Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как злые духи пугали и оберегали

Как злые духи пугали и оберегали

У каждого народа есть свои мифы, легенды и предания. Иногда они переплетаются сюжетами, но никогда повадками героев – в характер каждого героя вложена своя национальная черта. Особенно, если эти герои – духи. Особенно, если эти духи – злые. У каждого народа – свои «пугалки», которыми они пугали детей, чтобы не хулиганили. У каждого народа свои «злодеи», которых они задабривали, чтобы самим не бояться. У каждого народа свой «злой оберег», который, несмотря на свою злую сущность, всегда от чего‑то оберегал своих подопечных. Путешествуя по Татарстану, «Татарстан» собрал «злых духов» некоторых народов и с помощью Татьяны Муравьёвой и её «Мифов Поволжья» делится с вами их историями, проделками, а также советами предков, как сосуществовать со злыми духами в мире и согласии.

17 августа 2023

МАРИЙСКИЕ АЗЫРЕНЫ, ИЯ И ВУВЕРЫ

Дух смерти Азырен у марийцев – «один из самых нелюбимых народом злых духов». Когда‑то он имел вид представительного мужчины и убивал тех, кто должен был умереть, обычным ножом. Но однажды хитрый плотник заманил Азырена в гроб, забил крышку гвоздями и бросил в реку. Люди перестали умирать, но это повлекло за собой многие неудобства, в частности немощь, болезни и перенаселение. И Азырена вернули на землю.

Воплощают в себе зло в марийской мифологии и многочисленные духи ия. Чёр‑ ная шерсть, рога, копыта и хвост – вот их приметы. Ия нельзя упоминать в разговоре, потому что они тут же явятся и сотворят какую-нибудь пакость. Во власть ия попадают души пьяниц, самоубийц и детей, проклятых родителями. Бог Кугу Юмо истребляет ия, бросая в них молнии.

К злым духам в марийской мифологии относятся также вуверы – это души колдунов и злых людей. Вувер может превращаться в лошадь, свинью, бочку, чёрный клубок, коромысло, огненный шар и т. д. Иногда он является в обличье мужчины с длинной бородой или женщины с развевающимися волосами, летящими над землей и разбрасывающими огненные искры. Превратившись в красивого парня, вувер может навещать одиноких женщин, которые начинают сохнуть, чахнуть и в конце концов умирают. В некоторых сказаниях во время лунного затмения вувер проглатывает луну.

Персонаж многих марийских сказок – Вувер Кува – лесная колдунья. Она и внешне, и своими проделками очень похожа на Бабу-Ягу, только в ступе не летает. 



УДМУРТСКИЕ ПАЛЭСМУРТЫ, ВУКУЗЁ И ВОЖО

В стародавние времена удмурты считали, что в лесу обитает злобное существо – Палэсмурт, который пугает людей, то появляясь у них на пути, то исчезая. Его имя означает «половина человека». У Палэсмурта одна нога, одна рука, половина туловища и половина головы, однако он ловко прыгает на своей одной ноге, а зимой ходит на одной лыже. Многие уверяют, что видели в лесу лыжню Палэсмурта.


Он предстаёт то карликом, то великаном и испускает страшные вопли, которые можно услышать в лесу. Палэсмурт может защекотать до смерти или заставить плясать до изнеможения.

Спрятаться от Палэсмурта можно за рябиной – за ней он человека не видит. А вот убить его невозможно, потому что из каждой капли его крови появляется новый Палэсмурт. А ещё Палэсмурт глуп, и человеку легко удаётся его обмануть.

В воде обитает Вукузё – злой хозяин воды с длинной бородой и косматыми волосами. Он сотворил вумуртов – злокозненных водяных духов. Вумурты обитают на дне рек и озёр и любят топить купальщиков, а ещё разрушают плотины, насылают на людей болезни. Особенно опасны они в полдень – в это время нельзя ни брать воду из водоёмов, ни купаться. Ночью вумурт принимает облик щуки. А иногда может принять облик обычного человека, но его можно распознать по мокрой левой поле кафтана. Вумурты живут семьями, у них есть жёны и дети, причём женская половина очень хороша собой – с белоснежной кожей и длинными тёмными волосами. Свои свадьбы вумурты справляют весной или осенью – свадебный поезд несётся по воде, вздымая волны и разрушая мельничные плотины, отчего происходят разливы рек.

Злодей-хулиган Минчокузё – банник. Он обитал в банях и, пока люди мылись, мог спрятать их одежду или вывернуть её наизнанку и завязать рукава. Минчокузё приятельствовал с водяными и, случалось, помогал им похитить человека из бани. Особенно опасно было заходить в баню после полуночи, поскольку в это время Минчокузё приглашает мыться друзей-духов.

