. Щербакова уходит докладная: «Редакция респу­бликанской газеты «Красная Татария» 14 июня с.г. выпустила специальный номер газеты, по­свящённый Дню Объединённых Наций. В заявлении от редак­ции, напечатанном на первой странице газеты, сообщается: «Этот номер мы посвящаем нашим доблестным союзни­кам – Великобритании и Сое­динённым Штатам Америки». Над заголовком газеты напеча­тано изображение флагов США, Великобритании и СССР и, кро­ме того, дан приветственный лозунг на английском языке…» Вывод: газета смазывает «роль Советского Союза в деле созда­ния и укрепления антигитле­ровской коалиции, принижает­ся значение борьбы советского народа и Красной Армии против гитлеровской Германии»…
Дальше – больше. Через ме­сяц – следующая докладная в ЦК. На этот раз бдительная комиссия встревожена «непра­вильной» оценкой истории Улу­са Джучи (Золотой Орды), «ис­кажённой» оценкой татарскими литераторами и историками роли полководца Идегея – героя эпоса «Идегей» как борца про­тив золотоордынской власти, «ошибочными» изысканиями в истории татарского народа, истоках его этнического, куль­турного и государственного прошлого. Всё это, делают вы­вод авторы докладной, пре­пятствует укреплению дружбы советских народов, льёт воду на мельницу врагов советской власти.
Ошибки, если верить товари­щам на слово, действительно страшные. Оказывается, в Тата­рии осмелились, например, оце­нить эпос «Идегей» как высшее достижение татарской культу­ры. И, о ужас, даже ставят Иде­гея в один ряд с Давидом Са­сунским, «Витязем в тигровой шкуре» и др. Мало того, Наки Исанбет в журнале «Совет эдэ­бияты», возвеличивая Идегея как «героя освободительной борьбы», приходит к выводу: Идегей своей борьбой против хана Тахтамыша подготовил образование и выделение из Зо­лотой Орды самостоятельных государств, в том числе Москов­ского...
Гнев партийных органов и его последствия оказались для исторической науки поис­тине трагическими. Литератур­ный памятник средневековья в руках сталинских идеологов вдруг превратился в повод. Для того, чтобы переписать историю. Один из пунктов августовского постановления содержит следующие строки: «Предложить Татарскому об­кому ВКП(б) организовать на­учную разработку истории Та­тарии, устранить допущенные отдельными историками и ли­тераторами серьёзные недо­статки и ошибки националисти­ческого характера в освещении истории Татарии (приукраши­вание Золотой Орды, популя­ризация ханско-феодального эпоса об Идегее)…»
«ПРАВИЛЬНЫЕ» ВЫВОДЫ
Ориентиры даны, маховик завертелся. Освобождены от должностей первый секре­тарь обкома В. Никитин, ди­ректор Татарского института языка, литературы и истории Х. Ярмухаметов, объявлены выговоры, проведены кадро­вые зачистки. Друг за другом идут идеологические совеща­ния, на которых разоблачаются «ошибки» исследователей Золо­той Орды, расставляются «пра­вильные» акценты для творче­ства писателей, искусствоведов, исследований учёных, работы идеологического актива.
Отныне Золотая Орда может упоминаться только в отрица­тельном плане как реакционное феодальное государство, про­мышлявшее разбоем и грабив­шее русские княжества. История татарского народа освещается только через совместные с рус­ским народом восстания против царизма, национально-освобо­дительное движение подаётся как реакционное. Под запре­том изучение колонизаторской политики Московского княже­ства и Российской империи. Собственно, теперь настоящая история татарского народа на­чинается только после револю­ции 1917 года.
В журнале «Большевик» – центральном органе ВКП(б) – публикуются редакционные статьи, лейтмотивом которых является тезис: «антинаучное приукрашивание роли Золотой Орды» есть отступление от «ве­ликой идеи» – «ленинско-ста­линской дружбы народов СССР». А это ведёт «к разрыву дружбы между народами, к ослаблению мощи советского государства». Тот, кто этим пытается зани­маться, «становится пособни­ком врага, врагом нашего ве­ликого дела». Что называется, шаг влево, шаг вправо – пеняйте на себя. Мы предупреждали.
Как же быть в этой ситуации с историей татарского народа?
Откуда татары появились в По­волжье и дожили до современ­ного своего счастья, если корней у них в Золотой Орде нет? Ведь не свалились же они с неба, не­посредственно от бога Тенгри? Чтобы как‑то прикрыть обра­зовавшуюся брешь, придума­ли простенькую схему, которую закрепили на специальном ме­роприятии – «научной сессии о происхождении казанских та­тар» (проводилась совместно От­делением истории и философии АН СССР и Казанским филиалом АН СССР 25–26 апреля 1946 г.).
Партийные учёные «сошлись» во мнении, что родословная по­волжских татар идёт исключи­тельно от камских и волжских булгар, так же, как и русский на­род, стонавших от татаро-мон­гольского ига. Волжская Бул­гария вошла в состав Золотой Орды в качестве вассального го­сударства... Казанское ханство возникло на основе булгарского царства, что стало возможным благодаря распаду Золотой Орды. Золотая Орда прекра­тила существование благодаря борьбе русского и других уг­нетённых народов. Таким обра­зом история татарского народа ограничилась небольшой тер­риторией современной ТАССР. Все связи с богатой золотоор­дынской культурой, в рамках которой и формировалась та­тарская нация, обрывались рез­ко и решительно. В результате татары остались без прошлого.
Дальнейшее изложение исто­рии в СССР шло исключительно в рамках данной идеологиче­ской схемы. В последние деся­тилетия изучение российской истории становится на научные рельсы. История постепенно из­бавляется от функций служанки власти. Как оказалось, это не­простой и долгий процесс. От­крылись многие архивы, стали доступными зарубежные исто­рические источники, нет жёст­кой партийно-государственной цензуры.
В результате история стра­ны заиграла многообразием красок, обусловленных разно­цветьем многонациональной истории. И никакой угрозы для дружбы российских наро­дов не обнаружилось. История учит, что дружба – она между равными крепче бывает.
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: