Феномен Алекно - о тренере, который сделал казанский клуб лучшим в мире
Одно из главных событий в мире волейбола этого года свершилось: клуб «Зенит-Казань» стал лучшим на планете!
19 декабря 2017
Одна из самых ярких иллюстраций результативности такого единства и борьбы противоположностей – это история казанского волейбольного клуба «Зенит», который Алекно тренирует без малого 10 лет. С 2014 года клуб не знает поражений в европейской Лиге чемпионов, в российской Суперлиге и играх за Кубок России. Под поражением здесь понимают второе место. Прямо сейчас «Зенит» завершает свой «шестой поход за мировой короной», как говорят в его пресс-службе, – за титулом сильнейшего клуба мира. Не отдав ни одной партии, команда оказалась в финале. Эксперты считают, что шансы клуба получить звание сильнейшего велики как никогда. Но что потом? Ведь, кажется, по-хорошему заводят Владимира Алекно лишь непокорённые высоты.
ТРАГЕДИЯ, НО НЕ ПОРАЖЕНИЕ
Одним из звёздных шансов, выпавших Алекно-игроку, была возможная поездка в Сеул на Олимпиаду-88. В свои 22 года он уже отыграл три сезона в дубле легендарной ЦСКА и был назначен капитаном второй сборной страны. Приближалась Олимпиада, и тренер Геннадий Паршин принял решение призвать игрока на сборы. Алекно попадал в сборную – 12-м. Но за неделю до Олимпийских игр один из связующих подвернул ногу. Чтобы подстраховаться, Паршин взял в команду третьего связующего – будущую волейбольную легенду Вячеслава Зайцева, и Алекно на Олимпиаду не поехал. «У меня не сохранилось каких‑то особых воспоминаний о том периоде. Но вот этот момент – что я не поехал в Сеул – это была трагедия, – говорит Владимир Романович. – Но я был молод, и мне хотелось побеждать. Сегодня я встречаю молодых игроков, которые в стрессовые моменты оказываются на грани или готовы опустить руки, если у них что‑то не получается. Но высот в спорте таким не видать».
ФРАНЦУЗСКИЙ СЕРПАНТИН
Эволюция спортивной карьеры Владимира Алекно началась в год распада СССР: его пригласили в болгарский клуб «Левски-Спартак», который вскоре стал чемпионом страны. Спустя два года спортсмен играл уже за итальянские клубы. Два года беспощадный итальянский волейбол – страна переживала бум этой игры, и нагрузки были немалыми – испытывал Алекно на прочность. Затем тренер французской сборной Филипп Блан пригласил игрока во Францию. Так начался его французский период. Алекно играл сначала в «Каннах», потом – в «Туре», где, как говорит сам тренер, «получил шанс стать тем, кем стал». Потому что именно менеджер «Тура» в 1999 году предложил спортсмену, боровшемуся с болями в колене и лишним весом, завершить сезон играющим тренером, а потом занять пост главного.
БЕЗ НИХ ЕГО НЕ БЫЛО БЫ
Самому Алекно с главными тренерами повезло. Ими были Вячеслав Платонов и Юрий Чесноков, люди, на которых несколько десятилетий держалось развитие советского мужского волейбола. Свою первую встречу с Чесноковым Алекно вспоминает так: «Меня из армии забрали играть в ЦСКА. Шла товарищеская встреча между ними и «Динамо». Я сидел на скамейке запасных и следил за игрой. Ко мне подошёл Чесноков и что‑то сказал. Я, увлечённый происходящим на поле, почти не глядя кивнул, и он ушёл. Подошёл другой игрок и сказал мне: «Люди стоя перед ним дрожат, а ты сиднем сидишь…» С тех пор надо, не надо – я стоял перед Чесноковым по струнке. Он был жёсткий, иногда даже авторитарный, но, безусловно, великий тренер». Владимир Романович жалеет о том, что не делал записей тренировок с Чесноковым, его тактики: «Я и сейчас со всем своим опытом не могу провести одновременно и одинаково интенсивно тренировки на двух площадках для 18 игроков, а он мог». Но главным учителем тренер считает Вячеслава Платонова, записи размышлений и упражнений которого очень помогли Алекно уже в бытность его тренером «Тура». «Его тактика заинтересовала меня ещё когда я играл в составе сборной. Он, например, мог не выпустить игрока, показавшего отличный результат накануне. Считал, что на следующий день спортсмен не сможет показать столь же блестящей игры».