Толпери – дух ветра, является в образе разрушительного смерча. Встреча с ним всегда опасна. Считалось дурным предзнаменованием, если у человека ветром сдует шапку – жди болезни или несчастья.

Особую категорию духов составляли вожо – духи переходного времени: зимнего и летнего солнцестояния, вечерних и утренних сумерек и т. д., которые представлялись в виде маленьких косматых и бородатых существ с чёрной или белой шерстью. Обычно вожо творили человеку всякие пакости…

МОРДОВСКИЕ ИДЕМЕВСЬ, АФПАР И ВАРДА

Мордва делятся на эрзи и мокши. И каждый народ имеет своих злодеев.

У эрзи злым духом был Идемевсь. Когда мир был сотворён, Идемевсь ударил камнем по камню, так что в разные стороны посыпались искры, из которых образовались многочисленные злые духи, разлетевшиеся по всему миру. Идемевсь может принимать разные обличья, но чаще всего является в образе чудища с человеческим телом и бычьей головой, конскими копытами на ногах и орлиными когтями на руках. Он насылает болезни, а также подбивает людей на разные нехорошие поступки.

Злой дух Атпаро у эрзи или Афпар у мокши – существо, покрытое шерстью, с рогами и хвостом. У него множество детей, которые живут в болотах, омутах, лесных дебрях, заброшенных домах, на мельницах и с радостью помогают папаше в его проделках. Особенно опасен Атпаро ночью, когда хорошие духи спят.

Злобное демоническое существо в мордовском фольклоре – Варда. Она может принимать разные обличья: то безобразной старухи в лохмотьях, то капризной девчонки, то коварной молодой женщины. По народному поверью, Варда превращает пьяниц в свиней и ездит на них верхом.

В одной известной мордовской сказке Варда пытается погубить девушку:

ЧУВАШСКИЕ АРСУРИ, ВУТАШИ И ШУЙТАН

Арсури – духи – хозяева леса, враждебны человеку. Они имеют устрашающую внешность: чёрное лицо, три руки, три ноги и четыре глаза. Арсури пугают людей своим хохотом, могут завести в лес и защекотать. Однако спастись от них можно. Арсури очень боятся рек, ручьёв и вообще воды. Приближаясь к человеку, арсури спрашивал, идёт тот против течения или по течению. На что догадливые чуваши отвечали, что по течению, чем и спасались от арсури. Дело в том, что если скажешь «против течения», то Арсури мог живо обежать исток либо начало ключа или речонки и явиться к человеку; а если ответить ему «по течению», то он знал, что устье реки обойти невозможно, и оставлял человека в покое.

Духи воды, вуташи, согласно мифу, появились после того, как бог Султи Тура, разгневавшись на своих помощников, сбросил их с неба. Они попали в воду и расселились по всем водоёмам. Вуташи, обитающие в родниках, благожелательны к людям, именно они обеспечивают чистоту и пользу для здоровья родниковой воды, поэтому, набрав воды из родника, обязательно благодарили вуташа. А вуташи, населяющие реки и озёра, могут причинить человеку вред. Вуташи живут большими семьями; их дочери, водяные девы, представлялись в виде красавиц с длинными волосами, которые они расчёсывают золотыми гребнями. В сказках прекрасная дева‑вуташ часто становится возлюбленной человека. И дело заканчивается не очень хорошо для жениха…

Злое начало в чувашской мифологии олицетворял Шуйтан – божество подземного мира. Шуйтан восстал против своего брата Султи Тура, отказался ему подчиняться и пожелал быть хозяином всей Вселенной. За это Султи Тура прогнал его с неба и отправил в подземный мир.

Однако Шуйтан нередко появляется на земле и всячески вредит людям. Он может принимать обличье собаки, кошки, козла, свиньи, а может становиться и человекоподобным существом, но покрытым чёрной шерстью, с рогами, копытами и хвостом. Этот образ Шуйтана имеет явное сходство с чертями из русского фольклора и с мусульманским Шайтаном.

Помощник Шуйтана – дух смерти Эсрел. Он является к тому, кто должен умереть, и вынимает у него душу.

Как и другие народы Поволжья, чуваши почитают злое, но могущественное божество – Керемета. О том, как люди начали приносить Керемету жертвы, рассказывается в чувашской мифологической сказке.

Насылать болезни может не только Керемет, но и злой дух Вупар, который по ночам душит людей, отчего те заболевают. Вупар боится света, поэтому, чтобы прогнать его, нужно зажечь огонь и бросить в него горящую головешку. В некоторых мифах образ Вупара приобретает более грандиозные масштабы – он проглатывает Солнце и Луну, отчего происходят затмения.

