Фея кукольного мира
Однажды студентка авиационного института Мария Златоустова попала на выставку «История Индии в куклах». Там были все сюжеты и все персонажи индийской истории – от Махабхараты до Индиры Ганди. «Это было как удар молнии, – вспоминает она. – Абсолютное потрясение! Вот, оказывается, как можно!» В общем, без влияния восточной женщины в её «кукольной» судьбе не обошлось…
Вот они, её восточные красавицы, сидят на полках в небольшом кабинете Центра внешкольной работы Приволжского района Казани, где на двери написано «Музей национальной куклы». Мечтательная Сююмбике – ещё не царица, а ногайская княжна: на коленях книга, рядом саз, столик с чашкой чая… Всё это – ручная работа, самые разные материалы – от фанеры до шёлка. Лицо из полимерной глины расписано тончайшей чёрной кистью, глаза мечтательно улыбаются.
Куклы по соседству – это величественная, со строгим взглядом царица Нурсултан с тремя детьми. Была она женой казанского и крымского ханов и весьма мудрой женщиной.
– Про неё знают меньше, чем про Сююмбике, а очень жаль. Когда она была ханшей, ни одной войны не было! – рассказывает мне Мария Златоустова.
Они никогда не делает кукол «просто так». Говорит: без истории кукла никому не нужна. За каждой её работой – целый сюжет. История, говорит Мария Сергеевна, всегда была в школе её любимым предметом.
– А что более интересно, чем история?! – восклицает она. – Вы себя не поймёте, если не ощутите, что за вами стоят многие и многие поколения. И между вами бесконечная нить памяти. Ты никогда не чувствуешь себя одиноким.
ШИТЫЙ ЗОЛОТОМ УБОР…
Напротив казанских цариц в музее – куклы в русских национальных костюмах. Это уже работы учеников Златоустовой. На куклах – расшитые кружевом и золотой нитью шёлковые душегреи, венцы в мелких камушках стекляруса… Лица опять тончайше прописаны кистью.
– Этих кукол мои девочки-выпускницы целый год делали, – рассказывает Мария Сергеевна. – На них русские костюмы времён Ивана Грозного, периода наивысшего взлёта русской материальной культуры. Потом было Смутное время, а там уже и Пётр с европеизацией всего, в том числе одежды…
Рядом – теремок с полным набором поселившихся там зверей. А чуть подальше – воины древней Казани в «доспехах» из искусственной кожи… Всё это тоже работы выпускников Центра внешкольной работы, где Мария Сергеевна уже много лет ведёт студию «Жар-птица». Ученики явно перенимают у педагога страсть к исторической точности в деталях. И создают настоящие произведения искусства, которые потом берут главные премии на различных фестивалях и конкурсах художественного творчества – от городских до международных.
ПРО ИНЖЕНЕРОВ И ПЕДАГОГОВ
– Я назову его Бэбрик! – гордо говорит мне семилетний Макар.
Его новый друг Бэбрик – это маленький медвежонок, мягкая игрушка, которую Макар впервые в жизни сделал собственноручно за полтора часа занятия в студии «Жар-птица». Бэбрик не выглядит идеальным, но Макар от него в восторге. Мария Сергеевна заботливо поправляет фетровую лапу медвежонка, которая пока ещё не очень крепко схватилась клеем, и лично делает заключительный штрих – завязывает красивым бантиком на шее у зверушки красную ленточку.
С десяток других детишек, примерно ровесники Макара или чуть постарше, увлечённо доклеивают своим медведям лапы и уши и один за другим выходят из класса, торжественно неся в руках своих первых кукол.
– А я ведь в детстве в кукол совсем не играла, вот что самое смешное! – с улыбкой говорит Мария Златоустова. В её учебном классе, где на всех полках по периметру комнаты и на всех подоконниках (а ещё в коридорах и других помещениях Центра внешкольной работы) сидят и стоят её чудо-куклы, эта фраза звучит, конечно, удивительно.
– Меня не водили в детский сад, так что я часто оставалась дома одна, – продолжает вспоминать Мария Сергеевна. – Тогда я и начала рисовать. А ещё делать какие‑то поделки. Однажды «оформляла» игрушечную комнату и, чтобы постелить там на пол коврик, отрезала кусок от большого ковра в квартире. Очень боялась, что мама меня отругает, но мама не сразу заметила, а потом ругать было уже поздно.
Потом она окончила художественную школу. А потом… поступила, как мы уже сказали, в КАИ. В Казанском художественном училище, посмотрев её живописные и декоративно-прикладные работы, сказали, что им её уже учить нечему, а в Ленинградское художественно-промышленное училище имени Мухиной, куда Мария хотела было ехать поступать, её не отпустила мама, побоявшись, что девочке со слабым здоровьем не подойдёт сырой климат. Надо было выбирать какой‑то местный вуз, а математика была одним из самых простых для неё предметов. К тому же мама считала: художник – это что‑то несерьёзное, вечное безденежье и неопределённость с работой. Вот инженер – это да, это профессия!
Но и мамы иногда ошибаются. В пресловутые 90‑е годы Мария мамины слова не раз вспоминала с горькой улыбкой. Инженеры тогда внезапно стали никому не нужны. К тому же у неё уже было четверо детей, так что на работу её вообще брать никто не хотел. И вот тут художественные таланты привели её в педагогику. Начинала будущий заслуженный учитель Татарстана с художественного кружка в детском саду. Сейчас, когда она уже много лет работает в Центре внешкольной работы, родители, говорят, в очереди стоят, чтобы записать детей к прекрасному педагогу, к тому же знаменитой мастерице. А она каждый раз объясняет своим ученикам: умение что‑то делать руками – это то, с чем никогда не пропадёшь и всегда на кусок хлеба заработаешь.
НЕ КОММЕРЦИЯ, НО ПРОСВЕЩЕНИЕ
Хотя работу педагога трудно назвать высокооплачиваемой, на куклах своих она никогда не зарабатывала. Не продаёт их принципиально, потому что «как можно своих детей продавать»? А ведь предложения, говорят, поступали от очень влиятельных людей…
Ей важнее другое. «Для меня главное в работе – просвещение», – признаётся педагог Златоустова. Работая в детском саду, она однажды сделала настоящий спектакль, программу «Если бы я жил в древней Казани». Сцены из старинной жизни «изображали», конечно, её куклы. После одного такого представления одна из совсем юных зрительниц подошла к Марии Сергеевне и, со слезами уткнувшись ей в живот, говорила, как ей хочется пожить в древней Казани. Честно говоря, я её понимаю. Ни один учебник не даст тебе того чувства, которое испытываешь, глядя на чудесных кукол Марии Златоустовой. Кажется, что мир, в котором существовали эти красивые персонажи с одухотворёнными лицами, и правда был совершенно удивительным. И в этом огромная магия её дарования – дарить людям ощущение причастности к глубинным корням.
А вы говорите: куклы…
Евгения Чеснокова
Фото: Алсу Шакирова
Добавить комментарий