Зрителей приглашают на «Казнь»
Амбициозный молодой актёр и режиссёр казанского ТЮЗа Ильнур Гарифуллин создал спектакль по мотивам романа Владимира Набокова.
11 ноября 2020
Используя известные произведения как призму, он доводит до гротеска социальные болезни современного общества. «Приглашение на кАЗнь» - с ударением на «АЗ» - «Я»- такое название указано на афишах нового спектакля.
Изоляция и противопоставление героя всему, что его окружает – его главная тема. Мы наблюдаем за Цинциннатом (Валерий Антонов), осуждённым на смерть за то, что он, в отличие от тех, кто его окружает, не пропускает свет. Его тюрьма – куб из двух зеркальных и двух металлических створок, через которые приходят и уходят персонажи, и лишь Цинциннат обречён пребывать в нём всё время. В каждый из возможно последних дней тюремщики в противогазах (оммаж пандемии), палач Пьер и близкие заключённого убеждают его раскаяться в своей инаковости. Все эти диалоги - пытки.
Вот мы видим, как натягивается поводок на шее матери героя (Полина Малых), заставляя её нести околесицу вместо того, чтобы рассказать Цинциннату историю его рождения, или закончить мысль о том, что всё вокруг искажено, как в игрушечном кривом зеркале из её детства. Вот приходит Марфинька (Эльвина Сафина), жена, возлюбленная Цинцинната. Её речь заменена на танец с тюремщиками. Хореография объясняет нам, отчего так печален Цинциннат, насколько Марфинька одинаково мила и с мужем, и с любым другим мужчиной. Интимность диалогов Цинцинната с Пьером (Гузель Валишина), льётся через край, но интимность эта сродни той, которая возникает между вампиром и его жертвой.
Мизансцены дополняются повышающими градус тревоги литературно-музыкальными вставками – выходя к микрофону, персонажи зачитывают тексты – смесь рэпа, стендапа и высокой поэзии. Напряжение в сцене, где Цинциннат совершает побег под речитатив набоковского текста, таково, что вжимает зрителя в кресло и заставляет неотрывно наблюдать за героем, безуспешно стремящемся освободиться из тисков прозрачных стен.
Под занавес в этих самых тисках окажется его голова. Вместо точки в повествовании – тьма, в которую зал погружается, как только Цинциннат закончит свой монолог. «Пока чью-ту голову не принесут отдельно от тела, человек не может считаться мертвым», - написал один из современных авторов. На этой казни головы не будет. Зрителю решать, какую именно свободу в финале обретает главный герой.
Фото: пресс-служба ТЮЗа
Амалия Максимова
Добавить комментарий