Этнографы замечают, что чуваши, ссорясь с жёнами, часто говорят: «Из-за вас Султи Тура не отыскал Керемета, из‑за вас Керемет продолжает строить свои козни!»

К числу злых духов относится и лесная старуха Асаймыс-картык, похожая на русскую Бабу-ягу. Её образ часто встречается в мифологических сказках.

ТАТАРСКИЕ ШУРАЛЕ, БИЧУРА И УРЯК

Нет такого человека у татарского народа, который не знал бы милашку-Шурале. Зловредный Шурале живёт в лесу, он космат, рогат и длине его пальчиков позавидует любой музыкант. Повстречать Шурале в лесу можно на рассвете или на закате солнца. Он может принять облик обычного человека и вступить в разговор, правда, во время разговора Шурале только расспрашивает собеседника, а о себе не рассказывает ничего.

Так, за разговорами, Шурале может заманить человека в чащу и защекотать до смерти своими длинными пальчиками. Впрочем, в известной сказке находчивому дровосеку удаётся обмануть Шурале: хитростью он заставляет Шурале засунуть пальцы в расщелину бревна, а там уж дело техники – прищемил дровосек щекотливые пальчики злодею.

Считалось, что Шурале опасен только для одинокого путника, а если человек идёт по лесу с товарищем или хотя бы с собакой, то Шурале его не тронет. Шурале боится воды, и от него можно убежать, перескочив через ручей или переплыв через лесную речку.

Ещё Шурале любит кататься на лошадях, и, если в лесу пасутся кони, он выбирает лучшего и скачет на нём всю ночь по лесным буеракам, загнав несчастное животное до полусмерти. Однако нередко такая прогулка оказывается для Шурале роковой. Догадливые крестьяне мажут спину коня смолой, Шурале прилипает, и конь утром приносит его в деревню. Крестьяне убивают Шурале, но перед смертью тот проклинает их деревню, после чего она приходит в упадок. До сих пор о всякой деревне, где царит бедность, среди жителей много пьяниц, часто случаются пожары и плохо родится хлеб, татары говорят: «Её Шурале проклял».

Среди домашних духов самым капризным считается Бичура – маленькая женщина в старинном головном уборе, незримо жившая в избе. Бичура отличается капризным и вздорным нравом: она пугает хозяев, шумит по ночам, бьёт посуду, кидается разными предметами, может душить спящих, отчего им снятся кошмары. Бывает, что проделки Бичуры вынуждают хозяев покинуть дом.

Согласно народным поверьям, в уединённых местах, в заброшенных домах или на перекрёстках дорог живут злые духи албасты. Они могут являться в образе человека, животного или какого-нибудь неодушевлённого предмета, чаще всего стога сена. Албасты нападают на людей и душат их. Особенно опасны они зимой, во время Святок. В это время полагалось выходить из дома с обожжённой лучиной, поскольку албасты боятся огня.

Один из самых страшных злых духов – Убыр, высасывающий кровь у живых людей. Родственна ему лесная ведьма Убырлы Карчык, сказочный персонаж.

Злым духом почитался также Уряк, который появляется на том месте, где было совершено убийство, или на могиле человека, умершего насильственной смертью. Уряк принимает разные обличья и, хотя не причиняет человеку реального вреда, может напугать до полусмерти.

БАШКИРСКИЕ АЛ-БАСТЫ, ШУРАЛИ И АЖДАХУ

Злыми духами башкиры, как и другие тюркоязычные народы, почитали чудовищных великанов дэвов (дивов), которые стали персонажами многих сказок.

Общим для всех тюркоязычных народов был злой дух Ал‑басты – безобразная старуха, вредящая роженицам и новорождённым.

Строить козни людям мог и лесной дух Шурали (родственный татарскому Шурале).

Ряд поверий башкиры связывали со змеями. Так, считалось, что змея, дожившая до ста лет, превращается в гигантского многоголового дракона Аждаху. Он живёт на дне озера или в колодце и пожирает приходящий на водопой скот. Если Аждаха доживёт до пятисот (или тысячи) лет, то превратится в страшного демона-людоеда Юху. Он принимает облик красивой девушки, выходит замуж за человека и съедает его.

Однако Аждаха редко доживает до такого возраста. Обычно неведомая сила гораздо раньше уносит его на облаках за Ледовитый океан, на гору Каф, где живут всевозможные гады и драконы. Башкиры уверяют, что неоднократно видели это.

Один из этнографов XIX века так пересказывает сообщения очевидцев:

 

* Мотовило – специальное приспособление, машина для сматывания чего‑либо (пряжи, шёлка, проволоки и т. п.).
Фото: smotrim.ru

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: