Эпоха Ильгама
Как "татарский соловей" очаровал Ростроповича
07 июня 2016
Ильгам Шакиров – выдающийся татарский певец, чье творчество – целая эпоха в исполнительском искусстве. Двадцать лет занимал должность художественного руководителя Татарской государственной филармонии им. Тукая, был ее ведущим солистом-вокалистом. Народный артист РФ и РТ. Обладатель Государственной премии им. Тукая и высокой награды в сфере искусства «Золотой Аполлон». В 2005 году награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».
«Ты убил меня этой песней!»
1974 год. Ильгам Шакиров дает концерт в Москве. Он еще не знает, что в зале сидит сам Мстислав Ростропович. После концерта легендарный музыкант зашел за кулисы. «Ты убил меня этой песней!», - воскликнул он вместо приветствия. Так, в самое сердце, поразила его «Кара урман».
Мстислав Леопольдович пригласил молодого певца к себе в гости. Позже Ильгам Шакиров рассказывал друзьям, что был крайне удивлен и растроган – стол в доме Ростроповичей был заставлен блюдами татарской кухни. До сих пор он вспоминает этот день как один из самых важных в своей жизни.
«Люди называют его «татарский соловей» - и в этом скупом, но емком определении вся суть особого назначения певца в искусстве... Он не просто открыл миру старинную татарскую песню, но и дал ей совершенное дыхание и звучание», - писал о нем другой гений песни ….Бюль-Бюль оглы.
Вот как описывал гастроли Шакирова тридцатилетней давности писатель Аяз Гилязов.
«Видели бы вы весенние улицы тогдашнего Альметьевска! Куда ни сверни, грязная жижа по колено. В клубе дает концерт Ильгам Шакиров. Он уже весьма популярен, слава о нем разлетелась далеко за пределы республики. Изрядно помесив грязь, освещая дорогу фонариками, собралось несколько сотен альметьевцев. На сцене шумит «Кара урман» («Дремучий лес»)… кручинится «Эниемэ хат» («Письмо маме»)… колобродят «Козге ачы жиллэрдэ» («На осенних суровых ветрах»)… На глазах у слушателей блестят слёзы. Не всем хватило мест, многие стояли в проходах, подоконники тоже был сплошь облеплены людьми, в дверных проемах – не протолкнуться. Певца снова и снова приглашали на сцену. Никто не хотел уходить».
В 2000-м году он первым из татарских артистов удостоился престижной премии «Золотой Аполлон». Раз в два года Министерство культуры РФ и Фонд по развитию отечественного музыкального искусства имени Чайковского вручают ее с формулировкой «За особые достижения в области музыки и хореографии». Среди лауреатов – живые легенды российской сцены.
Не изменяя себе
Как-то во времена советской власти пригласили Ильгама Шакирова в обком партии на встречу с первым секретарем. В кабинете тот панибратски положил руку певцу на плечо и начал учить его, как правильно петь «Кара урман». Целых пятнадцать минут объяснял. Больше Шакиров не переступал этот порог…
Историю эту описал когда-то Мухаммет Магдеев. Писателя, как и многих других, всегда восхищала несгибаемая сила духа Шакирова.
«Нам с вами прекрасно известны имена тех прославленных певцов, которые желая потрафить власть имущим, поддались сиюминутной конъюнктуре. Сколько раз менялась в стране политическая обстановка! Уроженец Сарманова не изменил своего творческого направления пропаганды народной песни во времена Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, не изменяет он своему выбору и сегодня...».
Он был и остается исследователем народной песни. По крупинкам собирал ее в разных уголках планеты – и в татарстанской глубинке, и в гостях у представителей татарских диаспор, разбросанных по всему миру.
- Ильгам – большой ученый, - рассказывает поэт Гарай Рахим, близкий друг Шакирова. - Он знает культуру и искусство татар с древнейших времен. Знает и традиции – национальную кухню, старинный быт, обычаи. Опираясь на эти знания и факты, спорит даже с представителями науки! Сегодня многие современные исполнители поют татарские песни как придется. Даже слова неправильно произносят. У него же все до мелочей выверено. А еще у Ильгама есть свой неповторимый «мон» - необыкновенная печальная гармония, присущая только татарской песне. Это слово даже на другие языки не переводится.