ЛОНДОН НАВСЕГДА
Именно результаты тактических решений Алекно во многих играх выглядят чем‑то сверхъестественным. Победа в Лондоне, которую иначе, как чудом не назовёшь, золотом вписана в историю российского волейбола. Хорошо подготовленная Алекно команда вышла в финал, но перед игрой атмосфера была напряжённой: соперником стала сборная Бразилии, единственная команда, которой россияне проиграли на групповом этапе. Кроме того, почти все наши волейболисты проходили реабилитацию по поводу недавних травм. «Их убивали. Но они выжили» – таким был свежий заголовок на одном из отечественных спортивных порталов. С самого начала решающий матч складывался не в пользу россиян. После двух проигранных сетов, когда болельщики уже не рассчитывали на победу, Александр Волков неожиданно выставил блок, разбивший очередную атаку бразильцев. На подачу вышел Сергей Тетюхин и развернул матч, а затем, неожиданно для всех, в том числе и для своих игроков, Владимир Алекно заменил на позиции диагонального Максима Михайлова Дмитрием Мусэрским, который и возглавил разгром противника: наши спортсмены сумели отыграть два матчбола, сравнять счёт и вырвать победу у сборной Бразилии – 3:2.
«Во всём, что там происходило, была воля Всевышнего, – говорит Владимир Алекно. – Она, а ещё хорошо сыгранная команда. Настоящая команда победила. А о том, что сделал я, говорить не стоит… У меня есть интуиция, и стараюсь к ней прислушиваться. Получается или нет – другой вопрос». И, говоря о Лондоне, напоминает: кроме игроков, имена которых в ту Олимпиаду стали известны всей стране, в победе приняли участие и оказавшиеся в тени игроки Александр Бутько и Сергей Гранкин, и те, кто сопровождал команду: тренер по физподготовке, врач, массажисты, менеджер, помощник Серджо Бузато.
НЕ НАПОЛЕОН
На предположение о том, что Владимир Романович, возможно, планирует четвёртое возвращение в сборную в качестве главного тренера, он отвечает: «Сборная обходится без меня. Её тренирует другой тренер, они выиграли чемпионат Европы. Пока я там не нужен». В последний раз пост тренера сборной Алекно покинул после Олимпиады в Рио, где команда заняла четвёртое место. На него тогда обрушилось много критики. Он вспоминает, что от возвращения на этот пост в 2010 году для подготовки сборной к Играм в 2012‑м его предостерегали многие уважаемые им люди. «Но я не Наполеон. Я не мог наблюдать за сражением со стороны, если мог в нём участвовать», – говорит тренер.
СЕДЬМОЙ ИГРОК
Одно из самых ярких его воспоминаний о жизни за границей связано с игрой в «Туре». На трибунах маленького городка на матчи собиралось не меньше трёх тысяч человек. А когда «Тур» победил в Кубке Франции и стал играть в Лиге чемпионов, попасть на игру стало невозможно. И вот двадцать лет спустя главное в его рассказе о самой свежей из крупных побед «Зенита» (в Суперкубке России – 2017) – это трибуны. «Самое большое наше достижение – мы собрали этим матчем полный зал. Обалденная была атмосфера. Такой зал – это седьмой игрок на площадке. Этим матчем мы заработали три очка и в шестой раз получили Суперкубок России… Это было просто супер».
P.S. Пока верстался номер, одно из главных событий в мире волейбола этого года свершилось: клуб «Зенит-Казань» стал лучшим на планете! Сработало всё: и мировой класс зенитовцев, и свойственная Алекно скрупулёзная аналитическая подготовка к каждому матчу, и, наконец, фантастический настрой на победу.
Орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» награждаются за выдающиеся заслуги в развитии государственности РТ, обеспечении прав и свобод граждан, развитии экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, искусства и спорта, а также за проявленные отвагу и мужество при охране общественного порядка. Знак ордена выполнен из серебра 925-й пробы.
Добавить комментарий