Алло, у вас есть чем поживиться? Как противостоять новоявленным остапам бендерам
«Мама, ты только не волнуйся, я в больнице…» Это первое, что услышала Ирина Петровна, ответив на звонок мобильного. Дрожащий девичий голос был похож на голос живущей в Москве дочки…
ИЗ АМЕРИКИ С ПРИВЕТОМ
Пенсионерка, к счастью, успела заметить: входящий идёт с номера с префиксом +1. У Ирины Петровны были дальние родственники в Канаде, поэтому она знала, что именно такой код ‑ 91 у американских и канадских номеров. Про телефонных мошенников наша героиня, конечно, много слышала и не стала дожидаться, когда «дочка» начнёт просить у неё деньги на хорошее лечение и дорогие анализы.
«Что, в больнице в Америке?» – язвительно поинтересовалась она у лжеродственницы.
На том конце провода, видимо, подобного поворота разговора не ожидали и растерянно сказали: «Да».
«Рада за вас, вы в надёжных руках!» – ответила мошеннице Ирина Петровна и с чувством собственного превосходства нажала на отбой. Российским пенсионерам вполне по силам справиться с телефонными мошенниками!
НЕ СКУПИСЬ, ПОКУПАЙ…
Четыреста «сравнительно честных» способов отъёма денег у населения знал (ну, или говорил, что знает) незабвенный Остап Ибрагимович Бендер.
Сколько подобных способов знают современные телефонные мошенники, сказать трудно, но вот что можно утверждать с абсолютной уверенностью: каждый день они придумывают всё новые ухищрения, чтобы выманить у людей деньги. Так что бдительность по отношению к странным звонкам – наше всё! Ирина Петровна, конечно, молодец, но не каждый способен сохранить холодную голову в «чрезвычайной» ситуации. Сотрудники полиции не устают напоминать, особенно пожилым гражданам: если вам звонит якобы близкий человек, с которым (опять же якобы) случилась какая‑то беда, положите трубку и перезвоните ему сами. Если его телефон недоступен, попробуйте связаться с его коллегами или домочадцами. И сообщите о подозрительном звонке полицейским.
Иногда, правда, добропорядочным гражданам и самим удаётся немного поживиться за счёт тех, кто хотел их обмануть. Тут главное – не увлекаться…
…Получив смс от «менеджера по найму в Wildberries», Татьяна, женщина опытная и юридически подкованная, конечно, не поверила в возможность лёгкого заработка, который ей обещали (от 1000 до 25 000 рублей в день, буквально не вставая с дивана). Но ей стало любопытно: а как обманывать-то планируют? Она ответила на смс и затем вступила в предложенный чат в мессенджере. Работа действительно предлагалась непыльная: ставить лайки тем или иным товарам на маркетплейсе. Татьяна выполнила первое задание и действительно получила 300 рублей на карту. За следующие лайки ей перечислили ещё одну сумму, чуть побольше. Дальше задания усложнялись: требовалось уже купить тот или иной продукт. Якобы продавцу выгодно показывать в сети, что его товары пользуются спросом, а деньги он потом участникам чата вернёт, да ещё и с процентами.
Чат полнился сообщениями радостных «коллег» Татьяны: «Да, мне уже вернулись деньги с обещанными процентами! Да, я уже почти богат!» – ну или что‑то в этом роде. Но тут Татьяна уже не стала молчать и написала, что все они тут обманщики и она ничего покупать не собирается.
После этого из чата её удалили. А деньги (пусть и совсем небольшие), полученные от мошенников, на карточке остались!
Но не всем так везёт. Соцсети полны рассказами тех, кто, действительно получив на первых порах небольшое вознаграждение, поверил в схему и продолжил «игру на повышение». А вот когда дело доходит до более крупных покупок (а для кого‑то и 20 тысяч рублей – уже серьёзная трата), мошенники просто перестают выходить на связь. Так что, совершив финальную «покупку», доверчивый «сотрудник» понимает, что отдал деньги просто так и никакого возврата, а тем более «навара», не будет.
Мы поделились этой историей с пресс-службой компании Wildberries. Вот их официальный ответ:
«Налицо факт мошенничества. Мы никогда не предлагаем нашим покупателям альтернативные каналы связи, за исключением WB-чата. Мы не рассылаем смс и ссылки нашим клиентам. Не рекомендуем открывать ссылки из смс, а также со сторонних сомнительных ресурсов».
АБОНЕНТ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОСТУПЕН
Про звонки «из банка» вроде бы все уже много раз слышали: банковские сотрудники не будут звонить с рассказом о непонятных операциях по счёту и тем более не будут пытаться связаться с вами в мессенджерах. Но нет-нет, да всплывает новая история про обманутую пенсионерку, раскрывшую мошенникам три заветные цифры и лишившуюся вследствие этого нескольких тысяч (а бывает, что и миллионов) рублей.
