Открывайте, медведь пришёл!
ДТП с участием медведя случилось 27 сентября в Кукморском районе, возле села Ошторма Юмья. «Просто вылетает что‑то чёрное. Удар – я бью по тормозам, – рассказал водитель. – Машину мою выворачивает. Я в шоке, машина в шоке…» Люди и медведи в Татарстане в последнее время пересекаются всё чаще.
Водитель «Лады Калины» в аварии не пострадал, а вот автомобиль был помят изрядно. Для медведя всё закончилось ещё печальнее: от удара зверь погиб. В Татарстане бурый медведь – животное краснокнижное, за его убийство (даже невольное) полагается штраф.
МЫ СТРАННО ВСТРЕТИЛИСЬ…
Подумаешь – медведь…
Не хорёк всё-таки…
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
«Срочная новость! На реке Мёша, в районе Зимней Горки, Бимы, сегодня видели косолапого крупного размера. Будьте аккуратнее!» – такое сообщение появилось недавно в мессенджере одного из коттеджных посёлков в Лаишевском районе.
«Во время рыбалки на берегу Камы видели медведя. Рыбно-Слободский район, около Николаевки. На сигналы машин не реагировал» – вот ещё похожая информация, активно расходившаяся в конце лета в социальных сетях.
«Вылетел посмотреть ход весенне-полевых работ в республике – по дороге встретил медведя!» – Раис Татарстана Рустам Минниханов в апреле этого года запостил такое сообщение в своём телеграм-канале и сопроводил его подтверждающим видео.
– Встреча с медведем для нас уже – дело привычное, – рассказывает начальник межрайонного отдела Госкомитета по биоресурсам по Рыбно-Слободскому району Айнур Хабибуллин. – Мы регулярно выходим в леса на осмотры, и в последние годы медведей или их следы замечаем довольно часто. Ночью можно обнаружить медведя, когда идёшь с тепловизором. Они как раз ночью часто выходят кормиться на поля – овсяные, кукурузные… Мы, конечно, на осмотры ходим с оружием. А ещё я обычно беру с собой собаку. Медведь отлично умеет прятаться, а очень не хочется, чтобы встреча с ним застала врасплох. Собака зверя чует, начинает лаять, и он обычно уходит. Вообще, надо сказать, медведи людей стараются избегать и на прямой контакт не идут.
…И СТРАННО РАЗОЙДЁМСЯ
Медведь… Шутка сказать.
А я так беззащитна.
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
Хотя случаи, конечно, бывают разные. Опасной, по словам Рината Чиспиякова, начальника Управления охраны животного и растительного мира Госкомитета по биоресурсам, может быть в первую очередь медведица с детёнышами.
– Мои соседи по даче как‑то вышли прогуляться в лесок за окраиной села Гарь в Высокогорском районе, – рассказывает об относительно недавнем случае журналист Александр Латышев. – И прямо на тропинке увидели двух медвежат. Вскоре из‑за деревьев показалась и мать. Увидев людей в непосредственной близости от своего потомства, бросилась на людей. Хорошо, с ними был спаниель. Собака отвлекла зверя: стала с лаем набрасываться на медведицу, хватать её за лапы… Люди успели убежать. Да и сам спаниель оказался ловким и смог удрать от медвежьих когтей.
Сам Александр Латышев, заядлый грибник, тоже сталкивался и с медведем (кстати, на дороге, и был он в машине, но, слава богу, на этот раз всё закончилось благополучно), и с его следами. И было это тоже в непосредственной близости от села, где у него дача.
Так что же такое случилось в последнее время, что занесённого в Татарстане в Красную книгу зверя стали встречать всё чаще и что такие осторожные медведи всё чаще появляются вблизи людей?
– Может, это не медведи идут к людям, а люди – к медведям? – говорит Ринат Чиспияков. – Мы расширяем зону своего присутствия, активно застраиваем территории, на которых когда‑то жили только дикие звери.
Вспомним опять же тот инцидент на дороге. Наверняка на месте асфальтовой трассы некогда пролегала звериная тропа, по которой животные, может, ходили веками. Инстинкт говорит им, что надо идти именно там, а непонятные железные звери, несущиеся на них на большой скорости, – это не очень пока понятные для братьев наших меньших существа, их опасность для них – относительно новая вводная…
ЧТО ОХРАНЯЕМ, ТО И ИМЕЕМ
А сила медвежья?
– Не надо было дразнить зверя.
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
– В 1995 году, когда бурого медведя в Татарстане внесли в Красную книгу, на весь Татарстан косолапых насчитывали шесть-восемь особей, – вспоминает Ринат Чиспияков. – У нас ведь не самый лесистый регион, а медведю нужен лес… Но, например, в других регионах России этих хищников было достаточно, и охранительных мер против них не принималось, то есть и охота на зверя там была разрешена.
В то же время, продолжает представитель Комитета по биоресурсам, охотиться на медведя сложно: зверь это хитрый и осторожный. Так что реально отстреливать получается примерно треть от разрешённого лимита. В итоге только за последние десять лет численность медведей в стране выросла в полтора раза. Ну а раз везде их становится больше, то и у нас тоже. Татарстан ведь граничит с такими «лесными» регионами, как Кировская область, Марий Эл, Удмуртия… Вот тот же кукморский инцидент на дороге – там как раз недалеко кировские леса.
– Медведи очень умные животные, – говорит заместитель директора Казанского зоопарка по зооветеринарной части, кандидат биологических наук Александр Малёв. – Про Красную книгу они, конечно, не знают, но чётко понимают: вот на этой территории их иногда отстреливают, а на другой – нет. Естественно, они будут перемещаться туда, где их не трогают. Тем более что взрослому медведю нужна достаточно большая территория для обитания, куда другого взрослого зверя он просто не пустит. В итоге: охоты нет, популяция растёт (в спокойных условиях медведица может каждые два‑три года приносить по два‑три детёныша), и молодняк отправляется искать неосвоенные места.
К тому же Татарстан с его развитым сельским хозяйством гарантирует всеядному зверю нормальное пропитание (как мы уже писали, овсяные и кукурузные поля мишки очень уважают). Ну а близость к людям…
– Люди мало того, что застраивают территорию, так ещё и несанкционированные свалки нередко устраивают вблизи новых посёлков, – говорит Ринат Чиспияков. – Медведю такие легкодоступные источники пищевых отходов, конечно, в радость, они и идут к таким свалкам, как в бесплатные столовые.
Пока ещё краснокнижный зверь (точнее, его чучело) занимает почётное место в холле Госкомитета РТ по биоресурсам.
Сейчас специалисты Комитета по биоресурсам полагают, что в республике обитают около 70 медведей. Какие‑то из них живут у нас постоянно, какие‑то мигрируют из соседних регионов. Методика подсчётов, разводит руками Чиспияков, несовершенна, ибо лучше всего учитывать количество того или иного зверья зимой, когда следы на снегу чётко видны. Но медведи зимой спят, так что приходится ориентироваться на другие показатели: отпечатки лап на дороге после дождя, следы когтей на коре деревьев, разорённые пасеки и муравейники, помятые посевы на полях…
Так или иначе, понятно, что некогда краснокнижных зверей в Татарстане теперь стало более чем достаточно. В комитете подготовили обоснование для исключения бурого медведя из списка особо охраняемых в республике животных. Решение, говорит Ринат Чиспияков, должно быть принято в течение полугода.
А ТО СОВСЕМ СТРАХ ПОТЕРЯЕТ…
Хотите убить сотого медведя?
– Заманчиво…
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
Если медведя уберут из Красной книги, то на него разрешат охоту. Как бы ни печально это звучало для зоозащитников, эксперты считают: другого метода для контроля за популяцией зверя нет.
– Если мы не будем регулировать их численность, они ж вообще по деревням пойдут, им деваться-то будет некуда, – объясняет Александр Малёв. – И потом, охота – это ж не так, что тебе дали ружьё и ты пошёл всех подряд стрелять. Есть регулируемое количество лицензий, есть егеря, которые следят, чтобы соблюдались правила. Но всё‑таки нужно, чтобы медведь, хоть он и хозяин леса, человека боялся. Если он страх теряет, то человека начинает воспринимать как жертву.
У Малёва, кстати, своя давняя история отношений с косолапыми. В далёком 1979 году он, молодой специалист с дипломом ветеринарного института, работал в Минлесхозе Башкирии. Однажды, добираясь из одного посёлка в другой (пять километров пешком по таёжным тропинкам), Александр в какой‑то момент обнаружил на мокрой после дождя земле прямо перед собой, на тропе, свежий медвежий след размером с его фуражку. Кричать и звать на помощь в тайге бесполезно, бегать от медведя бессмысленно (это очень быстрый зверь).
– Был у меня перочинный ножик, открыл я его, иду дальше. Спокойно иду, не дёргаюсь, – вспоминает Малёв. – Через какое‑то время – опять след… Значит, идёт где‑то параллельно, специально следы оставляет… При этом самого его не видно, не слышно – медведь при своих немаленьких размерах умеет передвигаться совершенно бесшумно: мимо вас за деревьями пройдёт – вы и не заметите. В общем, шёл я спокойно с ножиком наперевес и дошёл до нужного места. Если бы испугался, побежал, начал паниковать – он бы меня, думаю, догнал и задрал. Но после этого я медведя сильно зауважал, понял, что этот хозяин леса к соседству с человеком относится с пониманием и без причины двуногих не трогает.
– А вообще, если в лесу есть медведь, то это здоровый лес, – бодро резюмирует Александр Малёв. – Этот зверь где попало жить не будет. Значит, с экологией в республике всё в порядке!
В казанском зоопарке Малёв много работает именно с медведями, и в своё время они вместе с известным российским специалистом по бурым медведям Валентином Пажетновым разработали методику возвращения медвежат, которые рождаются в зоопарках, в естественную среду. Для тех регионов, где охота на медведей разрешена, это оказалось вполне успешной практикой поддержания уровня популяции.
НАМ ПЕСНЯ ГДЕ ТОЛЬКО НЕ ПОМОГАЕТ
Шёл по лесу, вижу: медведь.
Голова лобастая, глаза умные.
Понравился он мне…
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
– В наших лесах обитает европейский подвид бурого медведя, – рассказывает Александр Малёв. – Как правило, такие животные не агрессивны. Вот если забредёт иногда из‑за Урала представитель сибирского подвида, он может оказаться не таким мирным. Но в любом случае, отправляясь в лес, надо помнить, что там можно встретить хозяина тайги, и вести себя аккуратно.
Многочисленным грибникам эксперты не рекомендуют забредать глубоко в чащу. Но поскольку, как видим, встретить медведя можно и возле жилых поселений, то лучше одному по лесу вообще не ходить.
– А во время совместной тихой охоты, – советует Ринат Чиспияков, – надо почаще и погромче переговариваться.
– У медведя генетический страх перед человеческим голосом, – продолжает тему Александр Малёв. – В Хабаровском крае как‑то была история: пенсионерка, собиравшая на болоте клюкву, столкнулась с медведем и несколько часов, не умолкая, громко «рычала». Так и продержалась, пока на её голос не пришли люди, – медведь подойти близко к «громкой» добыче в итоге не решился. Так что если вдруг – ну, попробуйте громко петь…
Убегать от медведя, как мы уже сказали, бессмысленно, пытаться спрятаться – тоже. Издавая громкие звуки, можно ещё поднять руки – так вы будете казаться больше, а зверь предпочитает не связываться с теми, кто крупнее него. Но в целом мишки и сами не очень рвутся общаться с людьми, на это и уповайте, отправляясь на природу. И ещё раз напоминаем: заметили медвежонка – никаких нежностей в память о Паддингтоне и Винни Пухе, убирайтесь от этого места по возможности побыстрее и подальше!
– А вообще, если в лесу есть медведь, то это здоровый лес, – бодро резюмирует Александр Малёв. – Этот зверь где попало жить не будет. Значит, с экологией в республике всё в порядке!
Евгения Чеснокова
Фото: tatar-inform.ru, Виталий Николаенко, Евгения Чеснокова, архив Александра Малёва, предоставлено пресс-службой Управления ГИБДД МВД по РТ
Добавить комментарий