А с нами дядька Черномор!*
Легенда под номером 61 - Гёкдениз Карадениз
14 июня 2018
На прощальный матч Карадениза в составе «Рубина» пришли более 25 тысяч зрителей, среди которых оба президента республики – первый и нынешний. Вот такая всенародная любовь! «Мин сезне бик яратам! Болельщики «Рубина», я вас очень люблю! Казань всегда будет моим домом», – растрогавшись в ответ на приветственный рёв трибун, говорит Карадениз на татарском и русском – наверное, впервые без переводчика.
ЛЕГЕНДА ПОД НОМЕРОМ 61
– Сколько себя помню, всегда играл в мяч, – рассказывает о себе он. – Это была моя любимая игрушка – других не признавал. Всегда хотел стать футболистом. Мечта сбылась – я счастлив.
Сегодня один из входов на стадион «Хюсейин Авни Акер», домашнюю арену турецкого «Трабзонспор», назван в честь Карадениза.
– Думаю, это жест уважения ко мне, – говорит он. – Я стал выгодной сделкой в истории «Трабзонспора». Продажа меня, как игрока, принесла клубу большие деньги. И я рад этому, потому что считаю себя воспитанником «Трабзонспора», люблю его тоже.
В его карьере футбольного игрока эти два клуба так и остались исчерпывающей историей. Каждому из них было отдано по десять лет жизни. Такое завидное постоянство – определенная стратегия или черта характера?
– И то, и другое. Но я люблю постоянство – это точно, – улыбается Гёкдениз. – Когда десять лет назад пришел в «Рубин», мне выдали немного вещей, среди них – сланцы. Они до сих пор со мной! Никому их не отдам‑с ними я стал чемпионом!
Сегодня над «Казань Ареной», словно флаг, – его футболка с номером 61. Этот номер навечно закреплен за Караденизом. С его именем связаны все главные победы «Рубина», в том числе над топовыми клубами Европы.
АМБИЦИИ РУБИНОВЫХ ПОБЕД
«Я пришел, чтобы стать чемпионом», – с таким смелым заявлением Карадениз влился в ряды рубиновцев. Но откуда взялась эта уверенность?
– Несколько раз «Трабзонспор» брал кубок Турции, поэтому победы для меня были вещью привычной. Как и сама мысль о том, что нужно бороться за самые высокие места и награды. Но что касается «Рубина», думаю, сначала ребята в мои слова не особо‑то верили. Всё изменилось, когда мы начали выигрывать. Я пришел в команду 2008-м, и в тот же год мы стали чемпионами России – это для меня было очень важно.
Та победа стала первой в истории казанского клуба. События развивались стремительно и непредсказуемо. Сначала, на старте, семь побед – одна за другой! Это был новый рекорд Премьер-лиги! За спиной у рубиновцев остались «Зенит», «Динамо», «Локомотив». Но впереди их ждали поражение от московского «Спартака», и затем еще семь игр подряд без побед...
– Мы тогда долго не могли выиграть, – говорит Карадениз. – Но и наши соперники тоже не могли! Помню, я сам себе тогда сказал: «Значит, не только мы, но и Всевышний хочет, чтобы мы стали чемпионами».
Голы турецкого полузащитника стали ощутимым вкладом в копилку победы. Карадениза назвали дорогим, но очень важным приобретением команды. Все последующие десять лет – тому доказательство. В 2009 году «Рубин» повторил свой спортивный подвиг, снова став чемпионом страны, а затем – обладателем Кубка России. Дважды выигрывал Суперкубок. Во все эти достижения Карадениз – теперь уже звезда казанского футбола – внес свой вклад. И даже когда блистательные победы команды сменились периодом неудач, он не прекращал восторгать болельщиков. Вот и последний сезон в качестве игрока «Рубина» принес Караденизу трофей в виде личной победы – его мяч, забитый в ворота «Анжи» в седьмом туре, признан болельщиками команды лучшим.
КАЗАНЬ – ЭТО НАВСЕГДА
Между прочим, десять лет назад приобрести Карадениза у «Трабзонспор» хотели еще и клубы Испании, Англии. Но конкурентную борьбу за футболиста выиграл казанский клуб. Карадениза такой поворот событий устроил. Собрав информацию о Казани, он – убежденный мусульманин – пришел к выводу, что жить в этом городе ему будет комфортно. Не ошибся – и город, и сам «Рубин» стали ему родными. До такой степени, что любовь к ним Гёк увековечил на своем теле – с некоторых пор его украшает татуировка «ФК Рубин Казань».
– Первое время мне было здесь трудно, – честно признается он. – Я не знал города, людей. Моя семья оставалась в Стамбуле. И я до сих пор не привык к холоду! Но, если суммировать всё, что я здесь пережил, могу сказать точно: в Казани я был счастлив. Здесь родился мой второй сын, старший сын и дочка пошли в международную школу – мы снова вместе. Я вижу, как люди ко мне относятся, уважают, любят. И я отвечаю им тем же. «Рубин» и Казань заняли большое место в моей жизни.