Что тут можно сказать? В народе ходит шутка: «Если вам звонят из банка, значит, вам звонят не из банка!». Запомните это, пожалуйста!
Сравнительно недавно мошенники стали использовать новую уловку: при звонке представляются сотрудниками сотовых компаний и сообщают, что ваш абонентский договор буквально вот сегодня заканчивается, и завтра ваш телефон превратится просто в чёрную коробочку, поэтому надо срочно этот договор перезаключить. Если человек соглашается, ему присылают смс со ссылкой, по которой надо перейти. Делать этого, конечно, нельзя, таким образом мошенники получают доступ к вашим данным, и как они потом ими воспользуются, зависит только от их наглости и воображения.
Бывают довольно странные истории. Например, одной нашей читательнице на домашний телефон регулярно звонят якобы из полиции и спрашивают ее маму. Будто бы это связано с тем, что та числится свидетелем по какому-то делу… По какому, «следователь» не уточняет – кладёт трубку сразу после того, как узнает, что гражданка такая‑то ни здесь, ни где‑то ещё давно не живёт.
Непонятно, конечно, почему злоумышленники пользуются настолько устаревшей базой, но ясен их расчёт: стационарные телефоны сегодня остались в основном у пенсионеров, а пожилого человека легко обмануть.
Владелица телефона установила переадресацию звонков себе на мобильный и обнаружила, что «полицейские», очень заинтересованные в её почившей матери, звонят то из Беларуси, то из Германии, то из Швеции…
БОЛТУН – НАХОДКА ДЛЯ МОШЕННИКА
– Смотреть, откуда идёт звонок, бесполезно, нередко используются программы подмены номера, – говорит заместитель начальника отдела по раскрытию мошенничеств Управления уголовного розыска МВД по РТ подполковник Рафаэль Мусаев. – Но практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что в нынешнее время сотрудник полиции вряд ли будет звонить вам на городской телефон. Если вы будете нужны, к вам приедут, предоставят повестку, или на сотовый телефон позвонят. Основное правило: если начинаются какие‑то странные расспросы, надо прекратить разговор.
По словам Рафаэля Мусаева, количество преступлений, связанных с использованием информационных технологий (не только телефона, но и интернета), заметно растёт примерно с 2017 года. Появляются всё новые способы «отъёма денег у населения». За 11 месяцев 2023 года таких преступлений зарегистрировано 16360.
– Что касается количества расследуемых преступлений, их тоже достаточно много, – констатирует подполковник Мусаев. – Может, цифры раскрываемости кажутся не столь большими, но это потому, что дел, связанных с телефонными и интернет-мошенничествами, действительно очень много. Тем не менее среди регионов ПФО Татар‑ стан на первых местах по количеству выяв‑ ленных мошенников – более 1700 человек, и это больше показателей прошлого года. Мы знаем, как работать с такими делами, тут, в отличие от бытовых преступлений, злоумышленник всегда оставляет какой‑то след.
Рафаэль Мусаев развеял миф о том, что многие телефонные мошенники – это обитатели российских колоний и тюрем.
– В Татарстане мы в тюрьмах злоумышленников победили, – рассказывает он. – У нас хорошее взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний, так что в последние три года из наших исправительных учреждений подобные преступления не совершаются. А вот общее мнение о том, что часто подобные звонки совершаются с территории Украины, во многом оправдано. И это, к сожалению, причина того, что мы не всегда можем добраться до организаторов мошеннической схемы, в лучшем случае ограничиваемся поимкой их соучастников-курьеров на территории России. Хотя иногда за деньгами обманутых граждан присылают таксистов, которые даже не подозревают, что они участвуют в преступной схеме…
Ну а пока хитрые злоумышленники стараются брать количеством (телефонных звонков, новых обманных схем), мы можем постараться качественно подготовиться к встрече с ними. И помнить главный совет от сотрудников полиции: самый правильный метод борьбы с мошенниками, работающими в сфере информационных технологий, – не общаться! Класть трубку, не вступая в дискуссии, если вам звонят якобы из полиции, банка или от имени пострадавшего родственника (а если есть какие‑то сомнения, перезвонить потом непосредственно в банк, родственнику или в полицию); не переходить ни по каким ссылкам, присланным по смс; не верить рассылаемым в соцсетях и мессенджерах просьбам о материальной помощи (по крайней мере, пока лично не поговорите с просящим и не убедитесь, он ли это вам писал). И ещё неплохо время от времени мониторить интернет, чтобы знать, какие уловки используют новоявленные остапы бендеры, и не позволить им «командовать парадом».
Евгения Чеснокова
Фото: ru.freepik.com
Добавить комментарий