Имя ему – вдохновение
Ильгам в переводе на русский язык означает «вдохновение». Совпадение или умысел судьбы? Кто бы мог знать, что этому мальчику, родившемуся в окрестностях Сарманова в семье простого кузнеца Гильмутдина, будет рукоплескать весь мир.
Жизнь ему выпала нелегкая. В страшном 1937-м, когда Ильгаму было два года, по ложному доносу арестовали отца. Так и не увидел его больше – Гильмутдин умер в колонии от болезней и голода. Он был реабилитирован в 1972 году «за отсутствием состава преступления».
Были в жизни маленького Ильгама и ужасы военного быта. От голода, как и другие, спасался подаянием, а когда не подавали – пел. Кусочки черствого хлеба и вареной картошки стали его первым гонораром.
Голос Ильгама любила вся деревня. В школе убедили, что нужно учиться дальше. Думал и сомневался долго, в итоге опоздал на вступительные экзамены. В Казанское музыкальное училище приехал поздней осенью и сразу – к директору Ильясу Аухадееву. Тот, под натиском юноши, согласился его прослушать, а после… созвал целую комиссию. Ильгам зачислен!
Композитор Фасиль Ахметов описал свое знакомство с Шакировым так.
«В один из дождливых тоскливых дней порог музыкального училища перешагнул паренек. В телогрейке, кирзовых сапогах, обритый наголо под машинку. «Я собираюсь здесь учиться пению», - сказал он. Мы, недолго думая, прихватили гармонь и зашли в одну из пустых аудиторий. Наш новый знакомый запел так, что слышно было в самых отдаленных уголках училища. В аудитории стало тесно от нахлынувших студентов».
Ильгам проучился в училище недолго – на следующий год, по ходатайству педагогов, был зачислен в консерваторию. Он еще студент, а его голос уже знаком всей республике. Ильгам выступает на радио, и народ принимает его! Уже в 60-е годы певец страшно популярен. Рабочие и колхозники, ученые и деятели искусства, молодежь и старики, татары и представители других национальностей, живущие в Советском Союзе и далеко за его пределами – все, кто хоть раз слышал татарскую песню в его исполнении, навсегда оставляют ее в своем сердце.
Когда в душе пожар
- А, вы знаете, он всегда был очень веселым парнем, – говорит Гарай Рахим. – И прямолинейным! В былое время не стесняясь называл Минкульт Министерством культуры и отдыха. Мы познакомились в начале 60-х. Ильгам был на вершине популярности, а я – начинающий поэт, которого впервые напечатал журнал. Неожиданно он сам подошел: «О, Гарай! А я знаю тебя – читал твои стихи. Спасибо!». В нем никогда не было налета «звездности».
Про шутливый характер Шакирова «гуляет» много баек. Иногда юмор становился его оружием и в щекотливых ситуациях. Одну такую историю описал телеведущий Ильдар Киямов. «Раз кто-то написал донос в партийный комитет, мол музыканты из группы Шакирова отрастили волосы, на сцену выходят небритыми. Как так? Певца призвали к ответу Но Шакиров сумел выкрутиться. Увидев на стене портрет Карла Маркса, спросил: «Ему можно, а мы, значит, бриться должны?». Претензии как-то сами собой отпали».
Но, пожалуй, самая показательная история произошла с Ильгамом Шакировым на гастролях в Башкирии. Во время выступления певца со сцены повалил дым – сгорел усилитель. Весь антракт музыканты были озабочены проблемой – ни микрофона, ни электроинструментов. И вот началось второе отделение. Ильгам выходит и поет «по- старинке» - только голос и баян. В итоге его буквально, заваливают записками – зрители благодарят… пожар. Ведь он позволил им насладиться чистым голосом знаменитого Ильгама Шакирова, поднявшего татарскую народную песню на недосягаемую высоту.
Редакция благодарит Фонд «Жиен» за предоставленные материалы
Добавить комментарий