В память же казанцам о Караденизе останутся не только победы и блестящие голы, но и мечеть, которую он возводит недалеко от города, в селе Калинино. До окончания ее строительства осталось примерно полгода.
– В Турции очень много мечетей, здесь – меньше. Там, где строю я, поблизости ни одной. Поэтому и выбрал это место. Что же до самого строительства, то для него не должно быть много причин. Я мусульманин, я сделал это ради Аллаха. И я не очень доволен, что меня без конца об этом спрашивают. Как‑то пусто от этого получается, словно это хвастовство…
Но есть еще одна сторона его веры – жизнь по правде: «Я никогда не лицемерил, всегда говорил, что вижу и думаю». Наверное, далеко не всем нравится его честность и прямолинейность.
– Мое мнение такое: сегодня мы до конца командой все еще не стали, – повторяет Гёк. – Для этого мало собрать хороших игроков. Понятие «команда» гораздо шире – это и болельщики, и спонсоры, и власти города, республики. Все должны объединиться вокруг «Рубина» – только тогда мы станем настоящей командой! Сегодня у клуба есть проблемы, а вот такого объединения пока нет. Но в большом футболе все взаимосвязано. Тренер может собрать хороший состав, работать с ним днем и ночью, но если, например, игроки не получают вовремя зарплату, долго ли они смогут показывать хорошую игру? Знаете, команда – она как корабль. Если в корабле даже небольшая течь, он может утонуть.
– Ваша прямолинейность не мешает вам в жизни?
– Конечно, были сложности из‑за этого. Но перед лицом Создателя не могу обманывать, я должен говорить о тех проблемах, которые вижу. Правда каждому поначалу кажется острой. Но проходит время, и люди понимают, что я был прав. С другой стороны, у каждого правда своя – с этим не спорю. Принимаю доводы, и если вижу, что ошибался, обязательно об этом скажу. Критику в свой адрес воспринимаю так же. Никогда не скажу о себе: «Я всё всегда делаю правильно».
РОДОНАЧАЛЬНИК ДИНАСТИИ
В рубиновской жизни Карадениза случались разные времена. Был весьма нелегкий сезон под руководством испанца Хави Грасии. Тогда, по известным только им двоим причинам, Гёка не часто выпускали на поле. Футбола ему явно не хватало.
– Я не хочу назвать это плохим временем, – говорит он. – В футбольной карьере бывают такие зигзаги – это нормально. Но, вспоминая тот сезон, до сих пор считаю, что в отношении меня это было несправедливое время. Это было обидно, это меня огорчало. Почему так сложилось? Лучше спросите у тренера – он решал эти вопросы. Сам же могу сказать следующее: никто не может упрекнуть меня в том, что я мало трудился на тренировках, что мало постарался, и что мой вклад был меньше.
И, правда, каждый раз на поле Карадениз не переставал удивлять – столько страсти к футболу в «Рубине» мало кто демонстрировал.
– Это только на поле я такой – дома тихий! – смеется он. – Мне кажется, таким стилем игры меня наградил край, в котором я родился – там живут очень темпераментные люди. Как моя мама! Она одновременно может готовить четыре блюда – я за ней есть не поспеваю. Моя жена такая же.
В футбольной же семье Карадениза особое место занимает Курбан Бердыев. «В моей карьере это самый лучший тренер», – исчерпывающе определяет Гёк его роль.
– Если футболист захочет, он сможет у Бекиеча многому научиться. В турецком клубе я играл только в сторону атаки. Бердыев показал мне: насколько важна атака, настолько же необходима оборона. Важный момент – он очень любит детали. Всегда разбирает технические, тактические нюансы. Например, я не помню за всю свою турецкую карьеру, чтобы мы из аута забили гол. А с Бекиечем сделали это. Сначала отработали прием на тренировке, затем вышли на поле, специально создали момент из аута и забили гол. Таких историй было много. Кроме того, у Бердыева есть дар открывать игроков. А не каждый тренер способен разглядеть талант! Были случаи, когда футболист попадал к Бекиечу, и его карьера сразу шла в гору. Но вот его покупал другой клуб, и почти сразу же он там становился невостребованным…
Свои мечты о дальнейшей – уже тренерской – карьере Гёк также связывает с Бердыевым: «Хочу учиться у него, стать ему хорошим помощником. Но клуб со своей стороны тоже посмотрит, есть ли у него возможность оставить меня».
Первые его ученики – сыновья. Одному четыре, второму – десять. «Мы лучше тебя играем!» – в шутку говорят они отцу. В ответ тот смеется. Мальчишки любят футбол, но станет ли эта игра их судьбой?
– Оставляю этот выбор за ними, – говорит Карадениз. – А вот своей жизни без футбола я не представляю
* Карадениз переводится с турецкого языка как «чёрное море»
Орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» награждаются за выдающиеся заслуги в развитии государственности РТ, обеспечении прав и свобод граждан, развитии экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, искусства и спорта, а также за проявленные отвагу и мужество при охране общественного порядка. Знак ордена выполнен из серебра 925-й пробы.
Добавить комментарий